Способ разрушения ледяного покрова
Изобретение относится к судоходству в условиях ледяного покрова. Сущность изобретения: подводное судно перемещают подо льдом с резонансной скоростью, возбуждая изгибно-гравитационные волны, при этом во время движения судну придают отрицательную плавучесть и перекладывают рубочные и кормовые горизонтальные рули на положительные углы атаки для удержания судна на заданной глубине. Отрицательную плавучесть придают путем приема избыточного балласта в цистерны главного балласта, уравнительные, быстрого погружения, замещения и т.д. Поворотом рулей и балластом силу плавучести приводят к нулю, сопротивление воды движению судна возрастет, что увеличит высоту волн и повысит эффективность разрушения льда.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду.
Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ) определенной высоты, возбуждаемыми подводным судном (1. В.М. Козин, А.В. Онищук. Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна. - ПМТФ, Новосибирск, ВО "Наука", 1994, 2, 78-81). Известный способ осуществляется следующим образом. Судно всплывает на безопасную глубину и движется подо льдом с резонансной скоростью Vp, т.е. со скоростью, при которой высота возбуждаемых ИГВ максимальна. Недостатком способа является ограниченность высоты ИГВ, т.е. их ледоразрушающей способности, которая при резонансной скорости судна определяется заглублением и воздоизмещением последнего [1]. Задачей заявляемого изобретения является повышение эффективности разрушения ледяного покрова. Технический результат, достигаемый в процессе решения поставленной задачи, заключается в увеличении высоты ИГВ при не меняющихся резонансной скорости и величины заглубления судна. Существенные признаки, характеризующие изобретение. Ограничительные: ледяной покров разрушается подводным судном путем возбуждения во льду ИГВ при движении судна подо льдом с резонансной скоростью. Отличительные: во время движения судна ему придают отрицательную плавучесть и перекладывают рубочные и кормовые горизонтальные рули на положительные углы атаки для удержания судна на заданной глубине. Известно (2. А.А. Костюков. Сопротивление воды движению судов. Л.: Судостроение, 1966. - 448 с. ), что с ростом угла атаки сопротивление крыла (горизонтального руля) возрастает. Поэтому, если для удержания подводного судна на заданной глубине приходится перекладывать горизонтальные рули на положительные или отрицательные углы атаки

Формула изобретения
Способ разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающийся в возбуждении во льду изгибно-гравитационных волн при движении судна подо льдом с резонансной скоростью, отличающийся тем, что во время движения судна ему придают отрицательную плавучесть и перекладывают рубочные и кормовые горизонтальные рули на положительные углы атаки для удержания судна на заданной глубине.