Зуб ковша экскаватора
Изобретение относится к землеройной технике, а именно к одноковшовым экскаваторам циклического действия, и может быть использовано в горнодобывающей промышленности. Зуб ковша экскаватора включает клинообразную рабочую часть, образованную выпуклой верхней и вогнутой нижней криволинейными гранями, формируемыми сопряженными цилиндрическими поверхностями, и снабженную ребрами жесткости и режущей частью, смещенной относительно продольной оси зуба и имеющей цилиндрическую поверхность, и хвостовую часть с опорными поверхностями. Режущая часть смещена вниз относительно продольной оси зуба на величину, составляющую 0,10-0,14 от длины рабочей части зуба, а радиус ее цилиндрической поверхности равен 20 мм. Клинообразная часть зуба выполнена с острым углом 10-15o между выпуклой верхней и вогнутой нижней криволинейными гранями. Радиусы цилиндрических поверхностей, формирующих выпуклую верхнюю и вогнутую нижнюю криволинейные грани рабочей части и нижних ребер на вогнутой криволинейной грани в области рабочей части, принимаются одинаковыми. Опорные поверхности хвостовой части выполнены наклонными с углом 9-11o и подъемом в сторону тела зуба, а в теле зуба в месте сопряжения рабочей части с хвостовой предусмотрена полость в виде усадочной раковины, не выходящей на рабочую поверхность. Повышается износостойкость и срок службы. 2 ил.
Изобретение относится к землеройной технике, а именно к одноковшовым экскаваторам циклического действия, и может быть использовано в горнодобывающей промышленности и строительстве для разрушения и выемки пород и грунтов любой прочности после, либо без предварительного рыхления.
Известен зуб ковша экскаватора, содержащий хвостовую часть для присоединения зуба к передней стенке ковша экскаватора, и клинообразную рабочую часть, образованную выпуклой передней и вогнутой задней криволинейными поверхностями и выполненную со смещением режущей кромки вниз относительно продольной оси зуба [1]. Такая форма зуба выбрана из соображений снижения напорных усилий при врезании в грунт, обеспечения одинаковой площади поперечного сечения режущей части зуба при износе, т.е. способности к самозатачиванию, и увеличения срока службы зуба. Однако зуб такой формы по мере износа при эксплуатации быстро затупляется, износ (истирание) всего лишь 1/5 длины рабочей части резко затупляет зуб и увеличивает радиус режущей кромки в 2,0-2,5 раза, дальнейший износ превращает зуб в тупую болванку, таким образом, способность к самозатачиванию здесь не реализуется, соответственно при износе зуба резко увеличиваются и напорные усилия при врезании в грунт и горную породу. Зуб не содержит ребер и в рабочей части выполнен чрезмерно массивным, что не соответствует требованиям к стальным деталям при литье и термообработке. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является зуб ковша экскаватора, включающий хвостовую часть с опорными поверхностями, клинообразную рабочую часть, образованную выпуклой верхней и вогнутой нижней криволинейными гранями, формируемыми сопряженными цилиндрическими поверхностями, и снабженную ребрами жесткости и режущей частью, смещенной относительно продольной оси зуба вверх, а на боковых гранях рабочей части выполнены козырьки [2]. Предполагается, что использование зуба данной формы позволяет увеличить срок службы зуба и передней стенки ковша экскаватора за счет уменьшения их износа. Однако такая форма зуба хотя и позволяет несколько снизить износ и увеличить срок службы, но при износе зуб как и в предыдущем примере резко затупляется, например при стачивании всего 1/5 длины рабочей части режущая кромка затупляется в 2-3 раза, дальнейший износ еще больше затупляет зуб. Режущая часть смещена относительно продольной оси зуба вверх, что приводит к повышенному трению и износу нижней (задней) криволинейной грани рабочей части и нижних ребер. Рабочая часть зуба примерно на половине длины со стороны режущей кромки не оребрена и прочность обеспечивается за счет увеличения толщины, зуб приходится делать чрезмерно массивным и трудно обеспечить высокое качество металла при литье и термообработке. Хвостовик зуба имеет тонкие опорные части постоянной толщины, которые легко отламываются при неизбежном в эксплуатации ослаблении крепления зуба на передней стенке ковша экскаватора. В общем, зуб данной конструкции представляется чрезмерно тяжелым, масса зуба дополнительно увеличивается за счет боковых козырьков, что затрудняет монтаж зубьев при замене. Тем не менее, увеличение массы не привело к соответствующему повышению эксплуатационных характеристик (снижению износа и повышению срока службы зуба). Что касается защиты от износа передней стенки ковша боковыми козырьками, то следует учитывать, что зуб полностью изнашивается на крепких породах за 5-10 дней, а передняя стенка ковша работает св. полугода и защищать ее козырьками зуба неэкономично, т.к. расход металла на козырьки значительно превышает экономию на повышении долговечности передней стенки ковша, кроме того, происходит увеличения массы зуба и ухудшение его технологичности из-за повышения толщины тела зуба в районе козырьков. Целью изобретения является повышение износостойкости и срока службы, уменьшение вероятности внезапной поломки, снижение массы и улучшение технологичности при литье и термообработке. Указанные цели достигаются при комплексном решении вопросов служебного соответствия и технологичности инструмента. Повышение срока службы достигается за счет снижения интенсивности износа рабочей части зуба вследствие уменьшения напорных усилий при внедрении зуба в породу и снижения сил трения по выпуклой верхней и вогнутой нижней криволинейным граням рабочей части. Этот эффект реализуется, во-первых, за счет использования рациональной формы зуба: применения максимально заостренной клинообразной рабочей части с углом





Формула изобретения
Зуб ковша экскаватора, включающий клинообразную рабочую часть, образованную выпуклой верхней и вогнутой нижней криволинейными гранями, формируемыми сопряженными цилиндрическими поверхностями, и снабженную ребрами жесткости и режущей частью, смещенной относительно продольной оси зуба и имеющей цилиндрическую поверхность, и хвостовую часть с опорными поверхностями, отличающийся тем, что режущая часть смещена вниз относительно продольной оси зуба на величину, составляющую 0,10-0,14 от длины рабочей части зуба, а радиус ее цилиндрической поверхности равен 20 мм, клинообразная часть зуба выполнена с острым углом 10-15o между выпуклой верхней и вогнутой нижней криволинейными гранями, при этом радиусы цилиндрических поверхностей, формирующих выпуклую верхнюю и вогнутую нижнюю криволинейные грани рабочей части и нижних ребер на вогнутой криволинейной грани в области рабочей части, принимаются одинаковыми, причем опорные поверхности хвостовой части выполнены наклонными с углом 9-11o и подъемом в сторону тела зуба, а в теле зуба в месте сопряжения рабочей части с хвостовой предусмотрена полость в виде усадочной раковины, не выходящей на рабочую поверхность.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2