Способ определения параметров расположения контактного провода железнодорожного пути
Изобретение относится к области электрического железнодорожного транспорта, а именно к техническому обслуживанию контактной сети. Способ определения параметров расположения контактного провода железнодорожного пути заключается в том, что проводят два измерения в точках, расположенных на одной линии, перпендикулярной геометрической оси пути на уровне головок рельсов, и определяют высоту контактного провода от уровня головок рельсов и смещение контактного провода относительно геометрической оси. Измерение расстояния до контактного провода производят относительно точек, расположенных симметрично относительно геометрической оси пути с помощью ультразвука, смещение контактного провода относительно геометрической оси пути железнодорожного пути определяют из соотношения
, где а - расстояние между симметричными точками измерений на уровне головок рельсов, b - расстояние от одной точки измерения на уровне головок рельсов до контактного провода в плоскости, перпендикулярной геометрической оси пути, с - расстояние от другой точки измерения на уровне головок рельсов до контактного провода в плоскости, перпендикулярной геометрической оси пути, затем определяют высоту h контактного провода относительно плоскости головок рельсов исходя из соотношения
или
при c > b. Достигаемый технический результат - повышение точности определения геометрических параметров расположения контактного провода относительно геометрической оси железнодорожного пути. 1 ил., 1 табл.
Изобретение относится к электрическому железнодорожному транспорту, в частности к техническому обслуживанию контактной сети, а именно к определению параметров расположения контактного провода относительно плоскости головок рельсов железнодорожного пути, например, определению высоты и смещения контактного провода относительно железнодорожного пути.
Известен способ определения параметров контактного провода (см. А.С. СССР 1706903, 1992 г.), при котором осуществляют измерение параметров относительно крыши вагона с помощью токовихревых датчиков, непрерывно регистрирующих параметры контактного провода, например, смещение контактного провода относительно геометрической оси железнодорожного пути. Однако таким способом очень сложно определить высоту контактного провода относительно плоскости головок рельсов, при этом с невысокой точностью определяют смещение контактного провода, т.к. при измерениях датчики, расположенные на лыже пантографа, закрепленного на крыше вагона или иного перемещаемого по рельсам железнодорожного пути ходового механизма, раскачиваются вместе с вагоном и самим контактным проводом, который одновременно приподнимается пантографом, изменяя высоту его положения относительно плоскости головок рельсов. Известен также способ определения параметров расположения контактного провода железнодорожного пути (см. кн.: Фрайфельд А.В. и др. Устройство, сооружение и эксплуатация контактной сети и воздушных линий. Учебник. - М.: Транспорт, 1986, стр. 289), использованный в качестве прототипа, при котором в статическом состоянии контактного провода проводят два измерения в точках, расположенных на одной линии, перпендикулярной геометрической оси пути в плоскости головок обоих рельсов, и определяют от уровня головок рельсов высоту контактного провода и его смещение относительно геометрической оси железнодорожного пути. Этот способ определения параметров расположения контактного провода основан на использовании оптико-механических устройств, которые не могут обеспечить достаточно высокую точность определения параметров, зависящую от субъективной погрешности, вносимой оператором при настройке оптико-механического измерительного устройства и определении результатов измерений параметров расчетным путем. Содержание в исправности железнодорожного пути требует, чтобы воздушная линия, как и железнодорожное полотно, контролировалась через определенные промежутки, обслуживалась и, в случае необходимости, приводилась в порядок. С увеличением скорости движения электропоездов возрастает значение сохранения заданного положения контактного провода. Для оценки состояния контактной сети ежеквартально проводят проверку параметров контактной сети на основных магистралях, а также ежегодно или после ремонта пути - на второстепенных путях станций, депо и парков. Точки измерений - это точки фиксации контактного провода у опор и середины пролетов кривых участков пути, на сопряжении и воздушной стрелке. Исследования уровня техники в данной области выявили задачу: создать способ определения параметров расположения контактного провода относительно железнодорожного пути, исключив субъективную погрешность и использование перемещаемого по рельсам железнодорожного пути ходового механизма, т.е. осуществлять при статическом положении провода простые линейные измерения ручными переносными малогабаритными приборами, не требующими настройки; при определении параметров использовать простые геометрические соотношения, позволяющие упростить процессы расчета параметров и повысить точность. При осуществлении способа необходимо использовать измеряющие расстояния бесконтактные приборы, например, ультразвуковые, которые измеренные величины фиксируют и передают для расчетов геометрических параметров расположения контактного провода в вычислительные устройства, например, микропроцессоры. Цель изобретения - повышение точности определения геометрических параметров расположения контактного провода относительно геометрической оси железнодорожного пути и поверхности головок рельсов. Поставленная цель достигается тем, что в способе определения параметров расположения контактного провода железнодорожного пути, при котором проводят два измерения в точках, расположенных на одной линии, перпендикулярной геометрической оси пути в плоскости головок обоих рельсов, при этом измерения проводят в симметричных от геометрической оси пути точках с помощью ультразвука, предварительно измерив расстояние между точками измерения, а также температуру окружающего воздуха, а смещение



при c > b. Сущность предлагаемого технического решения поясняется следующим. В предлагаемом способе использованы простые геометрические соотношения, основанные на теореме Пифагора. Измеренные расстояния до контактного провода из указанных, симметрично расположенных относительно геометрической оси пути точек представляют собой стороны в и с треугольника, основанием а которого является расстояние между выбранными точками измерений. Высота h такого треугольника является высотой контактного провода относительно плоскости головок рельсов. Положение вершины треугольника, образованной сторонами в и с, определяет смещение



- меньше расстояния между геометрическими осями головок рельсов - 1 м;
- равно расстоянию между геометрическими осями головок рельсов - 1,6 м;
- больше расстояния между геометрическими осями головок рельсов - 2,8 м; 4 м; 10 м. Измерения проводились в разное время в нескольких местах при различных температурах окружающего воздуха при статическом положении контактного провода, при слабом ветре, в ясную погоду, в течение нескольких месяцев. С помощью ультразвукового прибора после измерения температуры окружающей среды определяли расстояния в и с до контактного провода. С помощью полученных данных и вышеприведенных формул рассчитывали значения смещения

Формула изобретения


где а - расстояние между симметричными точками измерений на уровне головок рельсов;
b - расстояние от одной точки измерения на уровне головок рельсов до контактного провода в плоскости, перпендикулярной геометрической оси пути;
с - расстояние от другой точки измерения на уровне головок рельсов до контактного провода в плоскости, перпендикулярной геометрической оси пути,
затем определяют высоту h контактного провода относительно уровня головок рельсов, исходя из соотношения

или

при c>b.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2