Способ заряда аккумуляторной батареи и автоматизированная система для его осуществления
Изобретение относится к технике заряда аккумуляторных батарей. Техническим результатом является повышение оптимальности режима заряда, повышение эффективности и надежности контроля за состоянием аккумуляторных батарей и управление процессом заряда. Способ включает в себя заряд стабилизированным постоянным током, прерывание выключателем зарядного тока, контроль степени заряженности аккумуляторной батареи и, в случае ее недостаточности, повторную подачу выключателем зарядного тока. При контроле степени заряженности измеряют напряжение релаксации на выводах выключателя непосредственно после его выключения и оценивают, по крайней мере, один из параметров напряжения релаксации, например полярность и величину первого импульса. Система заряда содержит объединенные общей шиной адресов и данных ЭВМ и М функциональных модулей, каждый из которых имеет силовой и дополнительный источники питания и объединенные собственной локальной шиной адресов и данных контроллер, аналого-цифровой преобразователь и 1 - J зарядно-коммутационных блоков со стабилизаторами тока и коммутаторами для подключения зарядных ячеек и световых индикаторов. ЭВМ выполнена с возможностью контроля степени заряженности аккумуляторных батарей по напряжению релаксации на выводах коммутаторов. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Группа изобретений относится к технике заряда аккумуляторных батарей (АБ) и предназначена для использования преимущественно при реализации автоматического контроля и управления процессами заряда до номинальной емкости АБ шахтных головных светильников.
Известен способ заряда АБ, основанный на пропускании через АБ зарядного тока и его периодическом прерывании для контроля степени заряженности АБ по напряжению на ее выводах (US 3487284 А, H 02 J 7/00, 30.12.69). Недостаток известного способа определяется низкой точностью контроля степени заряженности АБ, вызванной выбором в качестве контролируемого параметра напряжения на выводах АБ, не обеспечивающего исчерпывающие сведения о состоянии АБ. Наиболее близким к предложенному является способ заряда АБ, включающий заряд стабилизированным постоянным током до момента достижения заданного напряжения АБ, периодическое прерывание зарядного тока, контроль степени заряженности путем измерения напряжения покоя АБ и сравнения его с эталонным напряжением и, в случае недостаточной заряженности, дополнительный импульсный дозаряд АБ (SU 528047, Н 01 М 10/44, 05.09.75). Недостаток указанного способа заключается опять же в низкой точности контроля, не исключающей, в частности, возможность перезаряда АБ. Известна автоматизированная система заряда АБ, включающая в себя центральную станцию, оборудованную аппаратурой для контроля напряжений АБ путем сравнения их с пороговыми значениями, и управляемые с центральной станции зарядно-коммутационные блоки, включающие в себя силовые источники питания (DE 3412541, Н 02 J 7/00, 31.10.85). Недостаток известной системы определяется несовершенной конструктивной компоновкой, не предусматривающей, в частности, применение укрупненных функциональных модулей. Наиболее близкой к предложенной является автоматизированная система заряда АБ, содержащая объединенные общей шиной адресов и данных ЭВМ, выполненную с возможностью контроля тока и напряжения АБ, и М функциональных модулей, каждый из которых имеет объединенные собственной локальной шиной адресов и данных контроллер, аналого-цифровой преобразователь и 1 - J зарядно-коммутационных блоков, соединенных локальной силовой шиной с силовым источником питания и включающих в себя зарядно-разрядные каналы с устройством управления цветом светового индикатора состояния зарядной ячейки, устройством разряда, устройством управления током заряда и коммутаторами силовых и сигнальных цепей подключения к зарядной ячейке и сигнальных цепей подключения к световому индикатору состояния зарядной ячейки (RU 2134477 С1, Н 02 J 7/10, 10.08.99). Недостатки указанной системы связаны с неэффективными контролем и управлением процессом заряда АБ, обусловленными низкой информативностью измеряемых тока и напряжения, и с невысокой надежностью работы, предопределенной использованием для электроснабжения составных узлов и для заряда АБ общего и к тому же нестабилизированного силового источника питания. Задачей изобретения является обеспечение оптимального заряда АБ, а также повышение эффективности и эксплуатационной надежности автоматизированной системы заряда АБ. Поставленная задача решается тем, что в способе заряда АБ, включающем заряд стабилизированным постоянным током, прерывание выключателем зарядного тока, контроль степени заряженности и, в случае ее недостаточности, повторную подачу выключателем зарядного тока, - при контроле степени заряженности измеряют напряжение релаксации напряжения на выводах выключателя непосредственно после его выключения и оценивают, по крайней мере, один из параметров напряжения релаксации. В качестве подлежащих оценке параметров напряжений релаксации используют полярность и величину первого импульса. При положительной полярности первого импульса напряжения релаксации делают вывод о недозаряженности АБ, причем меру недозаряженности определяют по величине амплитуды указанного импульса. При нулевой величине амплитуды и отрицательной полярности первого импульса напряжения релаксации делают вывод соответственно о полной заряженности и перезаряженности АБ, причем меру перезаряженности определяют по величине амплитуды указанного импульса. Поставленная задача решается также тем, что в автоматизированной системе заряда АБ, содержащей объединенные общей шиной адресов и данных ЭВМ и М функциональных модулей, каждый из которых имеет силовой источник питания и объединенные собственной локальной шиной адресов и данных контроллер, аналого-цифровой преобразователь и 1 - J зарядно-коммутационных блоков, включающих в себя коммутаторы силовых и сигнальных цепей подключения к зарядным ячейкам и сигнальных цепей подключения к световым индикаторам состояния зарядных ячеек, ЭВМ выполнена с возможностью контроля степени заряженности АБ по релаксации напряжения на выводах коммутаторов силовых цепей подключения к зарядным ячейкам при кратковременном прерывании ими тока заряда в зарядных ячейках, в каждом из функциональных модулей для электроснабжения составных узлов применен дополнительный источник питания, а в каждый из зарядно-коммутационных блоков введены L стабилизаторов тока заряда-разряда, включенных перед коммутаторами силовых цепей подключения к зарядным ячейкам, при этом дополнительный источник питания подключен к упомянутой локальной шине адресов и данных, стабилизаторы тока заряда-разряда соединены локальной силовой шиной с силовым источником питания, а общее число N зарядных ячеек определяется как N=MJL. На фиг. 1 показана электрическая схема; на фиг. 2,а-в показаны возможные временные диаграммы сигналов, иллюстрирующие подлежащее измерению напряжение релаксации в предложенном способе заряда АБ, а на фиг. 3 приведена функциональная схема предложенной автоматизированной системы заряда АБ, в которой реализуется подобный способ. Способ заряда АБ осуществляется следующим образом. АБ подсоединяют к зарядной ячейке (ЗЯ), которая обеспечивает заряд АБ соответствующим током. Через определенный промежуток времени, за который АБ сообщается зарядная емкость 0,5-0,7 А.
Формула изобретения
1. Способ заряда аккумуляторной батареи, включающий заряд стабилизированным постоянным током, прерывание выключателем зарядного тока, контроль степени заряженности и, в случае ее недостаточности, повторную подачу выключателем зарядного тока, отличающийся тем, что при контроле степени заряженности измеряют напряжение релаксации на выводах выключателя непосредственно после его выключения и оценивают, по крайней мере, один из параметров напряжения релаксации. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве подлежащих оценке параметров напряжения релаксации используют полярность и величину первого импульса. 3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что при положительной полярности первого импульса напряжения релаксации делают вывод о недозаряженности аккумуляторной батареи, причем меру недозаряженности определяют по величине амплитуды указанного импульса. 4. Способ по п.2, отличающийся тем, что при нулевой величине амплитуды и отрицательной полярности первого импульса напряжения релаксации делают вывод соответственно о полной заряженности и перезаряженности аккумуляторной батареи, причем меру перезаряженности определяют по величине амплитуды указанного импульса. 5. Автоматизированная система заряда аккумуляторных батарей, содержащая объединенные общей шиной адресов и данных ЭВМ и М функциональных модулей, каждый из которых имеет силовой источник питания, и объединенные собственной локальной шиной адресов и данных контроллер, аналого-цифровой преобразователь и 1 - J зарядно-коммутационных блоков, включающих в себя коммутаторы силовых и сигнальных цепей подключения к зарядным ячейкам и сигнальных цепей подключения к световым индикаторам состояния зарядных ячеек, отличающаяся тем, что ЭВМ выполнена с возможностью контроля степени заряженности аккумуляторных батарей по напряжению релаксации на выводах коммутаторов силовых цепей подключения к зарядным ячейкам при кратковременном прерывании ими тока заряда в зарядных ячейках, а в каждый из зарядно-коммутационных блоков введены L стабилизаторов тока заряда-разряда, соединенные локальной силовой шиной с силовым источником питания, при этом коммутаторы подключения силовых цепей к зарядным ячейкам предназначены для ввода в действие стабилизаторов тока заряда-разряда, а общее число N зарядных ячеек определяется как N=MJL.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3