Конструкционная сталь и изделие, выполненное из нее
Изобретение относится к металлургии, а именно к созданию конструкционных высокопрочных коррозионно-стойких сталей. Предложена конструкционная сталь, содержащая компоненты в следующем соотношении, мас.%: углерод 1,4-1,55; кремний 1,25-2,0; марганец 0,1-0,35; хром 14-16; ванадий 3,0-4,5; молибден 1,5-2,0; церий 0,0015-0,005; кальций 0,0015-0,005; ниобий 0,1-0,15; бор 0,002-0,005 и железо - остальное. Из заявленной стали изготавливают различные изделия, в частности детали редукторов и гидроприводов топливной аппаратуры, работающей в среде обводненного авиационного топлива и в условиях влажной атмосферы. Техническим результатом изобретения является повышение коррозионной стойкости и контактной прочности без химико-термической обработки. 2 с.п. ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к области металлургии, а именно к созданию конструкционных высокопрочных коррозионно-стойких сталей для деталей агрегатов различного назначения, подвергаемых химико-термической обработке: редукторов, гидроприводов топливной аппаратуры (щестерни, валы, золотники и др. ), работающих в среде обводненного авиационного топлива, а также в условиях влажной атмосферы.
Шестерни редукторов испытывают высокие контактно-усталостные нагрузки, которые приводят к износу, питтинговому выкрашиванию и коррозионным повреждениям. Известны высокопрочные конструкционные стали 1Х16Н2М, 95Х18 и американская мартенситная сталь типа Х15ФГС, предназначенные для деталей агрегатов топливной аппаратуры (Митом,1968 г., ГОСТ 5632-72 и заявка WO 9513403, 24.10.94 г.). Недостатком известной стали 95Х18 является низкая контактная прочность, низкие значения статической прочности при изгибе и вязкости разрушения. У стали 1Х16Н2М низкая коррозионная стойкость, износостойкость и ударная вязкость. Кроме того, сталь не технологична и требует длительной химико-термической обработки. Американская мартенситная сталь типа Х15ФГС уступает по коррозионной стойкости, вязкости разрушения и статической прочности при изгибе. Эти стали не позволяют изготавливать агрегаты системы автоматизированного управления (САУ) двигателей воздушного и морского транспорта с требуемым комплексом свойств. Наиболее близкой по химическому составу и назначению является высокопрочная конструкционная сталь Х6Ф6М следующего химического состава, мас.%: С - 1,6-2,1 Si - 0,1-0,4 Mn - 0,2-0,6 Cr - 5,5-9,0 Мо - 0,6-1,0 Ni - 0,5-1,5 Се - 0,0015-0,005 Са - 0,0015-0,005 V - 5,5-9,0Железо - Основа
(патент РФ 2040584, С 22 С 38/56). Недостатком стали, принятой за прототип, является недостаточная контактная прочность и вязкость разрушения. Кроме того, сталь не коррозионно-стойкая. Детали агрегатов, изготовленные из стали Х6Ф6М и сталей типа Х15ФГС, имеют коррозионные и питтинговые выкрашивания. Технической задачей данного изобретения является разработка состава коррозионно-стойкой износостойкой стали без химико-термической обработки, обеспечивающей изделиям, выполненным из нее, увеличение ресурса за счет высокой коррозионной стойкости и контактной прочности. Для решения поставленной задачи предлагается конструкционная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, ванадий, молибден, церий, кальций и железо. Дополнительно предлагаемая сталь содержит ниобий и бор при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод - 1,4-1,55
Кремний - 1,25-2,0
Марганец - 0,1-0,35
Хром - 14-16
Ванадий - 3,0-4,5
Молибден - 1,5-2,0
Церий - 0,0015-0,005
Кальций - 0,0015-0,005
Ниобий - 0,1-0,15
Бор - 0,002-0,005
Железо - Остальное
Из заявленной стали выполняют изделия различного назначения, а именно, детали редукторов и гидроприводов топливной аппаратуры и др. Изделия выполняют из конструкционной стали, содержащей компоненты в следующем соотношении, мас.%:
Углерод - 1,4-1,55
Кремний - 1,25-2,0
Марганец - 0,1-0,35
Хром - 14-16
Ванадий - 3,0-4,5
Молибден - 1,5-2,0
Церий - 0,0015-0,005
Кальций - 0,0015-0,005
Ниобий - 0,1-0,15
Бор - 0,002-0,005
Железо - Остальное
При разработке химического состава новой стали исходили из того, что сталь после закалки должна содержать в твердом растворе > 10% хрома для обеспечения высокой коррозионной стойкости и 0,4 - 0,45% углерода в твердом растворе для обеспечения заданной твердости ( > 58 HRC). В предлагаемой стали значительно увеличено содержание хрома и несколько снижено содержание углерода, увеличено содержание молибдена и кремния и дополнительно введены ниобий и бор. Оптимальное содержание в стали хрома, а также углерода, ванадия, молибдена, кремния позволяет сделать сталь коррозионно-стойкой, а также повысить основные механические свойства для шестерен, в том числе, контактную прочность. Содержание хрома в стали составляет 14 - 16%, а в твердом растворе 11,5 - 12%, что обеспечивает коррозионную стойкость на уровне стали 95Х18. При этом обеспечиваются высокие значения контактной долговечности. Содержание хрома в

Формула изобретения
Углерод - 1,4-1,55
Кремний - 1,25-2,0
Марганец - 0,1-0,35
Хром - 14-16
Ванадий - 3,0-4,5
Молибден - 1,5-2,0
Церий - 0,0015-0,005
Кальций - 0,0015-0,005
Ниобий - 0,1-0,15
Бор - 0,002-0,005
Железо - Остальное
2. Изделие из конструкционной стали, отличающееся тем, что оно выполнено из стали, содержащей компоненты в следующем соотношении, мас. %:
Углерод - 1,4-1,55
Кремний - 1,25-2,0
Марганец - 0,1-0,35
Хром - 14-16
Ванадий - 3,0-4,5
Молибден - 1,5-2,0
Церий - 0,0015-0,005
Кальций - 0,0015-0,005
Ниобий - 0,1-0,15
Бор - 0,002-0,005
Железо - Остальное
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2