Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет уменьшить время балансировки и повысить надежность работы ротора компрессора. В роторе компрессора с балансировочными грузиками указанный технический результат достигается тем, что балансировочные грузики выполнены U-образной формы, установлены с радиальным зазором величиной
=0,05-1 мм с внутренней стороны радиального кольцевого ребра диска и зафиксированы в окружном направлении по его отверстиям осевыми крепежными элементами, причем D-d=2
, где D - диаметр крепежного отверстия в кольцевом ребре, d - диаметр стержня крепежного элемента. 3 ил.
Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.
Известен ротор компрессора ГТД, для балансировки (устранения дисбаланса) которого используются балансировочные грузики, выполненные в виде отдельных сегментов и зафиксированные относительно диска с помощью болтов [1].
Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность, так как болты имеют концентраторы напряжений в виде резьбы и, находясь в поле действия центробежных сил, могут оборваться, что приведет к поломке компрессора.
Наиболее близким к заявляемому является ротор компрессора ГТД, в котором балансировочные грузики выполнены в виде сегментов и устанавливаются на кольцевых осевых выступах дисков с помощью развальцованных заклепок [2].
Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за неудобства развальцовки заклепок, так как подход к ним закрыт рабочими лопатками. В условиях современного газотурбинного двигателя балансировочные грузики работают в условиях повышенных температур до 700
oС и высоких окружных скоростей до 300 м/с. Обрыв балансировочного грузика может вызвать поломку работающего двигателя. Одновременно жесткие требования предъявляются к удобству постановки балансировочных грузиков, так как это определяет время балансировки ротора компрессора газотурбинного двигателя.
Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в уменьшении времени балансировки и в повышении надежности работы ротора компрессора путем исключения контакта кольцевого ребра диска со стержнем заклепки.
Сущность технического решения заключается в том, что в роторе компрессора ГТД с балансировочными грузиками согласно изобретению балансировочные грузики выполнены U-образной формы, установлены с радиальным зазором

, равным от 0,05 до 1 мм, с внутренней стороны радиального кольцевого ребра диска и зафиксированы в окружном направлении по его отверстиям осевыми крепежными элементами, причем D-d = 2

, где D - диаметр крепежного отверстия в кольцевом ребре, d - диаметр стержня крепежного элемента.
Выполнение балансировочных грузиков U-образной формы позволяет за счет обхвата кольцевых радиальных ребер фиксироваться этим грузикам относительно этих ребер в осевом направлении, за счет чего обладающие повышенной жесткостью ребра уменьшают деформацию закомпрессорного лабиринта под действием центробежных сил от балансировочных грузиков, способствуя сохранению радиальных зазоров между лабиринтом и ответными ему статорными элементами двигателя, за счет чего повышается надежность крепления балансировочного грузика на кольцевом ребре.
Установка балансировочных грузиков с радиальным зазором величиной

= 0,05. . .1 мм с внутренней стороны радиального кольцевого ребра диска и фиксация в окружном направлении по его отверстиям осевыми крепежными элементами, причем D-d =

, позволяет исключить контакт кольцевого ребра диска со стержнем заклепки, повышая надежность работы ротора компрессора.
На фиг. 1 изображен продольный разрез ротора компрессора ГТД.
На фиг. 2 - элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде при невращающемся роторе компрессора.
На фиг. 3 - элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде при вращающемся роторе компрессора.
Ротор 1 компрессора ГТД состоит из вала 2, на котором с помощью шлиц 3 установлены диски 4 с рабочими лопатками 5 и промежуточными кольцами 6. На диске последней ступени 7 с помощью байонетного соединения 8 закреплен закомпрессорный дисковый лабиринт 9 с уплотнительными гребешками 10 на ободе 11, на внутренней поверхности которого выполнено направленное к оси компрессора радиальное кольцевое ребро 12 с отверстиями 13. На ребре 12 установлены U-образные сегментные балансировочные грузики 14, зафиксированные в окружном направлении относительно отверстий 13 с помощью крепежных элементов в виде заклепок 15, каждая из которых состоит из головки 16, стержня 17 и развальцованной юбочки 18. Относительно внутренней поверхности 19 радиального ребра 12 балансировочные грузики 14 своей посадочной поверхностью 20 установлены с радиальным зазором

, причем D-d = 2

. Заклепка 15 зафиксирована в радиальном и окружном направлениях относительно балансировочного грузика 14 по поверхностям 21 и 22 стержня 17 заклепки, а в осевом - путем развальцовки юбочки 18.
Работает устройство следующим образом. При сборке ротора компрессора 1 балансировочные грузики 14 могут свободно перемещаться в радиальном направлении в пределах зазора

= 0,05...1 мм. При вращении ротора компрессора 1, например при его балансировке или при работе газотурбинного двигателя, под действием центробежных сил грузики 14 перемещаются в радиальном направлении от оси ротора компрессора и самоустанавливаются поверхностью 20 по поверхности 19 кольцевого радиального ребра 12. При этом стержень 17 заклепки 15, являющийся слабым элементом в данной конструкции, не контактирует с кольцевым ребром 12, за счет чего повышается надежность крепления балансировочного грузика 14 на кольцевом ребре 12. Сегментный балансировочный грузик 14 в зависимости от потребной массы может быть выполнен на большой дуге окружности и поэтому крепится двумя, тремя или большим количеством заклепок 15. В этом случае во избежание перерезания стержня 17 заклепки 15 разница диаметров D-d выбирается исходя из температурных деформаций кольцевого ребра 12 и грузика 14. Заявляемая конструкция является удобной с точки зрения постановки и крепления балансировочных грузиков 14, так как развальцовка юбочки 18 фиксирующей заклепки 15 производится с внешней стороны кольцевого ребра 12 в осевом направлении.
Источники информации 1. С. А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных ГТД. М.: Машиностроение, 1989 г., стр.66, рис.3.10.
2. С.А.Вьюнов, стр.95, рис.3.33 - прототип.
Формула изобретения
Ротор компрессора газотурбинного двигателя с балансировочными грузиками, отличающийся тем, что балансировочные грузики выполнены U-образной формы, установлены с радиальным зазором величиной

= 0,05-1 мм с внутренней стороны радиального кольцевого ребра диска и зафиксированы в окружном направлении по его отверстиям осевыми крепежными элементами, причем D-d= 2

, где D - диаметр крепежного отверстия в кольцевом ребре, d - диаметр стержня крепежного элемента.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2,
Рисунок 3QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество "Авиадвигатель"
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество "Пермский моторный завод"
Характер внесенных изменений (дополнений):Из предмета договора
РД0004722 исключены патенты на изобретения 
2187023, 2193678, 2198311, 2199680, 2204723, 2211337, 2220285, 2225945, 2227232, 2230195. Изменены порядок оплаты и размер вознаграждения.
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 06.12.2005 № РД0004722
Извещение опубликовано: 27.08.2010 БИ: 24/2010
* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия