Способ выемки законтурных запасов полезного ископаемого под дном карьера и в его бортах
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при доработке открытым способом месторождений с крутопадающими рудными телами. Способ включает разделение карьерного поля на очереди, погоризонтную выемку горной массы, извлечение законтурных запасов полезного ископаемого, расположенных за проектным контуром карьера, за счет изменения параметров карьера в зависимости от изменения величины сцепления горных пород в массиве борта карьера, на последнем этапе отработки месторождения величину сцепления определяют по формуле Kм = 100-1(L+10)
Kк, где Км - величина сцепления горного массива, т/м2; 100 - эмпирический коэффициент; L - среднее расстояние от борта карьера до вероятной поверхности скольжения при образовании оползня, м;
- коэффициент структурного ослабления; Кк - величина сцепления в куске, т/м2, затем определяют устойчивый угол погашения борта, границы нового контура карьера, после чего отрабатывают месторождения по выбранной технологии. Изобретение позволяет повысить объем добычи полезного ископаемого из карьера за счет выемки законтурных запасов и сокращения объемов вскрышных работ. 1 ил.
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при доработке месторождений с крутопадающим рудным телом открытым способом.
Известен способ доработки месторождений полезных ископаемых в карьере, включающий создание на дне карьера траншеи, укрепление стенок траншеи сваями, транспортирование горной массы козловыми кранами [1]. Недостатком способа является его ограниченное применение, он применим для вытянутых в плане месторождений, кроме того расходы на приобретение козловых кранов и их монтаж, а также на укрепление вертикальных откосов траншей требует значительных средств. Наиболее близким к настоящему изобретению является способ углубки карьера при разработке крутопадающих рудных тел, при котором запасы руды, расположенные за проектным контуром карьера под его дном и в бортах извлекают за счет изменения параметров нижней части карьера, для чего уточняют размер элементарного структурного блока, и в зависимости от его величины определяют величину сцепления пород массива с последующей корректировкой углов погашения бортов карьера [2 - прототип]. Недостатком способа является то, что он применим для карьеров малой глубины, т.к. с глубины 220-240 м величина элементарного структурного блока на устойчивость борта карьера не влияет. Многие исследователи на основании испытаний на одноосное сжатие высоких призм, собранных из равнопрочных образцов (блоков) с жестким соосным центрированием, пришли к убеждению, что влияние отношения H/I (Н - размер призмы; I - размер блока) на величину коэффициента структурного ослабления











где Км - величина сцепления горного массива, т/м2;
100 - эмпирический коэффициент;
L - среднее расстояние от борта карьера до вероятной поверхности скольжения при образовании оползня, м;

Кк - величина сцепления в куске, т/м2,
для чего определяют по известным методикам величину сцепления в куске Кк, принимают коэффициент структурного ослабления равным


С целью полного раскрытия технической сущности и преимуществ предлагаемого изобретения применительно к уральским медно-колчеданным месторождениям, где исходные данные следующие:
Глубина карьера первой очереди - 290 м
Коэффициент структурного ослабления - 0,05
Среднее расстояние от откоса борта до поверхности скольжения - 34 м
Угол внутреннего трения - 35o
Сцепление в куске - 100 т/м2
Плотность руды - 4,5 т/м3
Коэффициент запаса устойчивости - 1,3
Фактический угол откоса борта карьера первой очереди - 30o
Определяем величину сцепления в массиве
Км=100-1



1. Авторское свидетельство СССР 875038, Е 21 С 41/00, публ. 1981. 2. Патент РФ 2097562, МПК Е 21 С 41/26, публ. 1997
3. Фисенко Г.Л. Предельные состояния горных пород вокруг выработок. - М. : Недра, 1976, с.36, 272. 4. Туринцев Ю.И. и др. Прочность скальных пород в массиве. Известия ВУЗов, Горный журнал, 7, 1966, с.38-43. 5. Методические указания по определению углов наклона бортов откосов уступов и отвалов строящихся и эксплуатируемых карьеров. - Л.: ВНИМИ, 1972, с. 25.
Формула изобретения
Kм = 100-1




где Км - величина сцепления горного массива, т/м2;
100 - эмпирический коэффициент;
L - среднее расстояние от борта карьера до вероятной поверхности скольжения при образовании оползня, м;

Кк - величина сцепления в куске, т/м2,
затем определяют устойчивый угол погашения борта, границы нового контура карьера, после чего отрабатывают месторождения по выбранной технологии.
РИСУНКИ
Рисунок 1MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 26.01.2005
Извещение опубликовано: 20.02.2006 БИ: 05/2006