Способ контроля углов установки колес автомобиля и давления воздуха в шинах колес автомобиля
Способ включает введение во взаимодействие вращающихся колес движущегося автомобиля и опорной поверхности. Вначале сравнивают угловые скорости колес каждой оси автомобиля и по разнице этих угловых скоростей колес судят о величине давления воздуха в шинах колес. Затем при допустимой величине давления воздуха в шинах колес сравнивают угловые скорости колес передней и задней осей автомобиля, а о величинах углов установки колес судят по разнице угловых скоростей колес передней и задней осей автомобиля. В результате уменьшается трудоемкость и время контроля, повышается его эффективность. 2 ил.
Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для диагностирования ходовой части автомобиля, а именно для контроля углов установки колес и давления воздуха в шинах колес автомобиля.
Известен способ контроля углов установки колес автомобиля, основанный на имитации движения автомобиля, заключающийся в том, что вводят во взаимодействие вращающиеся колеса неподвижного автомобиля и опорную поверхность путем установки автомобиля передними колесами на барабаны, имеющие возможность вращения посредством связанного с ними электродвигателя и снабженные электрическими датчиками, закрепления автомобиля за переднюю ось, приведения передних колес во вращение до заданной скорости с помощью барабанов, затем измеряют боковые силы, возникающие при взаимодействии вращающихся колес с опорной поверхностью, используя фиксацию сигналов датчиков на пульте управления. По значениям этих боковых сил определяют значение углов установки колес автомобиля. При различных углах установки колес боковые силы также будут различными. Способ контроля углов установки колес реализован в роликовом (барабанном) стенде модели КИ - 4872 (см. книгу Борц А.Д. и др. Диагностика технического состояния автомобиля. -М.: Транспорт, 1979, -с.94-95, рис.5.9). Недостатками способа контроля углов установки колес автомобиля являются узкие технологические возможности, потому что осуществляется проверка правильности установки колес только передней оси автомобиля, повышение трудоемкости контроля и затраты времени на его проведение, обусловленные необходимостью использования громоздкого и дорогостоящего стационарного оборудования, на которое необходимо установить автомобиль для реализации способа. Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является способ контроля углов установки колес автомобиля, включающий введение во взаимодействие вращающихся колес движущегося со скоростью 2-3 км/ч автомобиля и опорной поверхности, выполненной в виде плиты, установленной с возможностью перемещения по платформе, последующее фиксирование бокового перемещения плиты посредством устройства, воспринимающего боковое перемещение плиты и соединенного с указательной колонкой, снабженной световыми и звуковыми анализаторами. По величине бокового смещения плиты судят о правильности углов установки колес автомобиля (то есть о боковом уводе колес). Этот способ реализован на платформенном стенде модели ЦКТБ-К112 (см. книгу Борц А.Д. и др. Диагностика технического состояния автомобиля. - М.: Транспорт, 1979, -с.95-97, рис.5.12). Основными недостатками вышеописанного способа контроля углов установки колес автомобиля являются узкие технологические возможности, поскольку осуществляется только контроль правильности установки колес автомобиля, движущегося с малой скоростью 2-3 км/ч, повышенные трудоемкость контроля и затраты времени на его проведение, обусловленные необходимостью использования громоздкого и дорогостоящего стационарного оборудования, низкие эффективность и достоверность контроля, так как контроль углов установки колес производят только на очень малых скоростях движения автомобиля, не охватывая всего спектра возможных скоростей движения автомобиля в реальных дорожных условиях. Сущность изобретения заключается в том, что в способе контроля углов установки колес автомобиля и давления воздуха в шинах колес автомобиля, включающем введение во взаимодействие вращающихся колес движущегося автомобиля и опорной поверхности, сравнивают угловые скорости колес каждой оси автомобиля и по разнице этих угловых скоростей колес судят о величине давления воздуха в шинах колес автомобиля, затем при допустимой величине давления воздуха в шинах колес автомобиля сравнивают угловые скорости колес передней и задней осей автомобиля, а о величинах углов установки колес судят по разнице угловых скоростей колес передней и задней осей автомобиля. Предлагаемый способ контроля углов установки колес автомобиля и давления воздуха в шинах колес автомобиля основан на том, что при изменении углов установки колес автомобиля (развала и схождения) изменяется угловая скорость колес автомобиля при неизменной линейной скорости автомобиля (см. формулу(3)). Техническим результатом является расширение технологических возможностей, уменьшение трудоемкости контроля и времени на его проведение, повышение эффективности и достоверности контроля. Расширение технологических возможностей обеспечивается вследствие осуществления двух операций - контроля давления воздуха в шинах колес автомобиля и углов установки колес каждой оси автомобиля (как передней, так и задней) при прямолинейном движении в реальных дорожных условиях. Уменьшение трудоемкости контроля и времени на его проведение достигается за счет осуществления контроля углов установки колес и давления воздуха в шинах колес автомобиля непосредственно при прямолинейном движении автомобиля, используя для измерения угловой скорости колес автомобиля, например, датчики угловой скорости антиблокировочной системы автомобиля, а в качестве решающего устройства, например, компьютер автомобиля. При этом отпадает необходимость сложного в эксплуатации стационарного оборудования, что требуется в способе - прототипе. Повышение эффективности и достоверности контроля обеспечивается вследствие его проведения на любых скоростях реального движения автомобиля при помощи существующих систем автомобиля. Способ контроля углов установки колес автомобиля и давления воздуха в шинах колес автомобиля поясняется схемой зависимости угловой скорости колеса автомобиля от линейной скорости автомобиля и угла схождения при неизменном радиусе колеса, где на фиг.1 изображено колесо автомобиля с углом схождения, равным нулю; на фиг.2 - колесо автомобиля с углом схождения, не равным нулю. На чертеже дополнительно обозначено: Vлин. - вектор линейной скорости колеса автомобиля; Vбок. - вектор боковой составляющей скорости колеса автомобиля; Vдейст. - вектор действительной скорости колеса автомобиля;








Из формулы (3) видно, что при одинаковых линейных скоростях угловая скорость больше у того колеса, у которого больше угол схождения

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2