Сталь
Изобретение относится к металлургии, а именно к составам сталей для производства холоднокатаных горячеалюминированных полос и листов для изготовления глубокой вытяжкой топливных баков автомобилей. Предложенная сталь содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%: углерод 0,001-0,02, кремний 0,001-0,10, марганец 0,10-0,25, хром 0,001-0,06, никель 0,001-0,06, медь 0,001-0,06, титан 0,03-0,22, алюминий 0,01-0,06, азот 0,001-0,015, сера менее 0,025, фосфор менее 0,020, железо остальное. Техническим результатом изобретения является повышение качества горячеалюминированных полос и листов за счет снижения толщины интерметаллидного слоя и повышения коррозионной стойкости. 3 табл.
Изобретение относится к металлургии, а именно к составам сталей, используемых при производстве холоднокатаных горячеалюминированных полос и листов, предназначенных для изготовления глубокой вытяжкой деталей топливных баков автомобилей.
Для повышения коррозионной стойкости детали топливных баков автомобилей изготавливают из освинцованных стальных листов. Однако более высокими показателями эксплуатационной стойкости и безопасности обладают горячеалюминированные стальные листы. Применение горячеалюминированных полос и листов для изготовления деталей топливных баков сдерживается тем, что в процессе алюминирования и термообработки происходит деградация их свойств: возрастает прочность и ухудшается способность к глубокой вытяжке. Горячеалюминированные полосы и листы для изготовления глубокой вытяжкой деталей топливных баков должны отвечать требованиям, приведенным в табл. 1. Помимо механических свойств, нормируется толщина h интерметаллидного слоя между стальной основой и покрытием, которая не должна превышать 7 мкм, а также коррозионная стойкость: потеря веса Q образца после 200 циклов испытаний не должна быть более 3 мг/см2. Известна сталь [1] для изготовления горячеалюминированных листов следующего химического состава, мас.%: Углерод - 0,020 Кремний - 0,1 - 2,2 Марганец - Менее 2,5 Титан - 0,1 - 0,5 Алюминий - 0,01 - 0,1 Азот - Менее 0,010 Железо - Остальное при этом содержание в стали кремния, марганца и титана должно удовлетворять соотношениям: 1,9(Si)+0,9(Mn)

Кремний - 0,11 - 0,40
Марганец - 0,51 - 1,20
Хром - 2,0 - 5,0
Никель - 0,1 - 0,3
Медь - 0,20 - 0,50
Титан - 0,03 - 0,15
Алюминий - 0,08 - 0,20
Азот - 0,006 - 0,015
Бор - 0,0003 - 0,003
Железо - Остальное
Горячеалюминированные листы, основа которых изготовлена из стали известного состава, вследствие недостаточных вытяжных свойств не пригодна для изготовления деталей бензобаков автомобилей. Кроме того, известная сталь не содержит неизбежно присутствующих в промышленно производимых сталях примесей серы и фосфора. Глубокое удаление указанных примесей существенно удорожает сталь. Наиболее близкой по своему химическому составу и свойствам к предлагаемой является следующая сталь [3] для изготовления горячеалюминированных листов и лент, мас.%:
Углерод - Менее 0,05
Кремний - Менее 0,10
Марганец - Менее 1,0
Хром - 1,8 - 3,0
Никель - 0,10 - 0,50
Медь - 0,10 - 0,50
Алюминий - 0,06 - 0,15
Сера - Менее 0,05
Фосфор - Менее 0,05
Азот - Менее 0,02
Титан, цирконий, ниобий, ванадий - Более (C)+(N)
Железо - Остальное
Недостатки известной стали состоят в том, что горячеалюминированные листы и полосы, изготовленные не ее основе, имеют низкую способность к глубокой вытяжке. Толщина интерметаллидного слоя превышает допустимую, коррозионная стойкость в агрессивной среде топлива недостаточна. Низкое качество горячеалюминированных полос и листов из стали известного состава не позволяет применять их для производства деталей топливных баков автомобилей. Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в повышении качества горячеалюминированных полос и листов. Указанная техническая задача решается тем, что сталь содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%:
Углерод - 0,001 - 0,02
Кремний - 0,001 - 0,10
Марганец - 0,10 - 0,25
Хром - 0,001 - 0,06
Никель - 0,001 - 0,06
Медь - 0,001 - 0,06
Титан - 0,03 - 0,22
Алюминий - 0,01 - 0,06
Азот - 0,001 - 0,015
Сера - Не более 0,025
Фосфор - Не более 0,020
Железо - Остальное
Углерод в стали является упрочняющим элементом. При снижении концентрации углерода менее 0,001% прочностные свойства горячеалюминированных полос и листов недостаточны. Увеличение концентрации углерода сверх 0,02% снижает ее пластические свойства. Кремний введен в сталь для раскисления, упрочнения стали и замедления роста интерметаллидного слоя. При концентрации кремния менее 0,001% его влияние проявляется слабо, что ведет к росту толщины интерметаллидного слоя и ухудшению качества горячеалюминированных листов. Увеличение его концентрации более 0,10% ухудшает вытяжные свойства. Марганец раскисляет сталь, обеспечивает требуемое сочетание прочности и пластичности. При содержании марганца менее 0,10% сталь недостаточно раскислена и прочна. Увеличение его содержания сверх 0,25% чрезмерно упрочняет сталь, снижает ее пластичность. Хром повышает прочность и коррозионную стойкость стали, снижает деградацию свойств и рост интерметаллидного слоя при нанесении покрытия и отжиге. Снижение содержания хрома менее 0,001% увеличивает деградацию механических свойств, выводя их за допустимые пределы. Увеличение его содержания сверх 0,06% ухудшает способность алюминированных листов к глубокой вытяжке. Никель обеспечивает стабилизацию микроструктуры стали перед горячим алюминированием, повышает коррозионную стойкость изделий. Снижение концентрации никеля менее 0,001% приводит к резкому ухудшению механических свойств после горячего алюминирования. Увеличение содержания никеля более 0,06% не приводит к дальнейшему улучшению качества изделий, а лишь удорожает сталь. Медь, кристаллизуясь в стали в последнюю очередь по границам зерен, повышает стойкость к межкристаллитной коррозии, особенно при нарушении сплошности покрытия. Снижение содержания меди менее 0,001% ухудшает показатель коррозионной стойкости. Увеличение содержания меди более 0,06% ухудшает способность горячеалюминированных полос и листов к глубокой вытяжке. Титан упрочняет сталь, обеспечивает увеличение показателя деформационного упрочнения, улучшает вытяжные свойства горячеалюминированных полос и листов. Уменьшение содержания титана менее 0,03% снижает прочностные свойства стали, вызывает их нестабильность. При повышении содержания титана более 0,22% прочность стали выше допустимой. Алюминий улучшает адгезию с покрытием, повышает коррозионную стойкость стали. Снижение содержания алюминия менее 0,01% интенсифицирует деградацию свойств горячеалюминированных листов, а увеличение его содержания более 0,06% приводит к уменьшению коэффициента нормальной пластической анизотропии ниже допустимого значения. Азот, образуя нитриды алюминия и титана, упрочняет сталь, что способствует получению заданного сочетания механических свойств. При содержании азота менее 0,001% прочностные свойства стали ниже допустимых. Увеличение содержания азота сверх 0,015% способствует деградации свойств горячеалюминированных полос и листов. Сера и фосфор в данной стали являются примесными элементами, концентрацию которых следует ограничивать, чтобы не ухудшить свойств. Глубокая очистка стали от этих примесей ведет к существенному ее удорожанию. При содержании серы более 0,025% или фосфора более 0,020% качество горячеалюминированных полос и листов ухудшается, что обусловлено ухудшением их способности к глубокой вытяжке при изготовлении деталей топливных баков. При меньших содержаниях серы и фосфора сталь предложенной композиции нейтрализует их вредное влияние за счет оптимальной концентрации остальных элементов. Это исключает необходимость глубокой степени десульфурации и дефосфорации, снижает стоимость производства стали. Сталь выплавляют в электродуговой печи из передельного чугуна. В промежуточном ковше в сталь вводят ферросилиций, ферромарганец, феррохром, ферротитан, металлические никель, медь, алюминий, и продувают азотом. Готовую сталь разливают в слябы толщиной 250 мм и прокатывают на полунепрерывном широкополосном стане 1700 в полосы сечением 3

1. Патент США 4571367, НКИ 428/653, 1986 г. 2. Авт. св. СССР 1749308, МПК С 22 С 38/54, 1992 г. 3. Заявка Японии 63-18043, МПК С 22 С 38/00, 1988 г. - прототип.
Формула изобретения
Углерод - 0,001-0,02
Кремний - 0,001-0,10
Марганец - 0,10-0,25
Хром - 0,001-0,06
Никель - 0,001-0,06
Медь - 0,001-0,06
Титан - 0,03-0,22
Алюминий - 0,01-0,06
Азот - 0,001-0,015
Сера - Менее 0,025
Фосфор - Менее 0,020
Железо - Остальноем
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3