Способ контроля точности юстировки прицела летательного аппарата в вертикальной плоскости
Изобретение относится к области испытаний и проверки средств прицеливания и наводки, в частности к оперативной юстировке прицельных систем летательного аппарата (ЛА). Техническим результатом предлагаемого способа является повышение точности контроля юстировки. Сущность изобретения заключается в привязке во время полета связанной системы координат ЛА к мишени, находящейся на Земле, и выполнении маневром ЛА слежения за ней с фиксированным углом прицеливания. Определение погрешности юстировки производят по формуле
=
фв-
*в как разность между фиксированным углом прицеливания - нулем неподвижной оси
фв - и расчетным углом прицеливания
*в, определяемым на Земле по материалам средств объективного контроля с использованием аналитической зависимости.
Изобретение относится к области испытаний и проверки средств прицеливания и наводки, в частности к оперативной юстировке прицельных систем летательного аппарата (ЛА).
Известен способ юстировки прицельных систем, основанный на анализе результатов боевого применения авиационных средств поражения (АСП) (Анализ результатов боевых применений ВВС. Выпуск 4738-Б. -М.: 1982). Сущность способа состоит в следующем. По результатам боевого применения вычисляют характеристики промахов АСП от цели (математическое ожидание, среднее квадратическое отклонение) и на основании этих характеристик судят о точности юстировки. К недостаткам способа можно отнести большую трудоемкость и неоперативность, а также возникновение неопределенностей в принятии решения о точности юстировки прицельной системы вследствие того, что характеристики промахов обусловлены не только точностью весовых, баллистических и других свойств АСП, определяющих их техническое рассеивание, а также точностью пристрелки агрегатов подвески авиационного вооружения. Известен способ юстировки прицельных систем при помощи специальной мишени (Технология проверки наводки агрегатов вооружения и юстировки прицельного комплекса без предварительной выставки самолета 32-36 в плоскость горизонта. ВВС. Выпуск 5349. -1985). Сущность данного способа состоит в привязке связанной системы координат ЛА к мишени, установленной впереди ЛА, определении визуально по отчетному визиру (ОВ) рассогласования между перекрестием на мишени, индицирующим требуемое положение "нуля" неподвижной оси прицела. К недостаткам способа можно отнести большое количество применяемых средств, а также высокие трудозатраты при проведении юстировки. В качестве прототипа выбран способ контроля точности неподвижной оси прицела в вертикальной плоскости, изложенный в (Описание изобретения к патенту Российской Федерации RU 2102685 C1). Сущность данного способа заключается в привязке во время полета связанной системы координат ЛА к мишени, находящейся на земле, и выполнении маневром ЛА слежения за ней с фиксированным углом прицеливания. Погрешность юстировки











D - текущая дальность до мишени;


Техническим результатом предлагаемого способа является повышение точности контроля юстировки. Сущность предлагаемого способа контроля точности юстировки неподвижной оси прицела в вертикальной плоскости заключается в том, что привязку связанной системы координат летательного аппарата ЛА к установленной впереди него мишени производят во время полета, после чего осуществляют слежение за мишенью маневров ЛА с фиксированным углом прицеливания. Рассогласование





где G -вес ЛА;
S - площадь крыла ЛА;
C

q - скоростной напор воздушного потока;
ny - значение вертикальной перегрузки. Сущность способа поясняется следующими рассуждениями. Для определения угла атаки

G=G0+Gm+Gn, (4)
где G0 - вес ЛА без топлива и подвесок, указанный в его техническом описании (ТО);
Gn - вес подвесок, определяют в соответствии с полетным заданием;
Gm=Gmо-Gmp - текущий вес топлива;
Gmo - вес заправленного топлива, определяют в соответствии с полетным заданием,
Gmр - вес топлива, израсходованного за время полета, определяют по формуле

как сумму N расходов топлива на различных режимах работы двигателя ЛА в течение полета до момента привязки к мишени;
Gmnpi=Gmnpi (nnp) - приведенный расход топлива, определяют в зависимости от величины nnp по графику в ТО ЛА,
nnр - приведенная частота вращения ротора двигателя ЛА, определяют по формуле

n - частота вращения ротора двигателя, регистрируется СОК;
T0= 288K - абсолютная температура воздуха на уровне моря в стандартных атмосферных условиях;
T*1= TН(1+0.2М2) - температура заторможенного потока воздуха на входе в двигатель;
TH= 288.9-0.006328Hист - температура окружающего воздуха на данной высоте;
P*1=PН

РН= Р0(1Нист/44308)5.2553 - давление окружающего воздуха на данной высоте;
Р0= 760 мм рт.ст - давление воздуха на уровне моря в стандартных атмосферных условиях;

Мист=М+

М - значение числа Маха, регистрируемое СОК;

Hист = H+


Н - высота полета, регистрируется СОК,


где

Vy - вертикальная составляющая скорости ЛА, регистрируется СОК,




где

Нг=1-0,0001Нист - геопотециальная высота;

Формула изобретения

где




D -текущая дальность до мишени;
D0 - начальная дальность до мишени,
отличающийся тем, что значение угла атаки


где G - вес ЛА;
S- площадь поверхности крыла;
C

q - скоростной напор воздушного потока;
ny - значение вертикальной перегрузки.
РИСУНКИ
Рисунок 1