Система топливоподачи и регулирования газотурбинного двигателя
Система относится к области авиационного топливорегулирования. Система содержит электроприводной насосный агрегат, управляемый по частоте вращения, и электронный блок управления. Насосный агрегат состоит из насоса и последовательно включенного в топливную схему объемного дозирующего устройства с элементом поддержания постоянного перепада давлений. Указанные составляющие насосного агрегата имеют общий вал привода от электродвигателя. При подаче топлива от насоса к объемному дозирующему устройству и далее на выход и форсункам двигателя за счет поддержания постоянного перепада давлений на дозирующем устройстве сохраняется величина внутренних перетечек в этом устройстве, независимо от давления на форсунках, что обеспечивает повышение точности дозирования и расширяет область применения системы. 4 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к системам топливорегулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). В практике авиационного топливорегулирующего агрегатостроения используются как системы, содержащие в качестве топливоподачи насосы с приводом от вала ГТД, так и системы, имеющие насосы топливоподачи с приводом от электродвигателя. Последние используются преимуществено для малоразмерных маршевых авиадвигателей или в качестве самолетных вспомогательных силовых установок и являются новым направлением в развитии электронно-гидромеханических систем регулирования ГТД.
Известна система топливоподачи и регулирования ГТД, содержащая шестеренный насос с управляемым электроприводом, электронный регулятор, включающий в себя блок управления частотой вращения электродвигателя привода, датчик расхода топлива. Дозирование топлива осуществляется изменением частоты вращения электродвигателя привода насоса (см. , например, Научно-технический отчет "Экспериментальные исследования демонстрационного образца САУ и топливопитания с управляемым электроприводом топливного насоса на двигателе ТА-12", номер госрегистрации Х75284, М., ЦИАМ им. Баранова П.И., 1991 г., стр.8, 20, рис.1.1). Недостатком этой системы является относительная сложность обеспечения точности дозирования, т.к. требуется компенсация нестабильности и неоднозначности расходной характеристики относительно частоты вращения шестеренного насоса, что объясняется нестабильными внутренними перетечками топлива в качающем узле. Используемый для этого датчик расхода (или система датчиков) утяжеляет структуру системы регулирования, требует дополнительного места для размещения в компоновке двигателя, что исключает возможность использования такой системы в реальных конструкциях малоразмерных ГТД, т.е. сужается область ее применения. Кроме этого, включение датчика расхода (например, турбинного типа) в систему автоматического управления (САУ) противоречит основной концепции применения электронно-гидромеханических САУ с полной электронной ответственностью (максимально возможное сокращение количества гидромеханических элементов). Наиболее близким техническим решением является система топливоподачи и регулирования ГТД, содержащая шестеренный насос с управляемым электроприводом и электронный регулятор, включающий в себя блок управления частотой вращения электродвигателя привода (см. Научно-технический отчет "Экспериментальные исследования демонстрационного образца САУ и топливопитания с управляемым электроприводом топливного насоса на двигателе ТА-12", номер госрегистрации Х75284, М., ЦИАМ им. Баранова П.И., 1991 г., стр.12, 13, 25, рис.2.1). В данной системе не требуется датчик расхода (или система датчиков), т. к. здесь используется косвенный метод определения расхода Gт=f(nэд, Рт), где nэд - частота вращения электродвигателя, Рт - давление топлива на выходе насоса. Косвенный метод определения расхода и дозирования топлива заключается в использовании в счетно-решающем устройстве электронного регулятора расчетно-экспериментальной зависимости производительности топливного шестеренного насоса от частоты вращения его привода с учетом изменения давления на форсунках ГТД (как следствие изменения расхода топлива на них). В соответствии с этой зависимостью, введенной в электронную память программного блока, регулятор, выполняя заданные законы регулирования, задает тот или иной уровень частоты вращения привода топливного насоса для обеспечения необходимого расхода топлива на форсунках ГТД. Недостатком этой системы является значительная зависимость точности дозирования топлива от внутренних перетечек в насосе, т.к. программа регулирования не может учитывать в достаточной мере все факторы, влияющие на внутренние перетечки в насосе, особенно если учесть множественность сочетаний производственных допусков, влияющих на монтажные зазоры в качающем узле. Таким образом, здесь точность дозирования в большей степени зависит от величины перепада давлений топлива в зазорах качающего узла, который, в свою очередь, зависит от перепада давлений топлива на самом насосе. Так по данным исследования (см. Научно-технический отчет "Экспериментальные исследования демонстрационного образца САУ и топливопитания с управляемым электроприводом топливного насоса на двигателе ТА-12", номер госрегистрации Х75284, М., ЦИАМ им. Баранова П.И., 1991 г., стр. 9) в диапазоне частоты вращения nнac=50... 100% при изменении давления за насосом от 0 до 5 кгс/см2 утечки составляют 27 и 8% при изменении давления от 5 до 10 кгс/см2. Необходимая же точность дозирования в подобных САУ ГТД должна быть не хуже 3%. Кроме того, точность дозирования зависит от изменения температуры топлива, т.к. при изменении вязкости топлива по температуре перетечки также количественно изменяются. Задачей изобретения является повышение точности дозирования топлива и расширение области применения системы топливоподачи и регулирования газотурбинных двигателей, использующих топливные насосы с управляемым электроприводом. Поставленная задача решается за счет того, что в систему топливоподачи и регулирования ГТД, содержащую электроприводной насос топливоподачи объемного типа и блок управления частотой вращения электродвигателя насоса, введено объемное дозирующее устройство с элементом поддержания постоянного перепада на нем сливного типа, которое установлено последовательно насосу так, что выходной канал насоса является входным каналом дозирующего устройства, и которое имеет общий привод с насосом. При этом объемное дозирующее устройство и насос топливоподачи могут быть выполнены в виде однотипных шестеренных качающих узлов, а элемент поддержания перепада давлений - в виде гидравлического клапана поддержания постоянного перепада давлений сливного типа или электромеханического управляемого исполнительного механизма с первичными датчиками давлений, установленными во входном и выходном каналах дозирующего устройства. Дополнительно в одном из каналов объемного дозирующего устройства может быть установлен датчик температуры, выход которого связан блоком управления частотой вращения электродвигателя привода насоса, а в блок управления введена программа коррекции частоты вращения по температурному изменению плотности топлива и установлен переключатель сорта топлива. По сравнению с прототипом заявляемая система обеспечивает дозирование топлива при постоянных, независимо от давления топлива на форсунках и достаточно однозначно учитываемых (программным блоком управления) перетечках в дозирующем устройстве. При этом относительная величина перетечек (qпер/Qтф), где qпер - величина перетечек, Qтф - расход топлива на форсунках, по своему уровню значительно меньше (~2% против 8%), чем у прототипа. Это объясняется наличием постоянного и достаточно малого (2 кг/см2, не более) перепада давлений на дозирующем устройстве и, как следствие, стабильного перепада давлений в зазорах вращающегося рабочего органа дозатора. Обеспечение постоянства отрегулированного уровня перепада определяется незначительной зависимостью избытков перепускаемого топлива на элементе поддержания постоянного перепада давлений при изменении частоты вращения привода насоса. В свою очередь, этот эффект получен за счет использования общего электропривода насоса и дозатора. Все это определяет качественную сторону заявленного технического решения, повышающего точность дозирования. Сущность заявленного технического решения представлена на чертежах. На фиг. 1 приведена схема топливоподачи и регулирования ГТД. На фиг.2 дана графическая иллюстрация особенности расходных характеристик заявляемого технического решения, где линия А характеризует потребные расходы на форсунках двигателя, обеспечиваемые объемным дозирующим устройством с единым электроприводом по заявляемому техническому решению; линия Б - производительность насоса топливоподачи с единым электроприводом. Обозначения на фиг.1: ЭППД - элемент поддержания постоянного перепада давлений; на фиг.2:
Формула изобретения
1. Система топливоподачи и регулирования ГТД, содержащая электроприводной насос топливоподачи и блок управления частотой вращения электродвигателя насоса, отличающийся тем, что введено объемное дозирующее устройство с элементом поддержания постоянного перепада давлений на нем, установленное последовательно насосу так, что выходной канал насоса является входным каналом дозирующего устройства, и имеющее общий привод с насосом. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что объемное дозирующее устройство и насос топливоподачи выполнены в виде шестеренных качающих узлов. 3. Система по п.1, отличающаяся тем, что элемент поддержания постоянного перепада давлений выполнен в виде гидравлического клапана поддержания постоянного перепада давлений сливного типа. 4. Система по п.1, отличающаяся тем, что элемент поддержания постоянного перепада давлений выполнен в виде электромеханического управляемого исполнительного механизма с первичными датчиками давлений, установленными во входном и выходном каналах дозирующего устройства. 5. Система по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно в одном из каналов объемного дозирующего устройства установлен датчик температуры, выход которого связан с блоком управления частотой вращения электродвигателя привода насоса, а в блок управления введена программа коррекции частоты вращения по температурному изменению плотности топлива и установлен переключатель сорта топлива.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2