Полимерный трубопровод
Изобретение относится к области производства трубопроводов в нефтяной, газовой и химической отраслях промышленности и для транспортирования агрессивных сред. Техническим результатом изобретения является возможность использования его на любых поворотах трассы без применения дополнительных устройств и вставок в трубопровод, при упрощении сборки его в полевых условиях, при повышении надежности работы соединений в условиях агрессивных сред и высоких давлений за счет использования в корпусе неразъемного соединения труб из армированного термопласта металлической наружной составной гильзы, сварки частей втулки внутри этой гильзы и получения при этом термопластового замка. Это достигается тем, что корпус неразъемного соединения выполнен в виде металлической гильзы, выполненной составной из отрезков металлических труб, сваренных между собой по торцевым поверхностям под углом 0 Изобретение относится к производству и строительству трубопроводов в химической, газовой и нефтяной отраслях промышленности для использования в условиях агрессивных сред и высоких давлений. Формула изобретения РИСУНКИ<90
, а в стенках гильзы выполнены полости в виде отверстий для выхода грата и кольцевых расточек, выполненных на внутренних поверхностях отрезков труб с образующими поверхностями под углом
0 к осям соединяемых труб, при этом металлическая гильза охватывает цилиндрические поверхности термопластовой втулки с законцовками для ввода труб, а сама втулка выполнена из двух частей, сваренных между собой по торцевым поверхностям, и охватывает законцовками цилиндрические поверхности труб, и, наконец, корпус содержит термопластовый замок, сформированный в процессе сварки торцов частей втулки, путем заполнения полостей, выполненных в соединении, расплавленным термопластом, при этом части втулки вводятся в термостатированную гильзу и свариваются там под тем же углом 0
<90
, что и отрезки металлических труб. 1 ил.
<90
, а в стенках гильзы выполнены полости в виде отверстий для выхода грата и кольцевых расточек, выполненных на внутренних поверхностях отрезков труб с образующими поверхностями под углом
0 к осям соединяемых труб, при этом металлическая гильза охватывает цилиндрические поверхности термопластовой втулки с законцовками для ввода труб, а сама втулка выполнена из двух частей, сваренных между собой по торцевым поверхностям, и охватывает законцовками цилиндрические поверхности труб, и, наконец, корпус содержит термопластовый замок, сформированный в процессе сварки торцов частей втулки путем заполнения полостей, выполненных в соединении, расплавленным термопластом, при этом части втулки вводятся в термостатированную гильзу и свариваются там под тем же углом 0
<90
, что и отрезки металлических труб. Выполнение трубопровода с соединительным элементом, выполненным в виде корпуса с наружной металлической гильзой позволяет повысить нагрузочную способность и надежность трубопровода при работе в условиях высоких давлений и агрессивных сред. Выполнение гильзы, составной из отрезков металлических труб, сваренных под углом 0
<90
, позволяет получить трубопровод заданного направления трассы без дополнительных вставок и элементов, изменяющих направление трассы трубопровода. Выполнение втулки составной из двух частей позволяет свободно вводить их в металлическую гильзу с двух сторон и сваривать торцы частей втулки внутри гильзы, одновременно формируя термопластовый замок из расплавленного термопласта втулки. Выполнение в гильзе технологических отверстий для выхода грата и кольцевых расточек с образующей под углом
0 к осям соединяемых труб позволяет создать полости для заполнения термопластом. При приложении усилия к частям втулки в процессе сварки расплавленный термопласт заполняет все полости, выполненные в соединении, формируя термопластовый замок заданной конфигурации, т.е. фактически изменяя диаметр посадочной поверхности втулки, обеспечивая тем самым плотное надежное соединение полимера с металлом гильзы, а в целом нагрузочную способность трубопровода. Наличие в гильзе отверстий для выхода грата позволяет не только контролировать процесс сварки, но и обеспечивает надежное соединение труб между собой, а также с металлической гильзой. Выполнение неразъемного соединения в виде наружной металлической гильзы, вставленных в нее частей втулки, образующих в процессе сварки между собой дополнительный термопластовый замок, позволяет получить готовый узел для последующей сборки трубопровода в полевых условиях. Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах изобретения, позволил установить, что заявитель не обнаружил аналоги, характеризующиеся признаками, тождественными (идентичными) всем существенным признакам устройства. Выбор прототипа позволил выявить совокупность существенных отличительных признаков устройства, не известных из уровня техники и не вытекающих для специалиста явным образом из известного уровня техники. Заявитель считает, что заявляемое изобретение соответствует условиям "новизна" и "изобретательский уровень". Полимерный трубопровод представлен на чертеже узлом трубопровода в виде неразъемного соединения труб из армированного термопласта, продольный разрез. Устройство содержит соединяемые армированные трубы 1, термопластовую втулку 2, сваренную из двух частей, с законцовками 3, приформованными к трубам 1 известным способом [1] сварки встык нагретым инструментом либо сварки при помощи деталей с закладными нагревателями, и металлическую гильзу 4. Гильза 4 выполнена из двух отрезков металлических труб 4', в которых радиально выполнены отверстия для выхода грата 5 и на поверхностях которых по внутреннему диаметру выполнены кольцевые расточки 6, с образующими поверхностями под углом
0 к осям отрезков труб. Угол
и длина расточек выбираются в зависимости от диаметра термопластовых труб 1, давления в трубопроводе, толщины стенок гильзы 4, а также от величины осевых усилий, необходимых для сварки термопласта. Отрезки труб обрезаны и сварены между собой по торцевым поверхностям под углом 0
90
. Угол
определяется направлением трассы трубопровода. Кольцевые расточки 6 образуют с наружными поверхностями втулки 2 кольцевые полости 7. Полости 7 в сочетании с отверстиями для выхода грата 5 при заполнении их термопластом образуют единый кольцевой термопластовый замок 8. Трубу для изготовления трубопровода получают известным способом, протягивая объемный армирующий каркас через формирующий экструдер и заливая каркас связующим полимером [2]. Сборку трубопровода осуществляют следующим образом. Неразъемные соединения термопластовых труб 1 получают сборкой металлической гильзы 4 с втулкой 2 с законцовками 3. Для этого берут заготовки отрезков металлических труб 4', выполняют в них отверстия для выхода грата 5 и кольцевые расточки 6, образующие поверхности которых направлены под углом
0 к осям соединяемых отрезков труб. Угол
и длина расточек выбираются в зависимости от диаметра термопластовых труб 1, давления в трубопроводе, толщины стенок гильзы 4, а также от величины осевых усилий, необходимых для сварки термопласта. Обрезают и сваривают отрезки труб по торцам под заданным углом 0
<90
друг к другу, получая, таким образом, гильзу 4. Термостатируют (нагревают объект до определенной температуры и поддерживают эту температуру в течение определенного времени) гильзу 4 при температуре плавления термопласта. Нагревают торцы частей втулки 2 до температуры плавления термопласта (200-250oС) известным способом [1] , прижимая их к нагретому инструменту. Затем вставляют части втулки с двух сторон в термостатированную гильзу 4, соединяют их между собой, прикладывая к ним осевое усилие для осуществления сварки. Сварку продолжают до тех пор, пока расплавленный термопласт не образует термопластовый замок 8, т.е. пока термопласт не заполнит все полости 7, образованные в соединении, и не выйдет в наиболее удаленные от места сварки отверстия для выхода грата 5, что является показателем окончания сварки. Величина осевого усилия выбирается в зависимости от марки полимера, диаметра втулок, времени формирования термопластового замка. Прекращают действие осевого усилия. Соединение охлаждают естественным образом. Торцы термопластовых армированных труб 1 приформовывают к термопластовой втулке 2 известным способом [1] сварки встык нагретым инструментом либо сварки при помощи деталей с закладными нагревателями. Предлагаемые трубопроводы и соединительные элементы для их сборки могут быть изготовлены на известном в технике оборудовании с использованием известных приемов. Трубопроводы могут использоваться в закрытых траншеях с засыпкой грунтом, а также при прокладке по поверхности грунта, не требуют электрохимической защиты от коррозии, а также теплоизолирующего покрытия. Таким образом, изложенные сведения показывают, что изобретение предназначено для производства трубопроводов в нефтяной, газовой и химической отраслях промышленности и для транспортирования агрессивных сред с возможностью использования его на любых поворотах трассы без применения дополнительных устройств и вставок в трубопровод, при упрощении сборки его в полевых условиях, при повышении надежности работы соединений в условиях агрессивных сред и высоких давлений за счет использования в корпусе неразъемного соединения труб из армированного термопласта металлической наружной составной гильзы, сварки частей втулки внутри этой гильзы и получения при этом термопластового замка. Источники информации 1. Полимеры в газоснабжении. Справочник. М.: Машиностроение, 1998. 2. Патент РФ 1838943, заявл. 19.04.1991 г.
<90
, а в стенках гильзы выполнены полости в виде отверстий для выхода грата и кольцевых расточек, выполненных на внутренних поверхностях отрезков труб с образующими поверхностями под углом
0 к осям соединяемых труб, при этом гильза охватывает цилиндрические поверхности термопластовой втулки с законцовками, выполненной из двух частей, сваренных между собой по торцевым поверхностям, и охватывающей законцовками цилиндрические поверхности труб, и содержит термопластовый замок, сформированный в процессе сварки торцов частей втулки, путем заполнения полостей, выполненных в соединении, расплавленным термопластом, при этом части втулки вводятся в термостатированную гильзу и свариваются под тем же углом 0
<90
, что и отрезки металлических труб.