Способ разрушения ледяного покрова
Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: перемещают судно (2) на воздушной подушке, возбуждая во льду изгибно-гравитационные волны при движении с резонансной скоростью. Упомянутую скорость определяют по максимальному (по сравнению с движением над твердой горизонтальной поверхностью) приросту силы электрического тока, возбуждаемого пьезоэлементами, установленными в упорных подшипниках воздушного винта (3). Изобретение направлено на повышение эффективности определения скорости, при которой разрушение льда максимально. 2 ил.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом, т. е. путем возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ). (1. Козин В. М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. - Владивосток, ИАПУ, 1993 г. Известен способ определения резонансной скорости судна up по максимальной кривизне ледяного покрова, для чего при помощи радиолокационных сигналов при движении судна замеряют кривизну ледяного покрова. С этой целью в носу, средней части и корме СВП устанавливаются излучатели и приемники радиолокационной станции. При перемещении СВП по ледяному покрову при помощи этих станций происходит измерение расстояния до поверхности ледяного покрова. По данным замеров с учетом показаний дифферентометра определяется кривизна ледяного покрова. (2. Патент РФ 2099235 от 20.12.97).
Недостатком известного способа является необходимость наличия на судне дорогостоящего оборудования, соответствующей вычислительной техники и специализированной программы для определения кривизны ледяного покрова. Сущность изобретения заключается в разработке более простого и точного способа определения up. Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда СВП резонансным способом. Существенные признаки, характеризующие изобретение. Ограничительные: ледяной покров разрушается СВП путем возбуждения ИГВ при движении судна по льду с резонансной скоростью, определяемой в процессе движения судна по максимальной кривизне ледяного покрова. Отличительные: резонансную скорость определяют по максимальному (по сравнению с движением над твердой горизонтальной поверхностью) приросту силы электрического тока, возбуждаемого пьезоэлементами, установленными в упорных подшипниках воздушного винта. Известно (3. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. Владивосток: изд-во ДВГУ. - 1988. - 128 с.), что по мере возрастания скорости СВП u и приближения ее к резонансной up кривизна профиля ИГВ возрастает и достигает максимального значения при u = up. Судно при этом получает максимальный дифферент на корму



Формула изобретения
Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке, заключающийся в возбуждении во льду изгибно-гравитационных волн при движении судна по льду с резонансной скоростью, определяемой в процессе движения судна по максимальной кривизне ледяного покрова, отличающийся тем, что упомянутую скорость определяют по максимальному (по сравнению с движением над твердой горизонтальной поверхностью) приросту силы электрического тока, возбуждаемого пьезоэлементами, установленными в упорных подшипниках воздушного винта.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2