Полупогружная морская платформа повышенной волностойкости
Изобретение относится к судостроению, в частности к полупогружным морским платформам. Полупогружная морская платформа (ПМП) включает в себя верхнюю рабочую конструкцию, на которой располагается основное оборудование, определяющее ее назначение (например, буровое оборудование); два ряда колонн сечением Sк и высотой Нк, которые поддерживают верхнюю рабочую конструкцию; два понтона объема Vп и высотой Нп, на которые опираются колонны и внутри которых располагается энергетическая установка, запасы топлива и балластные цистерны; горизонтальные перемычки крыльевого профиля между понтонами, выполняющие роль прочных связей, а также другие специальные функции. Платформа при продутых балластных цистернах находится в надводном крейсерском положении при осадке Ткр, имея заданные значения поперечной метацентрической высоты и запас плавучести. При заполненных балластных цистернах ПМП переходит в рабочее полупогруженное рабочее состояние, имея осадку Тр и заданное значение поперечной метацентрической высоты. В формулу изобретения включены математические условия на определение общей высоты и площади сечения колонн, расстояния между ними вдоль понтонов, объема и высоты понтонов и расстояния между ними, объема балластных цистерн и допустимого возвышения центра масс ПМП по высоте по заданной полезной нагрузке, расчетной высоте и длине волны, заданного запаса плавучести ПМП в крейсерском положении, а также метацентрических высот для крейсерского и рабочего положения. Достигается минимизация при заданной нагрузке волновых возмущающих сил, действующих на ПМП в расчетном диапазоне волнения и качки ПМП, а также ее водоизмещения при одновременном удовлетворении требований по запасу плавучести, устойчивости и мореходности. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к плавучим техническим средствам, которые обязаны надежно функционировать в условиях морского волнения до 5-7 баллов включительно с соблюдением повышенных требований по минимизации вертикальных и угловых колебаний самой платформы, а также ее волнового дрейфа. Полупогружная морская платформа (ПМП) может использоваться для доставки баллистических ракет к месту старта и выведения на околоземную орбиту искусственных спутников Земли, размещения на ней средств разведки и добычи полезных ископаемых со дна моря, площадки для посадки вертолетов, а также выполнения на волнении других функций.
Известна самоходная морская платформа для запуска баллистических ракет: Ocean launching apparatus for space rockets ИК Patents, Application GB 2187680 А (аналог 1). Она включает транспортное судно-док, несущее на себе две пусковые платформы со стартовым устройством и хранилищем запасных ракет, крановый блок и буксир. Все они размещаются на палубе транспортного судна-дока. Собственно пусковые платформы имеют верхнюю рабочую палубу, которая удерживается четырьмя вертикальными цилиндрическими колоннами. Сами колонны снизу опираются на плашкоуты корабельной формы, играющие роль демпферов качки. Используется эта полупогружная морская платформа следующим образом: транспортное судно-док приходит в район предполагаемого старта и погружается так, чтобы пусковые платформы, крановая платформа и буксир всплыли с доковой палубы. Затем буксир последовательно вытаскивает крановую и пусковые платформы. Они погружаются по стартовую ватерлинию и готовятся к старту ракет. Главный недостаток всей этой конструкции - ее сложность и большое время от начала операции погружения судна-дока до старта ракеты не менее 10 часов. За это время на море может появиться существенное волнение, и старт будет сорван. Кроме того, в этом патенте не оговорены условия на размеры колонн, плашкоутов и их заглубление, а именно соотношения между геометрическими размерами колонн, плашкоутов и их заглублением определяют параметры вертикальной и угловой качки ПМП и ее горизонтальное смещение - волновой дрейф. Известно техническое решение по патенту 2011599 (Разумеенко Ю.В., Пыльнев Ю. В. Полупогруженное основание морских сооружений. Патент РФ 2011599 с приоритетом 08.07.91), приводящее к существенному снижению волновых возмущающих сил (в 4-5 раз), действующих на полупогруженные морские объекты, за счет придания им особой волностойкой формы (аналог 2). В соответствии с рекомендациями патента 2011599 в рабочем положении ПМП верхняя рабочая конструкция (ВРК) и палуба понтонов должны быть удалены от спокойной поверхности на 1,2-1,5 амплитуды расчетной волны (на 3-5 м, а не 25-30 м, как это принято в большинстве современных ПМП), а оптимальный объем понтонов должен быть согласован с расчетной длиной волны, суммарной площадью вертикальных колонн и их заглублением. Однако идеи этого технического решения не нашли применения в известных ПМП, предназначенных для старта баллистических ракет. Известно техническое решение по а/с 1320327 СССР (Симкин Л.М., Поляк К. В. Глубоководная опора, а/с 1320327, бюл. 24, 1987) (аналог 3), которое нейтрализует силы волнового дрейфа полупогруженных морских объектов. В соответствии с рекомендациями а/с 1320327 жестко связанные между собой колонны ПМП должны располагаться на расстоянии полудлины расчетной волны. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является полупогруженное шельфовое сооружение (ПСШ) по патенту (Semi-cabmersible offshore structure ИК Patent application GB 2184402 A) - прототип. Оно содержит: 1. Верхнюю рабочую конструкцию, на которой может располагаться оборудование, определяющее назначение всей ПМП (например, бурение скважин на дне моря, запуск ракет и т.п.). 2. Два ряда водоизмещающих вертикальных колонн, которые поддерживают верхнюю конструкцию над водой. 3. Два понтона корабельной формы, на которые опираются колонны. Внутри понтонов размещаются балластные цистерны, заполняя которые ПШС опускается в полупогруженное рабочее положение. Может в понтонах располагаться энергетическая установка, и тогда ПМП окажется самоходной. В описании патента-прототипа имеется утверждение, что размеры понтонов и колонн выбираются из условий нейтрализации сил Фруда-Крылова дифракционными силами, которые имеют (по мнению автора патента) обратный знак этим силам. Приведено также много вариантов расположения колонн, содержится упоминание о необходимости обеспечения ПШС остойчивости. Однако ни в описании, ни в формуле не приводится каких-либо количественных соотношений. Нет у прототипа и конструктивных мер по нейтрализации горизонтальных волновых сил, вызывающих волновой снос с занимаемого места. Для полупогружных морских платформ любого назначения серьезной проблемой является обеспечение остойчивости ПМП в крейсерском (когда ВРК находится высоко над водой) и в полупогруженном рабочем состоянии. Надводное положение важно для стоянки в базе при сравнительно небольшой глубине акватории порта, полупогруженное - при работе. Однако патентный поиск не выявил условий, которым должны быть подчинены площади горизонтального сечения и заглубления колонн, площади ватерлинии понтонов при надводном положении ПМП и расстояние между колоннами и понтонами, допустимое возвышение центра масс ПМП по высоте над основной плоскостью, которые бы гарантировали выполнение требований по метацентрической высоте в надводном и полупогруженном рабочем ее состоянии. Анализ описания прототипа показывает, что создать волностойкую платформу по нему без дополнительных условий и исправления неточностей принятой в нем теоретической модели воздействия волн на полупогруженные морские объекты нельзя. Как показано в статье (Разумеенко Ю.В., Пыльнев Ю.В. Принцип структурной компенсации волновых возмущающих воздействий на полупогруженные основания морских сооружений. Сборник докладов международной конференции. С.-Пб. Морской технический университет, 1994, с.148-158), на полупогруженную платформу, состоящую из вертикальных колонн и понтонов типа фиг.1, в вертикальном направлении действуют следующие компоненты волнового воздействия: 1. Квазистатические Fy hs (силы Архимеда) от перемещения вдоль колонн волнового профиля yw= Aо cos(kx+













2 - колонны в количестве не менее 2-х на каждом понтоне;
3 - два понтона корабельной формы;
4 - верхние соединительные связи между понтонами, придающие жесткость катамарану;
5 - нижние соединительные связи между понтонами, имеющие крыльевой профиль; они придают жесткость соединению понтонов, а также улучшают ходкость и мореходность ПМП;
6 - горизонтальные пластины на колоннах, выполняющие роль дополнительных демпферов. Условие волностойкости ПМП, незаливаемости ВРК и неоголения на волне понтонов в рабочем положении платформы достигается тем, что высота колонн от днища ВРК до верхней палубы понтонов Нк назначается в пределах 1,35-1,5 расчетной высоты волны hp. Платформа в рабочем состоянии уравновешивается водяным балластом так, что ее ватерлиния проходит по середине колонны. Такое техническое решение одновременно обеспечивает наибольшую эффективность работы понтонов по нейтрализации квазигидростатических волновых сил, действующих на колонны. Новизна и принципиальное отличие этого решения от известного в том, что общая высота колонн к, например, для расчетного волнения 5-6 баллов оказывается в интервале 4,5-7 м, а не 30-40 как у существующих, например, нефтедобывающих ПМП. Для минимизации Fy





где Vп - водоизмещение понтона при его полном погружении;
Нп - высота понтона, которая может быть назначена по конструктивным соображениям, например из условий размещения и обслуживания энергетической установки,
kуп=0,8-1,1 - коэффициент присоединенной массы понтона, зависящий от его формы и частоты волны,

Vкр = 2(1+kзп)-1



где kзп= 0,15-0,20 - запас плавучести понтона при крейсерском положении ПМП;

Lкр, Вкр, Ткр - длина, ширина и средняя осадка понтона в крейсерском положении;

mнг - сумма масс заданных и принятых по конструктивным соображениям грузов (вооружения, бурового оборудования, якорного устройства);
mзг - масса грузов, зависящих от размеров и формы ПМП, заданной скорости хода, дальности плавания и других технических характеристик (корпуса, систем, энергетической установки и др.). Поскольку объем одного понтона Vп=НпSп, который определяется выражением (2), то по заданному (или принятому) запасу плавучести kзп по (3) и (4) находится потребное крейсерское водоизмещение. Водоизмещение ПМП в рабочем положении при полупогруженных колоннах будет определяться уравнением:
Vp = 2Vп+Hк

Объем цистерн главного балласта, необходимый для перевода ПМП из крейсерского в рабочее полупогруженное положение по ватерлинию WpLp, должен быть равен
VЦГБ = 2kзпVп+Hк

Эти цистерны должны располагаться внутри понтонов и понижать центр масс ПМП в рабочем состоянии. Обеспечение поперечной остойчивости ПМП в крейсерском положении требует выполнения условия
zc кр + rкр - zg кр > hкр зад (7)
где zc кр - возвышение центра плавучести понтона над основной плоскостью;
zg кр - возвышение центра масс ПМП над основной плоскостью;
rкр - поперечный метацентрический радиус, который для катамаранной конструкции ПМП равен rкр = (2ixп + 2SкрYп 2)Vкр;
iхп - собственный момент инерции площади крейсерской ватерлинии одного понтона;
уп - удаление центральной продольной оси понтона от центральной продольной оси ПМП. С учетом Sкр =





Для понтонов, близких по форме к параллелепипеду, что характерно для ПМП, zс кр








Выражение (9) позволяет связать zg кp с заданным значением поперечной метацентрической высоты, осадкой и расстоянием между понтонами. Обеспечение поперечной остойчивости ПМП в рабочем полупогруженном положении требует выполнения условия
hр = zср + rр - zgр

где hр.зад - заданное или назначенное значение поперечной метацентрической высоты в рабочем положении. Для обеспечения этого условия при проектировании ПМП необходимо выразить аппликату центра плавучести zср, центра масс zgp и метацентрический радиус rр через геометрические характеристики и аналитически связать размеры понтонов, колонн, положение центра масс ПМП по высоте zg кp и положение по высоте центра плавучести zсЦГБ цистерн главного балласта. С учетом того, что в расчете на один понтон и колонны на нем
V'кр = 0.5Vкр,
zс кр


где Vкр - крейсерское водоизмещение ПМП из 2-х понтонов,
Ткр - осадка по крейсерскую ватерлинию,
kзп




получено следующее условие для zсЦГБ и заданного значения поперечной метацентрической высоты для рабочего положения ПМП h'р зад, отнесенной к крейсерскому водоизмещению.

Это неравенство наряду с другими накладывает ограничение на расположение центра плавучести ЦГБ по высоте zсЦГБ и расстояние между колоннами Вк. Минимизация сил волнового дрейфа ПМП обеспечивается тем, что расстояние между понтонами и колоннами выбирается вблизи полудлины расчетной волны и назначается в интервале
Bк


Это нежесткое условие позволяет совместить его с другими условиями на величину расстояния между понтонами и колоннами. Одной из проблем, которая всегда возникает при создании катамаранных ПМП, является проблема жесткости и прочности соединения между собой понтонов и колонн. Однако эти соединения можно сделать полезными для ходкости ПМП и ее волностойкости. Для этого на уровне днища понтоны можно соединить крыльевыми профилями выпуклостью вверх и развернуть их под некоторым углом атаки. Такие профили при ходе ПМП против волны создают дополнительную волновую тягу. Предложенная система уравнений и неравенств представляет собой условия определения при проектировании ПМП водоизмещения, размеров колонн и понтонов, расстояния между ними, допустимого возвышения центра масс ПМП над центром ее плавучести, а также объемов цистерн главного балласта и положения их центра плавучести по высоте. Исходными для решения этой системы уравнений и неравенств являются:
- заданная полезная нагрузка, например масса ракетного комплекса, бурового оборудования, грузоподъемность;
- экипаж и нормы снабжения;
- заданная скорость и дальность плавания, автономность и условия обитаемости;
- требования по продольной и поперечной остойчивости ПМП в надводном и полупогруженном состоянии;
- требования по осадке и другие эксплуатационные требования;
- предельная балльность моря, при которой ПМП должна нормально эксплуатироваться, и район ее установки в заякоренном варианте или в свободном плавании;
- особые требования и пожелания заказчика. Проблема рационального выбора элементов ПМП при ее проектировании принципиально решается следующим образом:
1. Вначале определяется расчетный диапазон длин и высот волн. Обычно каждой балльности моря по статистике соответствует свой диапазон длин и высот волн 3 и 1% обеспеченности. В зависимости от жесткости требований по качке ПМП могут быть выбран расчетный диапазон длин и высот волн и их среднестатические значения












Sкр=




где Вкр и Lкр наибольшая ширина и длина понтона в крейсерском положении WкрLкр,
Sкр - площадь ватерлинии WкрLкр понтона,



- устойчивости к вертикальным волновым силам (2);
- водоизмещения в крейсерском положении (3);
- плавучести в крейсерском положении (4);
- водоизмещения в полупогруженном рабочем положении (5);
- объема цистерн главного балласта (6);
- остойчивости в крейсерском положении (9);
- остойчивости в полупогруженном рабочем положении (11);
- минимума сил волнового дрейфа (12)
упорядочивают процесс принятия конструктивных решений и определения необходимых размеров ПМП при проектировании. Все предложенные здесь для ПМП зависимости являются новыми. Патентный поиск подобных зависимостей не выявил. Поэтому эти зависимости отвечают критерию новизны. Эти зависимости указывают рациональные пути достижения заданных эксплуатационных свойств ПМП. Без них процесс проектирования будет очень длительным и нет гарантии, что будут приняты оптимальные решения. Поэтому предложенная система уравнений и неравенств отвечает критерию существенного положительного эффекта.
Формула изобретения

где Нп - высота понтона;


kуп=0,8-1,1 - коэффициент присоединенной массы понтона, зависящий от его формы и частоты расчетной волны;
при этом расстояние между колоннами по ширине Вk принимается в интервале (0,4-0,6)



Vкр = 2(1+kзп)-1Vп = 2

и

где kзп=0,15-0,20 - заданное значение запаса плавучести понтонов;

Вкр, Lкр и Ткр - его ширина, длина и осадка по крейсерской ватерлинии;
mнг - сумма масс заданных и принятых по конструктивным соображениям грузов;
mзг - сумма масс зависимых от размеров ПМП грузов,
при этом водоизмещение ПМП в рабочем положении определяется выражением
Vрп=2Vп+Нк

суммарный объем цистерн главного балласта VЦГБ для двух понтонов определяется зависимостью
VЦГБ=kзпVкр+Нк

возвышение центра масс ПМП по высоте от основной плоскости g кр для крейсерского положения определяется выражением

где hкр зад - заданное значение поперечной метацентрической высоты в крейсерском положении;
Ткр - осадка в крейсерском положении;
Вк - расстояние между диаметральными плоскостями понтонов,
а для рабочего полупогруженного положения возвышение центра плавучести ЦГБ и расстояние по ширине между колоннами Вк должно удовлетворять неравенству

где h'р зад - заданное значение поперечной метацентрической высоты для полупогруженного рабочего положения, отнесенное к крейсерскому водоизмещению;
zсЦГБ - возвышение центра плавучести цистерн главного балласта над основной;
V'кр=0,5Vкр - водоизмещение одного понтона по крейсерскую ватерлинию. 2. Полупогружная морская платформа по п.1, отличающаяся тем, что вертикальные колонны выполнены круговой или обтекаемой формы, а по наружной поверхности колонн на расстоянии 0,5-1,0 м друг от друга установлены наружные шпангоуты из пластин шириной 0,1 ширины bк колонн. 3. Полупогружная морская платформа по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что на уровне днища понтоны жестко связаны между собой крыльевыми профилями, установленными выпуклостью вверх и развернутыми под углом атаки при ходе ПМП против волны.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2