Баллон давления из композиционного материала
Баллон давления из композиционного материала содержит цельномотанную оболочку. В ее полюсных отверстиях установлены металлические фланцы, каждый из которых имеет хвостовик. Опорная поверхность хвостовика выполнена криволинейно-вогнутой. Ее образующая удовлетворяет условию где
- угол между осью фланца и касательной к образующей опорной поверхности хвостовика в точке с радиусом r в радианах; r - радиус точки образующей опорной поверхности (r0
r
b); r0 - радиус полюсного отверстия; b - радиус вершины хвостовика фланца;
- угол разворота хвостовика фланца при давлении в радианах;
- относительная кольцевая деформация пластика в полюсном отверстии при давлении;
b - угол между осью фланца и касательной к днищу в вершине хвостовика в радианах. Использование изобретения позволит снизить массу баллона давления. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к баллонам давления, изготовляемым из композиционного материала, и может быть использовано при создании твердотопливных двигателей ракет, в химическом машиностроении, а также в других отраслях промышленности.
Из патентной литературы широко известны конструкции цельномотанных пластиковых баллонов давления из композиционных материалов, содержащих пластиковую оболочку и установленные в полюсных отверстиях металлические фланцы. См., например, а.с. СССР SU 1089344. Известно техническое решение по патенту РФ 2037735, кл. F 17 C 1/00, 92 г. , выбранное за прототип. Фланец содержит опорный хвостовик, который упирается в пластик силовой оболочки, и узел стыковки, к которому присоединяются другие элементы конструкции, например крышка. К недостаткам данных баллонов относится повышенный уровень напряженно-деформированного состояния (НДС) пластиковой оболочки в зонах полюсных отверстий от неравномерного контактного давления со стороны хвостовика фланца, что снижает несущую способность баллона. Разрушение баллонов в значительном количестве случаев происходит по пластиковой оболочке в зонах полюсных отверстий. Поэтому при расчетах оболочки этот эффект учитывается введением в расчетные формулы коэффициента концентрации напряжений, составляющего величину 1,1-1,2. Для компенсации снижения несущей способности оболочки наматываются дополнительные слои пластика, что приводит к увеличению толщины пластика на 15-20% и соответствующему увеличению массы баллона. Основной причиной неравномерности контактного давления между пластиком и хвостовиком фланца является смещение пластика вдоль образующей хвостовика за счет увеличения диаметра полюсного отверстия при нагружении давлением и одновременный поворот хвостовика фланца (вершина хвостовика перемещается от пластика внутрь оболочки), что приводит к несоответствию контактных поверхностей хвостовика фланца и пластика со значительным увеличением контактного давления на краю полюсного отверстия пластика. Технической задачей является снижение массы баллона давления путем исключения неравномерности контактного давления по границе хвостовик фланца-пластик за счет полного совпадения контактных поверхностей хвостовика фланца и пластика в нагруженном состоянии. Технический результат достигается тем, что опорная поверхность хвостовика фланца выполнена криволинейно-вогнутой. При этом соответствие контактных поверхностей достигается автоматически при соответствующем выборе профиля контактной поверхности хвостовика фланца в ненагруженном состоянии. На фиг. 1 представлена известная конструкция баллона давления в зоне расположения фланца. Хвостовик фланца 1 упирается в контактирующий с ним пластик композиционной оболочки 2. Штриховой линией показаны контуры фланца и пластика при нагружении баллона давлением. При этом за счет деформации пластика 2 радиус полюсного отверстия (начальное значение r0) увеличивается на величину u. В то же время хвостовик фланца 1 разворачивается на угол

















где



Из формулы видно, что угол




Формула изобретения

где

r - радиус точки образующей опорной поверхности (r0


r0 - радиус полюсного отверстия;
b - радиус вершины хвостовика фланца;



РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2