Система терморегулирования космического аппарата и способ ее изготовления
Изобретение относится к космической технике, в частности к системам терморегулирования (СТР) связных спутников. Технический результат выражается в снижении массы и повышении надежности и достоверности испытаний СТР. Конструкция СТР изготавливается следующим образом: к поверхности днища корпуса компенсатора объема приклеен электрообогреватель, герметизированная газовая полость компенсатора объема заполнена низкокипящей жидкостью марки, удовлетворяющей условию: в количестве: M
Kз
(
U
мин
T+Uгпмакс
макс), при этом в жидкостном тракте блока вновь введена байпасная линия, включающая в себя отсечной вентиль, соединяющая жидкостный тракт между входным гидроразъемом блока и промежуточным теплообменником, установленным перед компенсационным устройством, с жидкостным трактом на входе в фильтр, причем входной и выходной гидроразъемы блока соответственно сообщены с выходным гидроразъемом жидкостного тракта охлаждения приборов полезной нагрузки и входным гидроразъемом, установленным в начале жидкостного тракта, идущего к панели радиатора, а выход отсечного вентиля компенсатора объема сообщен с жидкостным трактом до отсечного вентиля, установленного в линии с панелями радиатора и приборов служебных систем. При изготовлении перед сливом дозы теплоносителя дополнительно закрывают отсечной вентиль байпасной линии блока и включают в работу на период слива электронасосный агрегат, а испытания в условиях окружающего воздуха проводят как при закрытом, так и при открытом отсечном вентиле байпасной линии блока, причем перед испытаниями в термовакуумной камере отсечной вентиль байпасной линии блока открывают, второй отсечной вентиль блока закрывают. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к космической технике, в частности к системам терморегулирования (СТР) связных спутников.
В настоящее время для обеспечения теплового режима приборов, установленных в составе связных спутников (например, типа "Молния"), широко используются СТР, содержащие замкнутый жидкостный контур с теплоносителем, описание которых приведено: - в материалах патента по заявке 99102571 от 8.2.1999 г.; - на стр. 14-16, рис. 2.3 монографии: О.Б. Андрейчук, Н.Н. Малахов. Тепловые испытания космических аппаратов. М., "Машиностроение", 1982 г.; - а также на стр. 6, рис. 1.1 книги: Краев М.В., Лукин В.А., Овсянников Б.В. Малорасходные насосы авиационных и космических систем. М., "Машиностроение", 1985 г. Анализ, проведенный авторами в процессе разработки СТР нового мощного связного спутника с минимально возможной массой, тепловыделение при работе приборов которого при орбитальном функционировании изменяется в относительно узком диапазоне (например, 1500













Рдоп - максимально допустимое рабочее давление в жидкостном тракте после электронасосного агрегата, кПа;

M








где М - масса заполненной в газовой полости компенсатора объема низкокипящей жидкости, кг;
Кз = 1,5 - коэффициент запаса;



Т - требуемый срок орбитального функционирования, сутки;
Uгпмакс - максимально возможный объем газовой полости при орбитальном функционировании, м3,
при этом в жидкостном тракте блока вновь введена байпасная линия, включающая в себя отсечной вентиль, соединяющая жидкостный тракт между входным гидроразъемом блока и промежуточным теплообменником, установленным перед компенсационным устройством, с жидкостным трактом на входе в фильтр; причем входной и выходной гидроразъемы блока соответственно сообщены с выходным гидроразъемом жидкостного тракта охлаждения приборов полезной нагрузки и входным гидроразъемом, установленным в начале жидкостного тракта, идущего к панели радиатора, а выход отсечного вентиля компенсатора объема сообщен с жидкостным трактом до отсечного вентиля, установленного в линии с панелями радиатора и приборов служебных систем. 2. При изготовлении перед сливом дозы теплоносителя дополнительно закрывают отсечной вентиль байпасной линии блока и включают в работу на период слива электронасосный агрегат, а испытания в условиях окружающего воздуха проводят как при закрытом, так и при открытом отсечном вентиле байпасной линии блока, причем перед испытаниями в термовакуумной камере отсечной вентиль байпасной линии блока открывают, второй отсечной вентиль блока закрывают, что и являются, по мнению авторов, существенными отличительными признаками предлагаемого авторами технического решения. В результате анализа, проведенного авторами известной патентной и научно-технической литературы, предложенное сочетание существенных отличительных признаков заявляемого технического решения в известных источниках информации не обнаружено, и, следовательно, известные технические решения не проявляют тех же свойств, что в заявляемом устройстве и способе его изготовления. Принципиальная схема предлагаемой СТР КА изображена на фиг.1. 1. Предлагаемая СТР КА, конструктивно выполненная как единое целое, содержит замкнутый жидкостный контур с теплоносителем и включает в себя соединенные (посредством сварки) между собой трубопроводами устройства:
- компенсатор объема 1, установленный перед электронасосным агрегатом 2, имеющий газовую полость 1.1, ограниченную днищем корпуса 1.7, к поверхности которого приклеен электрообогреватель 1.5, и сильфоном 1.4, и жидкостную полость 1.2 с присоединенным к ней отсечным вентилем 1.3; герметизированная газовая полость компенсатора объема заполнена низкокипящей жидкостью марки, удовлетворяющей установленному авторами условию (для гарантирования высокой надежности по герметичности газовой полости в условиях эксплуатации в составе СТР она такой жидкостью заполнена в процессе изготовления компенсатора объема до испытаний его на механические воздействия и последующей проверки на герметичность; после заполнения низкокипящей жидкостью газовая полость загерметизирована - конец заправочного трубопровода 1.6, присоединенного к газовой полости, герметично заварен):
Pмин




Pмакс




где Рмин, Рмакс - значения давлений насыщенных паров жидкости при минимальной и максимальной эксплуатационных температурах газовой полости компенсатора объема, кПа;




Pдоп - максимально допустимое рабочее давление в жидкостном тракте после электронасосного агрегата, кПа;

в количестве (определено авторами):
M








где М - масса заполненной в газовой полости компенсатора объема низкокипящей жидкости, кг;
Кз = 1,5 - коэффициент запаса;



Т - требуемый срок орбитального функционирования, сутки;
Uгпмакс - максимально возможный объем газовой полости при орбитальном функционировании, м3;
(численный анализ, проведенный авторами, показал, что для разрабатываемого КА для обеспечения минимально возможной массы СТР должна быть использована низкокипящая жидкость марки фреон-11, который при обеспечении температуры компенсатора объема, равной требуемой температуре теплоносителя на входе в полезную нагрузку в условиях орбитального функционирования (0-30oС), поддерживает давление насыщенных паров фреона-11 в газовой полости компенсатора объема (при эксплуатации как в наземных условиях, так и в условиях орбитального функционирования из-за небольшой скорости изменения температуры в газовой полости - не более 0,05oС/мин - в ней практически всегда поддерживается давление, близкое к давлению насыщенных паров фреона-11) в пределах 0,42-1,29 кгс/см2 при требуемом диапазоне давлений 0,3-1,4 кг/см2; при этом для гарантированного поддержания давления насыщенных паров в вышеуказанных пределах в течение 15,5 лет орбитального функционирования количество заполненного в газовой полости фреона-11 должно быть ~ 0,23 кг, что существенно меньше, например, массы емкости для газа, равной 3,5 кг; анализ также показал, что для обеспечения минимально возможных утечек из газовой полости в условиях орбитального функционирования жидкость, находящаяся в газовой полости, должна смачивать только поверхности сильфона - тогда с поверхностью днища корпуса контактируют только пары жидкости и утечки будут минимально возможными, т. к. в вакуум вытекает пар, а не жидкая фаза; для этого температура днища корпуса 1.7 должна иметь температуру выше температуры сильфона 1.4, т. к. в невесомости жидкость смачивает более холодные поверхности; для обеспечения этого условия к поверхности днища корпуса приклеен электрообогреватель, который в условиях орбитального функционирования поддерживает температура днища корпуса 1.7 на 2-5oС выше температуры сильфона 1.4);
- жидкостный тракт охлаждения приборов полезной нагрузки (ретранслятора) 3 с входным и выходным гидроразъемами 3.1 и 3.2 на концах;
- соединительный трубопровод 12, сообщающий выход отсечного вентиля 1.3 компенсатора объема 1 с жидкостным трактом до отсечного вентиля 4, установленного в линии с панелями радиатора 5 и приборов служебных систем 6 (отсечные вентили 1.3 и 4 предназначены для обеспечения промывки и качественного заполнения участков жидкостного тракта; в условиях орбитального функционирования отсечной вентиль 1.3 закрыт, а отсечной вентиль 4 открыт);
- один выходной и один входной гидроразъемы 7, 9 (проведенный авторами численный анализ показал, что для разрабатываемого КА с относительно постоянным тепловыделением (1500

- жидкостный тракт блока 14 с входным и выходным гидроразъемами 14.1 и 14.2 на концах, содержащий последовательно соединенные между собой компенсационное устройство 14.3, включающее в себя фиксатор 14.3.1 его сильфона 14.3.2, отсечной вентиль 14.4, на входе и выходе которого присоединены по концевому вентилю 14.5, 14.6, фильтр 14.7, и трубку Вентури 14.8 с присоединенными к ней датчиками перепада давлений 14.3 и абсолютного давления 14.10; при этом для обеспечения повышения достоверности испытаний СТР в наземных условиях и, следовательно, качества изготовления и обеспечения надежности (в результате контроля расхода и давления теплоносителя как при испытаниях в условиях окружающего воздуха, так и в термовакуумной камере) в жидкостном тракте блока вновь введена байпасная линия 14.11, включающая в себя отсечной вентиль 14.12. соединяющая жидкостный тракт между входным гидроразъемом блока 14.1 и промежуточным теплообменником 14.13, установленным перед компенсационным устройством 14.3, с жидкостным трактом на входе в фильтр 14.7; причем входной и выходной гидроразъемы блока 14.1 и 14.2 соответственно сообщены с выходным гидроразъемом 3.2 жидкостного тракта охлаждения приборов полезной нагрузки 3 и входным гидроразъемом 3, установленным в начале жидкостного тракта, идущего к панели радиатора 5. 2. При изготовлении СТР по п.1 после сборки ее на КА производят полное заполнение жидкостного контура теплоносителем при температуре окружающего воздуха в цехе 15-35oС; после этого сливают дозу теплоносителя (для обеспечения компенсации температурного изменения объема теплоносителя в жидкостном контуре при температурах выше температуры теплоносителя в момент заполнения им жидкостного контура) из жидкостного тракта через концевой вентиль 14.5, для чего давление теплоносителя перед вентилем 14.5 должно быть выше давления окружающего воздуха; проведенный анализ показал, что при температуре окружающего воздуха 15-20oС давление насыщенных паров фреона-11 и, следовательно, давление теплоносителя в жидкостном тракте, меньше атмосферного (0,75-0,91 кгс/см2), что не позволяет слить дозу теплоносителя из жидкостного контура; поэтому перед сливом дозы теплоносителя дополнительно закрывают отсечной вентиль 14.12 байпасной линии 14.11 блока 14 (отсечной вентиль 14.4 закрыт раньше - перед заполнением жидкостного контура теплоносителем) и включают в работу на период слива электронасосный агрегат 2; в результате работы насоса на тупик на его выходе и, следовательно, в районе концевого вентиля 14.5 создается повышенное давление, равное давлению насыщенных паров фреона-11 (0,75-0,91 кгс/см2) плюс напор насоса (для используемых в СТР насосов напор равен 0,6-0,75 кгс/см2), т.е. 1,35-1,66 кгс/см2, что обеспечивает слив необходимой дозы теплоносителя; после этого проводят испытания СТР в составе КА в условиях окружающего воздуха, например, проверяют работоспособность СТР в части обеспечения требуемого расхода в жидкостном тракте не менее 100 см3/с; включают в работу электронасосный агрегат и сперва испытания проводят при открытом отсечном вентиле 14.12 байпасной линии блока и закрытом отсечном вентиле 14.4 (до включения в работу ретранслятора) и контролируют расход теплоносителя - при таких испытаниях из-за небольшого гидравлического сопротивления участка жидкостного тракта от гидроразъема 3.2 до гидроразъема 3 (не более 1% от суммарного гидравлического сопротивления жидкостного контура СТР без учета блока 14) расход теплоносителя практически будет соответствовать расходу, реализуемому при орбитальном функционировании СТР (отличие не более


- упрощение конструкции СТР, приводящее к суммарному уменьшению массы СТР на ~ 18 кг;
- увеличение срока орбитального функционирования с 10,5 до 15,5 лет с повышением вероятности безотказной работы СТР до 0,992 в результате уменьшения количества элементов в составе СТР;
- повышение достоверности испытаний, способствующее повышению качества изготовления и обеспечению надежности;
- а также экономия средств и времени при создании вышеуказанного спутника. Таким образом, как видно из вышеизложенного, в результате выполнения СТР КА согласно предложенному авторами техническому решению обеспечивается существенное упрощение конструкции и уменьшение массы СТР и увеличение надежности ее работы в условиях орбитального функционирования в течение требуемого срока, т.е. тем самым достигаются цели изобретения. Предложенное авторами техническое решение отражено в технической документации НПО прикладной механики, по которой будет изготавливаться СТР вновь создаваемого связного спутника.
Формула изобретения
Pмин




Pмакс




где Рмин, Рмакс - значения давлений насыщенных паров жидкости при минимальной и максимальной эксплуатационной температурах газовой полости компенсатора объема, кПа;




Рдоп - максимальное допустимое рабочее давление в жидкостном тракте после электронасосного агрегата, кПа;

в количестве:
M








где М - масса заполненной в газовой полости компенсатора объема низкокипящей жидкости, кг;
Кз = 1,5 - коэффициент запаса;



Т - требуемый срок орбитального функционирования, сутки;
Uгпмакс - максимально возможный объем газовой полости при орбитальном функционировании, м3,
при этом в жидкостном тракте блока вновь введена байпасная линия, включающая в себя отсечной вентиль, соединяющая жидкостный тракт между входным гидроразъемом блока и промежуточным теплообменником, установленным перед компенсационным устройством, с жидкостным трактом на входе в фильтр, причем входной и выходной гидроразъемы блока соответственно сообщены с выходным гидроразъемом жидкостного тракта охлаждения приборов полезной нагрузки и входным гидроразъемом, установленным в начале жидкостного тракта, идущего к панели радиатора, а выход отсечного вентиля компенсатора объема сообщен с жидкостным трактом до отсечного вентиля, установленного в линии с панелями радиатора и приборов служебных систем. 2. Способ изготовления системы терморегулирования космического аппарата по п. 1, включающий полное заполнение ее жидкостного контура теплоносителем со сливом его дозы после этого и испытания ее в составе космического аппарата в наземных условиях, отличающийся тем, что перед сливом дозы теплоносителя дополнительно закрывают отсечной вентиль байпасной линии блока и включают в работу на период слива электронасосный агрегат, а испытания в условиях окружающего воздуха проводят как при закрытом, так и при открытом отсечном вентиле байпасной линии блока, причем перед испытаниями в термовакуумной камере отсечной вентиль байпасной линии блока открывают, второй отсечной вентиль блока закрывают.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3