Ротор двухступенчатой турбины
Ротор двухступенчатой турбины газотурбинных двигателей наземного и авиационного применения содержит рабочие диски первой и второй ступеней с рабочими лопатками и тепловой экран в виде второго промежуточного диска с осевыми и радиальными каналами в ободе. Отношение числа осевых лопаток в ободе первого промежуточного диска к числу рабочих лопаток первой ступени составляет 1-4. Отношение величины минимального расстояния между поверхностью канала и наружной поверхностью обода первого промежуточного диска к диаметру осевого канала лежит в интервале 0,2-1,5. Изобретение позволяет повысить надежность работы турбины за счет повышения эффективности охлаждения обода промежуточных дисков ротора. 3 ил.
Изобретение относится к конструкциям роторов турбин газотурбинных двигателей наземного и авиационного применений.
Известен ротор двухступенчатой турбины, междисковая полость в котором перекрыта промежуточным диском, зафиксированным относительно основных дисков с помощью радиальных штифтов [1]. Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность из-за возможной поломки радиальных штифтов при взаимных температурных деформациях основных дисков и промежуточного диска. Известен также ротор двухступенчатой турбины, междисковая полость в котором перекрыта тепловым экраном в виде двух промежуточных дисков (дефлекторов), причем в ободе первого промежуточного диска выполнены сообщающиеся с осевыми радиальные каналы [2]. Однако, такая конструкция обладает низкой надежностью из-за перегрева ободной части промежуточных дисков, потери прочности и вероятности поломки. Высокоэкономичные современные газотурбинные двигатели имеют высокую температуру газа перед турбиной. В двигателе ПС-90А температура газа на выходе из I-го соплового аппарата турбины на взлетном режиме достигает 1640 К (1367oС). Газ, имеющий такую температуру, омывает I-ю рабочую лопатку турбины, а также ободную часть I-го диска. Для уменьшения площади соприкосновения с газом междисковая полость двухступенчатой турбины перекрыта двумя промежуточными дисками, ободная часть которых по своей периферии омывается газом с температурой выше 1000oС. Существующие дисковые материалы не могут работать при таких температурах, ободная часть промежуточных дисков может потерять прочность, оторваться от полотна и вылететь в проточную часть турбины, что вызовет катастрофическую поломку двигателя. Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности работы турбины за счет применения эффективной системы охлаждения обода промежуточных дисков ротора, которая позволяет снижать температуру материала ободной части промежуточных дисков до нормируемой. Сущность изобретения заключается в том, что в роторе двухступенчатой турбины, содержащем рабочие диски первой и второй ступеней с рабочими лопатками и тепловой экран в виде второго промежуточного диска с осевыми и радиальными каналами в ободе, согласно изобретению, отношение числа осевых каналов первого промежуточного диска (n) к числу рабочих лопаток 1-й ступени (z) составляет 1-4, при этом отношение величины минимального расстояния между поверхностью канала и наружной поверхностью обода первого промежуточного диска (h) к диаметру осевого канала (d) лежит в интервале 0,2-1,5. Следует отметить, что в промежуточном диске, состоящем из ступицы, полотна и обода, наиболее нагретым при работе двигателя даже при использовании канальной системы охлаждения, является обод. В связи с этим взаимные термические деформации полотна со ступицей и нагретого обода приводят к появлению в ободе напряжений сжатия. Поэтому выполнение в ободе множества каналов, которые являются концентраторами напряжений, не приводит к появлению трещин. Заявляемое соотношение между размерами конструктивных элементов обеспечивает эффективное охлаждение обода промежуточных дисков с помощью канальной системы охлаждения при минимальном расходе охлаждающего воздуха. На двигателе ПС-90А при расходе охлаждающего воздуха через осевые каналы, равном 0,3% от расхода газа через турбину, заявляемая конструкция надежно работает более 7000 ч без ремонта, а на газотурбинном двигателе наземного применения - более 20000 ч. При соотношении n/z<1 число каналов в ободе будет снижаться, что ухудшит охлаждение обода. Излишнее увеличение числа каналов в ободе при h/z
Формула изобретения
Ротор двухступенчатой турбины, содержащий рабочие диски первой и второй ступеней с рабочими лопатками и тепловой экран в виде второго промежуточного диска и первого промежуточного диска с осевыми и радиальными каналами в ободе, отличающийся тем, что отношение числа осевых каналов в ободе первого промежуточного диска (n) к числу рабочих лопаток 1-й ступени (z) составляет 1-4, при этом отношение величины минимального расстояния между поверхностью канала и наружной поверхностью обода первого промежуточного диска (h) к диаметру осевого канала (d) лежит в интервале 0,2-1,5.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество "Авиадвигатель"
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество "Пермский моторный завод"
Характер внесенных изменений (дополнений):Из предмета договора РД0004722 исключены патенты на изобретения
2187023, 2193678, 2198311, 2199680, 2204723, 2211337, 2220285, 2225945, 2227232, 2230195. Изменены порядок оплаты и размер вознаграждения.
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 06.12.2005 № РД0004722
Извещение опубликовано: 27.08.2010 БИ: 24/2010
* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия