Способ формирования субъективного трехмерного акустического пространства
Изобретение относится к способам формирования субъективного трехмерного акустического пространства при прослушивании человеком звуковых сигналов, поступающих на наушники и обеспечивающих формирование иллюзии звучания источников звука (одного или нескольких, неподвижных или движущихся) различной локализации во внешнем (независимом от наушников) пространстве, окружающем слушателя, и может быть использовано при исследовании механизмов пространственного слуха человека для диагностики нарушений функционирования слуховой системы, при тестировании и тренировке пространственной ориентации у человека-оператора, при создании акустических эффектов для музыкальных постановок или компьютерных игр. Способ включает генерацию сигналов, которые при предъявлении через головные телефоны воспринимаются слушателем как сигналы экстернализованного звучания различных локализаций в пространстве. Сигналы экстернализованного звучания генерируют за счет амплитудного преобразования огибающих сигналов, поступающих на правое и левое ухо слушателя, путем задания диапазона и скорости изменения текущих бинауральных различий стимуляции по амплитуде за время формирования сигнала. При этом сигналы экстернализованного звучания могут генерироваться на основе цифровой записи реальных акустических сигналов или полностью синтезироваться с помощью ЭВМ. Способ обладает простотой формирования субъективного трехмерного акустического пространства. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к способам формирования субъективного трехмерного акустического пространства при прослушивании человеком звуковых сигналов, поступающих на наушники и обеспечивающих формирование иллюзии звучания источников звука (одного или нескольких, неподвижных или движущихся) различной локализации во внешнем (независимом от наушников) пространстве, окружающем слушателя, и может быть использовано при исследовании механизмов пространственного слуха человека, для диагностики нарушений функционирования слуховой системы, при тестировании и тренировке пространственной ориентации у человека-оператора, при создании акустических эффектов для музыкальных простановок или компьютерных игр.
Одним из известных способов исследования пространственного слуха человека с использованием головных телефонов (наушников) является способ, основанный на явлении латерализации, при котором субъективный звуковой образ локализуется внутри головы слушателя [1-5]. За длительное время его экспериментального применения было получено значительное число данных, касающихся основных механизмов обработки слуховой системой человека бинауральных (поступающих на два уха) акустических сигналов. Однако неестественное положение формируемого в этих условиях субъективного звукового образа - образ локализуется внутри головы слушателя - накладывает существенные ограничения на его применение как для исследования механизмов пространственной ориентации человека, так и для практического использования. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ формирования субъективного или так называемого "виртуального" акустического пространства, когда в условиях дихотической стимуляции (стимуляция через наушники) создаются экстернализованные звуковые образы, соответствующие сигналам, продуцируемым источниками звука с локализацией во внешнем (вне головы и вне наушников) пространстве [6,7]. Методической основой этого способа формирования "виртуальных" звуковых образов является измерение с помощью акустических зондов в ушных проходах (правое и левое ухо) человека или специального манекена [6,7,9] передаточных функций наружного уха с учетом движений головы, торса и т.д. Полученные зависимости "накладываются" с помощью ЭВМ на измеренную передаточную функцию наушников для воспроизведения в процессе звуковой стимуляции той волновой картины, которая была зафиксирована в слуховом проходе при звучании реального источника звука. Такой подход к формированию "виртуального" акустического пространства получил экспериментальное подтверждение в ряде психофизических исследований и составил основу для создания специального акустического дисплея, предполагающего возможность практического применения пространственной звуковой стимуляции в условиях операторской деятельности человека (например, при пилотировании самолета) [10,11]. Однако вышеописанный способ обладает существенным ограничением, связанным с необходимостью проведения акустических измерений при изменении положения источника звука в пространстве. Это ограничение затрудняет моделирование динамических параметров локализации (например, при движении источника звука) и формирование пространства, включающего несколько различных источников звука. Кроме того, характер проводимых измерений предполагает необходимость использования специальной анехоидной (безэховой) камеры большого размера, сложной конструкции для размещения большого количества (порядка нескольких десятков и даже сотен) динамиков, а также высококлассной акустической аппаратуры, например акустических зондов, позволяющих проводить точные и надежные измерения внутри слухового прохода уха человека. Задачей настоящего изобретения является создание нового способа, обладающего простотой формирования субъективного трехмерного акустического пространства. Для достижения данного технического результата в способе формирования субъективного трехмерного акустического пространства путем генерации сигналов, которые при предъявлении через головные телефоны воспринимаются слушателем как сигналы экстернализованного звучания, сигналы экстернализованного звучания генерируют за счет амплитудного преобразования огибающих сигналов, поступающих на правое и левое ухо слушателя, путем задания диапазона (величина, знак) и скорости изменения текущих бинауральных (межушных) различий стимуляции по амплитуде за время формирования сигнала. Кроме того, экстернализованные сигналы генерируют на основе цифровой записи реальных акустических сигналов. Экстернализованные сигналы могут быть также полностью синтезированы с помощью ЭВМ. Данный способ не требует наличия анехоидной камеры и сложной конструкции для размещения большого количества источников звука, исключает процедуру предварительных измерений, проводимых с помощью внутриушных акустических зондов, а также необходимость сложных расчетов для воспроизведения полученных передаточных функций в процессе стимуляции. Способ отличается простотой формирования акустического пространства, включающего как неподвижные, так и движущиеся источники звука (сигналы экстернализованного звучания) с широким диапазоном спектральных характеристик (тональные, шумовые, периодические и т.д. сигналы) и различной локализацией, включая варианты значительной (более 20 м) удаленности от слушателя. Известен эффект пространственного слуха, который определяется инерционностью слухового восприятия человека и важен для дальнейших пояснений по заявленному методу. Эффект состоит в том, что переключение сигнала между разными источниками, например между двумя динамиками, порождает у слушателя разные субъективные ощущения в зависимости от интервала (скорости) переключения звука. Так, слушатель может локализовать каждый из динамиков, воспринимать движение звука между ними или определять только один "интегральный" источник, расположенный по средней линии между двумя реально звучащими динамиками (см. Блауэрт Й. Пространственный слух.- М.: Энергия, 1979, с.35). При этом критический временной интервал переключения, когда слуховая система теряет способность отслеживать порядок включения источников и порождает "интегрированные" звуковые образы, составляет, по разным данным и условиям проведения экспериментов, от 0,1 до 0,3 с (см. Блауэрт Й. Пространственный слух. - М. : Энергия, 1979, с. 36; Слуховая система.- Л.: Наука, 1990, с. 394). Заявленный метод использует упомянутые свойства бинаурального (пространственного) слуха человека следующим образом. На протяжении сигнала задается закономерность изменения величины межушной разницы стимуляции по амплитуде между 2-мя каналами ("правое" и "левое" ухо слушателя). Для каждого из текущих значений сигнала эта величина (










Формула изобретения
1. Способ формирования субъективного трехмерного акустического пространства путем генерации сигналов, которые при предъявлении через головные телефоны воспринимаются слушателем как сигналы экстернализованного звучания, отличающийся тем, что сигналы экстернализованного звучания генерируют за счет амплитудного преобразования огибающих сигналов, поступающих на правое и левое ухо слушателя, путем задания диапазона (величина, знак) и скорости изменения текущих бинауральных (межушных) различий стимуляции по амплитуде за время формирования сигнала. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что экстернализованные сигналы генерируют на основе цифровой записи реальных акустических сигналов. 3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что экстернализованные сигналы полностью синтезируют с помощью ЭВМ.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4