Командно-стрельбовая информационно-управляющая система
Изобретение относится к боевым информационно-управляющим системам и может быть использовано для управления системами вооружения корабля или транспортного средства берегового базирования при автоматическом или ручном вводе данных целеуказания от обеспечивающих систем. Техническим результатом является обеспечение высокой надежности функционирования и отказоустойчивости при снижении аппаратурных затрат. Устройство содержит пульт оператора, состоящий из двух ЭВМ, двух системных интерфейсных магистралей, четырех адаптеров локальной сети, клавиатуры, устройства документирования, монитора, видеоадаптера, адаптера мультиплексного канала, ДЗУ, адаптера цифрового ввода-вывода, панели контроля и управления, адаптера параллельного интерфейса и адаптера последовательного интерфейса, две интерфейсные магистрали информационного обмена, два периферийных прибора связи с объектами управления, каждый из которых содержит модуль вычислителя, модули цепей старта и модули питания бортовой аппаратуры. 4 ил.
Изобретение относится к боевым информационно-управляющим системам и может быть использовано для управления системами вооружения корабля или транспортного средства берегового базирования при автоматическом или ручном вводе данных целеуказания от обеспечивающих систем.
Известна вычислительная система для обработки данных [1], содержащая центральные процессоры, блоки памяти, периферийные процессоры, образующие группу устройств с высокой общей производительностью и внешние унифицированные устройства обмена информацией с внешним исполнительным оборудованием. Недостатком этой системы является отсутствие возможности обмена информацией между всеми процессорами, что снижает эффективную производительность системы, кроме того, невозможно производить одновременный обмен с внешними абонентами. Известна также вычислительная система [2] , состоящая из нескольких микропроцессоров, соединенных посредством системной шины с общей памятью, через которую осуществляется обмен информацией между всеми процессорами. Управление обменом осуществляется распределителем системной шины. Недостатком этой системы является низкая пропускная способность обмена информацией через общую память, а также отсутствие контроля за состоянием каждого микропроцессора, что ограничивает функциональные возможности и надежность рассмотренной системы. Известна также вычислительная система [3], содержащая микропроцессорные модули, внешнее оперативное запоминающее оперативное (ОЗУ), устройство связи с памятью, блок коммутации и генератор импульсов для синхронизации работы всей системы. Система имеет ограниченные функциональные возможности и недостаточную надежность в случае отказа отдельных элементов системы. Известна также многопроцессорная вычислительная система [4], состоящая из нескольких процессоров со своими резидентными оперативными запоминающими устройствами (ОЗУ) и постоянными запоминающими устройствами (ПЗУ), портами ввода-вывода, подключенными к единой системной шине, к которой подключены системное устройство ввода-вывода, системное ОЗУ и ПЗУ. Недостатком указанной системы является отсутствие средств обеспечения логико-временных диаграмм управления устройствами. Наиболее близким аналогом, принятым в качестве прототипа предлагаемой системы, является корабельная боевая информационно-управляющая система [5], содержащая пульт оператора, оснащенный тремя электронно-вычислительными машинами (ЭВМ), подключенными соответственно к первой, второй и третьей системным интерфейсным магистралям (СИМ) и объединенным в сеть посредством основной и резервной интерфейсных магистралей информационного обмена и соответствующих адаптеров локальной сети. К первой ЭВМ подключены основная клавиатура, один из выходов демультиплексора координатно-указательного устройства, ОЗУ и устройство документирования, которое при необходимости может быть подключено и ко второй ЭВМ. К СИМ первой ЭВМ подключены два ДЗУ, видеоадаптер, соединенный с устройством отображения графической информации, адаптер дополнительной клавиатуры и адаптер цифрового ввода-вывода, к которому подключена панель контроля и управления. Вторая ЭВМ выполнена в виде одноплатной PC-совместимой ЭВМ с видеовыходом, к которому подключено другое устройство отображения информации, интерфейсом внешней клавиатуры, входами для подключения ОЗУ и двух ДЗУ, входами для подключения внешних ДЗУ и накопителей информации на гибких магнитных дисках, входами-выходами последовательного и параллельного интерфейсов и входом для подключения ко второму выходу демультиплексора координатно-указательного устройства. К СИМ третьей ЭВМ подключены два ДЗУ и три адаптера резервированных мультиплексных каналов, через которые осуществляется связь пульта с системами оружия и другими техническими средствами. Достоинством системы по прототипу является ее универсальность, обеспечивающая возможность одновременной работы с различными внешними обеспечивающими системами с использованием двух клавиатур и двух устройств отображения информации, большие ресурсы памяти и возможность их наращивания за счет внешних систем. Недостатком прототипа является аппаратурная избыточность системы при необходимости ее использования для решения задач управления специализированными видами вооружения (объектами управления), требующими определенного регламента предстартовой подготовки и выполнения залпа. Задачей изобретения является обеспечение высокой надежности функционирования и отказоустойчивости корабельной командно-стрельбовой информационно-управляющей системы при сокращении аппаратурных затрат на реализацию системы. Сущность изобретения заключается в том, что в командно-стрельбовую информационно-управляющую систему, содержащую пульт оператора, оснащенный двумя электронно-вычислительными машинами (ЭВМ), подключенными соответственно к первой и второй системным интерфейсным магистралям (СИМ), которые посредством соответствующих адаптеров локальной сети соединены с основной и резервной интерфейсными магистралями информационного обмена, а также клавиатурой и устройством документирования, подключенными к первой ЭВМ, монитором, связанным через видеоадаптер с первой СИМ, адаптером мультиплексного канала, подключенным ко второй СИМ, долговременным запоминающим устройством и адаптером цифрового ввода-вывода, подключенными к первой СИМ, и панелью контроля и управления, соединенной с первым входом-выходом адаптера цифрового ввода-вывода, введены два периферийных прибора связи с объектами управления, в пульт оператора дополнительно введены адаптер параллельного интерфейса и адаптер последовательного интерфейса, адаптер цифрового ввода-вывода имеет дополнительный вход для связи по релейному каналу с пусковыми установками, при этом вход адаптера параллельного интерфейса служит для ввода данных об угловом положении платформ пусковых установок, вход адаптера последовательного интерфейса - для связи с системой целеуказания, а вход адаптера мультиплексного канала - для связи с навигационной системой, каждый периферийный прибор связи с объектами управления содержит модуль вычислителя, модули цепей старта и модули питания бортовой аппаратуры по количеству объектов управления и вторичные источники питания, подключенные к сети трехфазного напряжения переменного тока, выходы соответствующих вторичных источников питания подключены непосредственно к модулям цепей старта и с возможностью попарного объединения по сигналу признака повышенной энергоемкости объекта управления - к модулям питания бортовой аппаратуры, модуль вычислителя содержит подключенные к периферийной СИМ периферийную ЭВМ, два периферийных адаптера локальной сети, соединенные соответственно с основной и резервной интерфейсными магистралями информационного обмена, модуль информационного обмена с объектами управления, выполненный в виде адаптера последовательного интерфейса с число-импульсным способом кодирования, и периферийный адаптер цифрового ввода-вывода, первая группа входов-выходов которого образована информационными выходами и управляющими входами модулей цепей старта, вторая - информационными выходами и управляющими входами модулей питания бортовой аппаратуры, а третья - информационными выходами вторичных источников питания по сигналу аварийной неисправности, каждый модуль питания бортовой аппаратуры содержит связанные между собой устройство контроля сопротивления изоляции, преобразователь напряжения, выход которого является выходом питания по переменному току модуля питания бортовой аппаратуры, и устройство коммутации, выход которого является выходом питания по постоянному току модуля питания бортовой аппаратуры, а каждый модуль цепей старта выполнен в виде распределительного устройства, имеющего раздельные выходы для последовательной подачи напряжения питания постоянного тока на соответствующие исполнительные механизмы подготовки и производства пуска назначенного объекта управления. Командно-стрельбовая информационно-управляющая система предназначена для управления предстартовой подготовкой и производством старта (пуска) от восьми до шестнадцати объектов управления (например, управляемых снарядов или ракет), установленных в контейнерах с откидными крышками, которые размещены на пусковых установках, по четыре контейнера на каждой. Система обеспечивает ввод и хранение паспортных данных объектов управления, взаимодействие с обеспечивающими системами (навигационной системой, системой целеуказания и др.), проведение предстартовой подготовки и пуск назначенных объектов управления с отображением на мониторе информации о ходе выполнения предстартовой подготовки и пуска, документирование информации и управление аварийным выбросом объектов управления. Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых представлены: фиг. 1 - электрическая схема командно-стрельбовой информационно-управляющей системы; фиг. 2 - электрическая схема периферийного прибора связи с объектами управления; фиг.3 - электрическая схема модуля питания бортовой аппаратуры; фиг.4 - электрическая модуля цепей старта. На фиг.1 обозначены 1 - пульт оператора, 2, 3 - периферийные приборы связи с объектами управления, структурная схема которых представлена на фиг.2, 4, 5 - соответственно основная и резервная интерфейсные магистрали информационного обмена выполненные в виде магистралей сети Ethernet, 6, 7 - соответственно первая и вторая электронно-вычислительные машины (ЭВМ), 8, 9 - соответственно первая и вторая системные интерфейсные магистрали (СИМ), выполненные в виде магистралей ISA,10 - монитор,
11 - видеоадаптер (адаптер SVGA),
12 - клавиатура,
13 - устройство документирования, выполненное, например, в виде принтера, накопителя на основе электронезависимых электроперепрограммируемых запоминающих устройств (FLASH-памяти)и т.п. 14 - панель контроля и управления, содержащая функциональные кнопки "Пуск", "Отм. пуска " (отмена пуска), переключатель "Пит. вкл.", предназначенный для включения системы электропитания, ключ "Откл.-вкл.", предназначенный для включения питания цепей старта, индикатор "Гот. пит.", который загорается при готовности системы электропитания, и, при необходимости, другие органы ручного ввода управляющих сигналов,
15 - адаптер цифрового ввода-вывода (ЦВВ) с гальванической развязкой (далее по тексту - адаптер цифрового ввода-вывода), выполненный с соответствии со стандартом EIA RS-422-A-78,
16 - долговременное запоминающее устройство (ДЗУ), выполненное в виде накопителя на основе электронезависимых электроперепрограммируемых запоминающих устройств (FLASH-памяти),
17 - адаптер параллельного интерфейса,
18 - адаптер мультиплексного канала,
19 - адаптер последовательного интерфейса,
20, 21, 22, 23 - адаптеры локальной сети,
24 - модуль вычислителя,
25 - модуль питания бортовой аппаратуры (БА),
26 - модуль цепей старта (ЦС),
27 - вторичный источник питания (ВИП). Командно-стрельбовая информационно-управляющая система содержит пульт 1 оператора, периферийные приборы 2, 3 связи с объектами управления (количество периферийных приборов может быть увеличено в зависимости от количества объектов управления), соединенные с пультом и друг с другом посредством основной и резервной интерфейсных магистралей 4 и 5 информационного обмена. Пульт 1 оператора содержит две ЭВМ 6 и 7, которые подключены к СИМ 8 и 9 соответственно. СИМ 8 связана с интерфейсными магистралями 4, 5 информационного обмена посредством адаптеров 20 и 21 локальной сети соответственно, а СИМ 9 - посредством адаптеров 22 и 23 локальной сети соответственно. К соответствующим входам-выходам первой ЭВМ 6 подключены клавиатура 12 и устройство 13 документирования. К СИМ 8 первой ЭВМ подключены ДЗУ 16, видеоадаптер 11, соединенный с монитором 10, и адаптер 15 ЦВВ, первый вход-выход которого соединен с панелью 14 контроля и управления, а второй (дополнительный) вход предназначен для связи по релейному каналу с пусковыми установками. К СИМ 9 второй ЭВМ подключены адаптер 17 параллельного интерфейса, вход которого служит для ввода данных об угловом положении платформ пусковых установок, адаптер 18 мультиплексного канала, предназначенный для связи с навигационной системой, и адаптер 19 последовательного интерфейса, вход которого служит для связи с системой целеуказания (например, радиолокационной). Каждый периферийный прибор 2 (3) связи с объектами управления предназначен для подачи электропитания в бортовую аппаратуру четырех объектов управления в режиме предстартовой подготовки и ввода данных целеуказания, обеспечения информационного обмена с пультом 1 оператора в ходе предстартовой подготовки, а затем подачи электропитания на исполнительные механизмы подготовки и производства пуска назначенных объектов управления. На схеме периферийного прибора 2 (3), представленной на фиг. 2, обозначены
28 - периферийная ЭВМ,
29 - адаптер цифрового ввода-вывода, выполненный в соответствии со стандартом EIA RS-422-A-78,
30 - модуль информационного обмена с объектами управления, выполненный в виде адаптера последовательного интерфейса с число-импульсным способом кодирования по ГОСТ 18977-79 (ARINC) и РТМ 1495-75,
31, 32 - периферийные адаптеры локальной сети,
33 - периферийная системная интерфейсная магистраль,
34 - коммутатор сигнала признака повышенной энергоемкости объекта управления ("ППЭ"), выполненный в виде реле с обмоткой 34P и нормально разомкнутыми контактами 34K1, 34K2,
35 - устройство контроля сопротивления изоляции, выполненное по одной из известных схем, например по схеме с источником опорного напряжения, приведенной в [7]. 36 - преобразователь напряжения, предназначенный для преобразования сетевого трехфазного напряжения 3~ 220 В, 400 Гц в трехфазное напряжение 3~ 36 В, 400 Гц, выполненный в виде понижающего трансформатора, снабженного схемой контроля целостности фазовых цепей. 37 - устройство коммутации. Каждый периферийный прибор 2 (3) связи с объектами управления содержит модули 26 цепей старта и модули 25 питания бортовой аппаратуры по количеству объектов управления (в рассматриваемом примере - четырех), модуль 24 вычислителя и вторичные источники 27 питания, входы которых и входы питания по переменному току модулей 25 питания БА подключены к сети трехфазного напряжения переменного тока (3~ 220 В, 400 Гц). Выход преобразователя 36 напряжения образует выход питания по переменному току модуля 25 питания БА. ВИП 27 предназначены для преобразования сетевого напряжения 3~ 220 В, 400 Гц в стабилизированное напряжение



38 - шина положительного напряжения +27 В ("+"),
39 - шина отрицательного напряжения -27 В ("-"),
40 - контактор цепей трехфазного тока с обмоткой 40о и контактами 40K,
41, 42 - коммутаторы управляющих сигналов, выполненные в виде реле с обмотками 41P, 42P, нормально разомкнутыми контактами 41K1 и 42K1 и нормально замкнутыми контактами 41K2, 42K2,
43, 44 - исполнительные реле с обмотками 43P, 44P и нормально разомкнутыми парами контактов 43K1-43K2 и 44K1-44K2 соответственно. Входы и выходы шин 38, 39 образуют вход и выход питания по постоянному току модуля 25 питания БА. Между входами и выходами шин 38, 39 установлено устройство 37 коммутации, включающее коммутаторы 41, 42 управляющих сигналов, исполнительные реле 43, 44, контактор 40 цепей трехфазного тока, контакты 40K которого установлены на входе преобразователя 36 напряжения, и коммутатор 34 сигнала "ППЭ". Коммутатор 34 сигнала "ППЭ" может быть установлен в общем случае и в других блоках и устройствах системы вне блока 25. В шину 38 "+" последовательно включены нормально разомкнутые контакты 43K1 и 44K1, а в шину 39 "-" - нормально разомкнутые контакты 43K1 и 44K2. Входы питания устройства 35 контроля сопротивления изоляции подключены к шинам 38, 39 перед устройством 37 коммутации. Основной вход устройства 35 контроля сопротивления изоляции подключен к шине 39 "-" (за контактами 44K2) через нормально замкнутые контакты 41K2. Выход устройства 35 является информационным выходом модуля 25 питания БА, на котором формируется информационный сигнал "БС испр." (бортовая сеть исправна). Перед контактами 43K2 к шине 39 "-" подключены выводы "Б" обмоток 41P и 42P. Вывод "А" обмотки 41P образует первый управляющий вход модуля 25 питания БА по сигналу "ВС испр." (бортовая сеть исправна), а вывод "А" обмотки 42P - второй его управляющий вход по сигналу "Вкл.БА" (включить бортовую аппаратуру). Перед контактами 43K1 к шине 38 "+" подключены выводы "А" обмоток 43P, 44P исполнительных реле, обмотки 40О контактора цепей трехфазного тока и обмотки 34P коммутатора сигнала "ППЭ". Вывод "Б" обмотки 34P через нормально замкнутые контакты 42K2 подключен к третьему управляющему входу модуля 25 питания БА по сигналу признака повышенной энергоемкости объекта управления. Вывод "Б" обмотки 43P через нормально разомкнутые контакты 41K1 подключен к шине 39 "-", а выводы "Б" обмоток 44P и 40О подключены к шине 39 через нормально разомкнутые контакты 42K1. Каждый модуль 26 цепей старта представляет собой распределительное устройство с основным и аварийным входами питания и тремя выходами питания по постоянному току, с которых при наличии соответствующих сигналов на управляющих входах модуля 26 ЦС последовательно подается напряжение питания

45 - коммутатор основного питания, выполненный в виде реле с обмоткой 45P и нормально разомкнутыми контактами 45K1, 45K2,
46 - коммутатор аварийного питания, выполненный в виде реле с обмоткой 46P и нормально разомкнутыми контактами 46K1, 46K2, 46K3,
47, 48, 49 - коммутаторы снятия блокировки с выходов питания, выполненные в виде реле с обмотками 47P, 48P, 49P, нормально замкнутыми контактами 47K1, 48K1, 49K1 и нормально разомкнутыми контактами 47K2, 48K2, 49K2 соответственно,
50, 51, 52 - коммутаторы выходов питания, выполненные в виде реле с обмотками 50P, 51P, 52P и парами нормально разомкнутых контактов 50K1-50K2, 51K1-51K2, 52K1-52K2 соответственно,
53 - коммутатор сигнала "Вкл. пит.АВ" (включить питание аварийного выброса), выполненный в виде реле с обмоткой 53P, нормально замкнутыми контактами 53K1 и нормально разомкнутыми контактами 53K2,
54 - коммутатор сигнала "Вкл.ЦС" (включить цепи старта), выполненный в виде реле с обмоткой 54P и нормально разомкнутыми контактами 54K,
55, ...,60 - коммутаторы управляющих сигналов, выполненные в виде реле с обмотками 55P, . ..,60P и нормально разомкнутыми контактами 55K,...,60K соответственно,
61 - шина + 27В (+),
62 - шина - 27В (-),
63 - диодная развязка входов основного и аварийного питания. Согласно фиг. 4 со стороны входа основного питания (подключенного к ВИП 27) в шинах 61 и 62 установлены нормально разомкнутые контакты 45k1 и 45K2 коммутатора основного питания, а со стороны входа аварийного питания (источник аварийного питания условно не показан) - нормально разомкнутые контакты 46K1 и 46K2 коммутатора аварийного питания. Вывод "А" обмотки 45P подключен к шине 62 "-" перед контактами 45K2, а вывод "Б" через последовательно включенные нормально замкнутый контакт 53K1 коммутатора сигнала "Вкл.пит.АВ" и нормально разомкнутый контакт 54K коммутатора сигнала "Вкл.ЦС" соединен с шиной 61 "+" перед контактами 45K1. Аналогично перед контактами 46K2 к шине 62 подключен вывод "А" обмотки 46P, вывод "Б" которой соединен с шиной 61 (перед контактами 46K1) через нормально разомкнутый контакт 53K2. Перед контактами 46K2 к шине 62 "-" подключен также вывод "А" обмотки 53P, вывод "Б" которой служит управляющим входом коммутатора 53 и образует шестой управляющий вход модуля 26 ЦС, на который поступает сигнал "Вкл. пит. АВ". Перед контактом 45K2 к шине 62 подключены выводы "А" обмоток 54P и 55P, выводы "Б" которых образуют первый и третий управляющие входы модуля 26 ЦС по сигналам "Вкл.ЦС" (включить цепи старта) и "Кр. открыты" (крышки открыты) соответственно. Между контактами 45K2 и 46K2 к шине 62 подключены выводы "А" обмоток 56P, 57P, 58P, 59P, 60P остальных коммутаторов управляющих сигналов, выводы "Б" которых образуют соответственно второй, четвертый, пятый, седьмой и восьмой управляющие входы модуля 26 ЦС, на которые поступают управляющие сигналы "Откр. кр. " (открыть крышки), "Зап. дв." (запустить двигатели), "Пуск", "Открыты АВ" (открыты для аварийного выброса), "АВ" (аварийный выброс) соответственно. Обмотки 47P, 48P, 49P коммутаторов снятия блокировки с выходов питания включены параллельно между шинами 61 и 62 в промежутке между контактами 45k1, 46K1 и 45K2, 46K2. Нормально замкнутые контакты 47K1, 48K1, 49K1 включены в перемычки, соединяющие выводы "+" и "-" первого, второго и третьего выходов питания соответственно, а нормально разомкнутые контакты 47K2, 48K2 и 49K2 включены последовательно в виде цепи, вход которой подключен к шине 61 "+", а выход образует информационный выход модуля 26 ЦС, с которого передается информационный сигнал "ЦС включена" (цепь старта включена). Выводы "






1. Пат. США 4065809, кл. G 06 F 15/16, 1977г. 2. Пат. США 3959775, кл. G 06 F 15/16, 1976г. 3. А.С. СССР 742943, кл. G 06 F 15/16, 1980г. 4. А.С. СССР 907551, кл. G 06 F 15/16, 1982г. 5. Пат. РФ 2163392 на изобретение, кл. G 06 F 15/16, опубл. 20.02.2001г. (прототип). 6. Пат. РФ 2124260, МПК H 02 J 13/00, публикация 27.12.98 г. 7. Свид. 11346 на ПМ, МПК G 01 R 27/18, публикация 16.09.99 г.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4