Центробежный насос
Изобретение относится к насосостроению, в частности к конструкциям насосов для перекачки топлива в силовых установках летательных аппаратов. Центробежный насос содержит корпус с рабочей камерой, в которой на приводном валу с возможностью осевого перемещения установлено рабочее колесо. Колесо включает приводной диск с лопастями, соединенный с приводным валом, и ведомый диск, соединенный с лопастями. Насос содержит также патрубок для подвода жидкости к лопастям колеса, камеру нагнетания жидкости, размещенную напротив выходных концов лопастей колеса и автомат разгрузки осевых сил. Автомат включает кольцевые выступы, выполненные в центральных частях приводного и ведомого дисков коаксиально оси вала, и кольцевые выступы, выполненные на стенках рабочей камеры напротив кольцевых выступов на дисках и образующие с ними зазоры, и камеры, образованные зазорами между стенками рабочей камеры и дисками рабочего колеса. На поверхности кольцевых выступов дисков колеса и обращенных к ним кольцевых выступов стенок камеры нанесены слои из твердого сплава, имеющего коэффициент твердости по Роквеллу более 55 единиц. Зазоры между выступами на дисках колеса и обращенных к ним стенках камеры имеют ширину в пределах 45-55 мкм. Изобретение направлено на упрощение конструкции насоса при уменьшении осевых и радиальных нагрузок на колесо в условиях широкого диапазона расходов. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к центробежным насосам высокого давления с широким диапазоном подачи жидкости. Преимущественно изобретение относится к центробежным насосам для перекачки топлива в силовых установках летательных аппаратов, например самолетов.
Известен центробежный насос для перекачки топлива в силовых установках летательных аппаратов, содержащий корпус, рабочую камеру в корпусе, рабочее колесо закрытого типа, установленное в рабочей камере на приводном валу и включающее приводной диск, соединенный с приводным валом, лопасти, соединенные с приводным диском, и покрывной диск, соединенный с лопастями и установленный симметрично приводному диску. Приводной и покрывной диски снабжены уплотнительными элементами, выполненными на коаксиальных поверхностях дисков, которые имеют малые радиальные зазоры с поверхностями корпуса и при вращении рабочего колеса под действием радиальной силы могут контактировать с поверхностями корпуса. Насос снабжен автоматом для компенсации осевых сил, действующих на колесо при его вращении. Этот автомат представляет собой довольно сложное устройство, имеющее большое число уплотняемых поверхностей (см., например, патент США 4714405, F 01 D 25/32, НКИ 415-169, 1989). Недостатком известного устройства является то, что в процессе работы насоса при больших оборотах вращения рабочего колеса уплотнительные элементы, установленные по обе стороны колеса, могут изнашиваться неравномерно, что приводит к возрастанию осевых и радиальных нагрузок на колесо. Это вызывает повышение нагрузок на подшипники приводного вала, что снижает ресурс работы насоса, приводит к дополнительному подогреву перекачиваемой жидкости и ухудшает энергетические характеристики насоса (в первую очередь снижает его кпд). Кроме того, когда уплотнение между вращающимся рабочим колесом и неподвижными корпусными деталями выполнено по коаксиальным сопрягающимся поверхностям, то технологически невозможно обеспечить одинаковые зазоры между этими поверхностями по обе стороны колеса. Это приводит к тому, что утечка жидкости по одному из зазоров превышает утечку по другому зазору. Как следствие создается перепад давлений по обе стороны колеса, что порождает осевую нагрузку на рабочее колесо. Известен также центробежный насос, содержащий корпус, кольцевую рабочую камеру в корпусе, рабочее колесо закрытого типа, установленное в рабочей камере на приводном валу, патрубок для подвода жидкости к лопастям рабочего колеса и патрубок в виде конического диффузора для отвода нагнетаемой лопастями жидкости, соединенный со спиральным отводом рабочей камеры, размещенным напротив выходных концов лопастей рабочего колеса. В известном насосе уплотнение между радиальными торцевыми поверхностями вращающегося рабочего колеса и радиальными поверхностями неподвижного корпуса выполнено в виде колец из самоуплотняющегося в процессе трения материала, закрепленных либо на радиальных торцевых поверхностях рабочего колеса или на сопряженных с ними поверхностях неподвижного корпуса (см. патент США 6004094, МПК F 01 D 11/00, НКИ 415-112, 21.12.1999). В известном насосе с помощью указанных радиальных уплотнений полностью изолируется область высокого давления в полости кольцевой камеры, соединенной со спиральным отводом жидкости, от области низкого давления кольцевой рабочей камеры. При этом в полости высокого давления рабочей камеры между поверхностями дисков вращающегося рабочего колеса и стенками неподвижного корпуса возникает циркулирующий поток жидкости, обусловленный подъемом тонкого слоя жидкости по поверхности дисков рабочего колеса за счет центробежных сил и опускания слоя жидкости по поверхности рабочей камеры к месту расположения радиальных уплотнений за счет давления в спиральном отводе камеры. Наличие этого циркулирующего потока жидкости приводит к подогреву жидкости, что может (в случае перекачки легколетучих жидкостей) привести к образованию паровых кавитационных полостей, которые порождают пульсации давления в рабочей камере и, соответственно, к резким колебаниям осевых и радиальных нагрузок на рабочее колесо. Кроме того, эта конструкция центробежного насоса может реализовать свои преимущества только при абсолютной идентичности размерных и физических характеристик элементов рабочего колеса (приводных дисков и лопастей), расположенных по обе стороны от оси его симметрии. Практически это обеспечить абсолютно невозможно. По этой причине при больших скоростях вращения рабочего колеса (20-30 тысяч оборотов в минуту) это приводит к возникновению осевых нагрузок, которые способны разрушить подшипники и повредить радиальные уплотнения. Известен центробежный насос, содержащий корпус, рабочую камеру в корпусе, рабочее колесо, установленное в рабочей камере на приводном валу и включающее приводной диск, соединенный с приводным валом, и лопасти, соединенные с приводным диском, патрубок для подвода жидкости к лопастям рабочего колеса, патрубок в виде конического диффузора для отвода нагнетаемой лопастями жидкости, соединенный со спиральным отводом рабочей камеры, размещенным напротив выходных концов лопастей колеса, автомат разгрузки осевых сил, включающий кольцевой выступ, выполненный в центральной части приводного диска коаксиально оси приводного вала, и кольцевой выступ, выполненный на стенке кольцевой камеры напротив кольцевого выступа на приводном диске и коаксиально оси приводного вала, который образует с кольцевым выступом приводного диска калиброванный зазор, камеры, образованные зазорами между рабочим колесом и стенками кольцевой рабочей камеры (см. патент США 5427498, MПК4 F 04 D 29/40, НКИ 415-58.2, 1995). В известном центробежном насосе рабочее колесо выполнено в виде колеса открытого типа, и между колесом и стенками рабочей камеры со стороны подвода жидкости помещена промежуточная пластина сложной конфигурации, образующая зазор с лопастями колеса и жестко закрепленная одним своим концом в спиральном отводе рабочей камеры. Эта пластина является основным регулирующим элементом в автомате разгрузки осевых сил известного центробежного насоса, который дополнительно содержит большое число калиброванных зазоров и каналов, по которым осуществляется циркуляция части перекачиваемой жидкости, сопровождаемая ее неконтролируемыми утечками. Все это резко усложняет конструкцию насоса и снижает эффективность его работы. Наиболее близким к предлагаемому насосу является центробежный насос, содержащий корпус, рабочую камеру в корпусе, рабочее колесо, установленное в рабочей камере на приводном валу с возможностью осевого перемещения и включающее приводной диск с лопастями, соединенный с приводным валом, и ведомый диск, соединенный с лопастями, патрубок для подвода жидкости к лопастям колеса, камеру нагнетания жидкости, размещенную напротив выходных концов лопастей колеса, автомат разгрузки осевых сил, включающий кольцевые выступы, выполненные в центральных частях приводного и ведомого дисков коаксиально оси приводного вала, и кольцевые выступы, выполненные на стенках рабочей камеры напротив кольцевых выступов на приводном и ведомом дисках и образующие с ними калиброванные зазоры, и камеры, образованные зазорами между стенками рабочей камеры и дисками рабочего колеса (см. авт. свид. 1139896). В известном насосе, принятом за прототип, при возникновении кавитационных явлений на входе насоса, обусловленных повышенным содержанием газопаровой фазы в перекачиваемой жидкости (топливе) имеют место соударения выступов рабочего колеса и стенок рабочей камеры, что приводит к быстрому износу соударяющихся поверхностей и к изменению ширины зазоров между выступами рабочего колеса и стенок рабочей камеры. Это в свою очередь приводит к нарушению условий саморегуляции положения рабочего колеса. Задача изобретения состояла в повышении длительности сохранения постоянства размеров зазоров между кольцевыми выступами рабочего колеса и стенок рабочей камеры и, как следствие, сохранения условий саморегуляции положения рабочего колеса под действием осевых нагрузок. Указанная задача решается тем, что предложен центробежный насос, содержащий корпус, рабочую камеру в корпусе, рабочее колесо, установленное в рабочей камере на приводном валу с возможностью осевого перемещения и включающее приводной диск с лопастями, патрубок для подвода жидкости к лопастям колеса, автомат разгрузки осевых сил, включающий кольцевые выступы, выполненные в центральных частях приводного и ведомого дисков коаксиально оси приводного вала, и кольцевые выступы, выполненные на стенках рабочей камеры напротив кольцевых выступов на приводном и ведомом дисках и образующие с ними зазоры, и камеры, образованные зазорами между стенками рабочей камеры и дисками рабочего колеса, в котором согласно изобретению на поверхностях кольцевых выступов дисков рабочего колеса и обращенных к ним кольцевых выступов стенок рабочей камеры нанесены слои из твердого сплава, имеющего коэффициент твердости по Роквеллу более 55 единиц, причем зазоры между кольцевыми выступами на дисках колеса и обращенных к ним стенках рабочей камеры имеют ширину в пределах 45-55 мкм. Другим отличием предлагаемого насоса является то, что он снабжен приспособлением для уменьшения радиальных гидравлических нагрузок на рабочее колесо, которое установлено в спиральном отводе рабочей камеры. В предпочтительном варианте выполнения указанное приспособление представляет собой кольцевую вставку, установленную коаксиально рабочему колесу и имеющую сквозные отверстия с коническим раструбом на конце, обращенном к внешней поверхности кольца, причем оси отверстий расположены под углом (









где


где Qp - объемный расход жидкости, соответствующий номинальному (расчетному) режиму работы;

B2 - ширина лопастей на выходе из колеса;
U2 - линейная скорость внешнего диаметра колеса;
Kz - коэффициент влияния числа лопастей на теоретический напор колеса. При таком выполнении приспособления 22 практически полностью устраняются радиальные гидравлические нагрузки на рабочее колесо 4 насоса, обусловленные равномерным распределением давления в кольце между внешним диаметром колеса 4 и внутренним диаметром приспособления 22. Представленная на фиг.7 экспериментально полученная зависимость перепада давления жидкости по обе стороны рабочего колеса 4 от расхода жидкости (Q) и числа оборотов (n) рабочего колеса показывает, что в предлагаемом насосе перепад давления (Рпр-Рлев) по обе стороны колеса 4 в широком диапазоне расходов и скоростей вращения рабочего колеса практически близок к нулю.
Формула изобретения



где


где Qp - объемный расход жидкости, соответствующий номинальному (расчетному) режиму работы;

b2 - ширина лопастей на выходе из колеса;
U2 - окружная скорость на выходном диаметре колеса;
Kz - коэффициент влияния числа лопастей на теоретический напор колеса.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7