Универсальное всесезонное моторное масло
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехими и может использоваться в автомобильной технике. Сущность изобретения: масло содержит, мас. %: щелочной алкилсалицилат кальция - 3,0-5,0; щелочной сульфонат кальция - 0,5-1,5; диалкилдитиофосфат цинка - 1,5-2,5; полиметакрилат марки "Д" - 3,0-5,0; полиметилсилоксан - 0,003-0,005; гидрированный блоксополимер бутадиена со стиролом - 1,5-2,0; алкенилсукцинимид мочевины - 2,5-3,5; высокомолекулярное основание Манниха - 2,0-2,5; остаточный компонент с кинематической вязкостью при 100oС 15-20 мм2/с - 5,4-6,0; маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью при 100oС 2-4 мм2/с - остальное. Моторное масло соответствует требованиям класса вязкости 4з/14 и группы эксплуатационных свойств "Д". Технический результат - улучшение низкотемпературных свойств и обеспечение надежной работы высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателей автомобильной техники в широком интервале температур окружающего воздуха. 3 табл.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности, к составу масла, предназначенного для использования в автомобильной технике в качестве универсального всесезонного моторного масла.
С развитием двигателестроения повысились требования к эксплуатационным свойствам моторных масел. Выпускаемые в настоящее время отечественной нефтеперерабатывающей промышленностью моторные масла не удовлетворяют ряду требований, которые предъявляются к моторным маслам, обеспечивающим надежную эксплуатацию автомобильной техники, оснащенной высокофорсированными двигателями внутреннего сгорания при пониженных температурах окружающего воздуха. Например, в отечественной практике отсутствуют масла на нефтяной (минеральной) основе, одновременно обеспечивающие надежный пуск непрогретого двигателя при температурах от минус 35oС и обладающие высокими эксплуатационными свойствами на установившихся режимах работы двигателя, т.е. низкой склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений, антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными свойствами, что характеризует моторные масла класса вязкости 4з/14 и группы эксплуатационных свойств "Д" [1 - А.А.Гуреев и др. Химмотология, М., Химия, 1986, 368 с.]. Известно моторное масло М-4з/6В1. Оно является загущенным моторным маслом для карбюраторных двигателей, предназначенным для применения в северных районах [2 - ГОСТ 10541-78]. Это масло обладает высоким индексом вязкости, низкой температурой застывания (минус 42oС), что позволяет осуществлять пуск двигателя в зимнее время без предварительного прогрева при температуре окружающего воздуха до минус 35oС. Однако оно не является универсальным и с увеличением форсировки двигателей при работе на масле M-4з/6B1 наблюдается повышенный расход масла, что определяет его использование только в среднефорсированных двигателях. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является моторное масло на минеральной основе, состоящее из щелочного алкилсалицилата кальция 3,6-7,9 мас.%, щелочного сульфоната кальция 2,0-7,0 мас. %, диалкилдитиофосфата цинка 1,6-2,0 мас.%, полиметакрилата 1,8-6,0 мас.%, полиметилсилоксана 0,003-0,005 мас.%, присадки, состоящей из продукта деструкции этиленпропиленового каучука в количестве 20-90 мас.% от общего количества присадки и полиизобутилена в количестве 10-80 мас.% от общего количества присадки, минерального масла - остальное [3 - патент РФ 2141508]. Недостатком смазочного масла указанного состава является относительно низкий уровень его низкотемпературных свойств: при повышении его кинематической вязкости при 100oС до требований класса вязкости "14" за счет использования более высоковязкой масляной основы температура застывания масла повысится и его низкотемпературная прокачиваемость ухудшится, что не позволит обеспечить пуск двигателя при температуре -35oС. Настоящее изобретение направлено на разработку универсального всесезонного моторного масла для автомобильной техники. Технический результат - улучшение низкотемпературных свойств масла с целью соответствия его качества требованиям вязкостного класса 4з/14 и группы эксплуатационных свойств "Д". Указанный технический результат достигается тем, что в известном моторном масле, содержащем нефтяную основу, щелочной алкилсалицилат кальция, щелочной сульфонат кальция, диалкилдитиофосфат цинка, полиметакрилат и полиметилсилоксан, согласно предлагаемому изобретению в качестве нефтяной основы содержится маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью при 100oС 2-4 мм2/с в смеси с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре и дополнительно содержится гидрированный блоксополимер бутадиена со стиролом, алкенилсукцинимид мочевины и высокомолекулярное основание Манниха, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Щелочной алкилсалицилат кальция - 3,0-5,0 Щелочной сульфонат кальция - 0,5-1,5 Диалкилдитиофосфат цинка - 1,5-2,5 Полиметакрилат марки "Д" - 3,0-5,0 Полиметилсилоксан - 0,003-0,005 Гидрированный блоксополимер бутадиена со стиролом - 1,5-2,0 Алкенилсукцинимид мочевины - 2,5-3,5 Высокомолекулярное основание Манниха - 2,0-2,5 Остаточный компонент с кинематической вязкостью при 100oС 15-20 мм2/с - 6,0-5,4Маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью при 100oС 2-4 мм2/с - Остальное
Отличием предлагаемого технического решения от прототипа является использование в составе универсального всесезонного моторного масла дистиллятного масла с кинематической вязкостью при 100oС 2-4 мм2/с в смеси с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре, гидрированного блоксополимера бутадиена со стиролом, алкенилсукцинимида мочевины, высокомолекулярного основания Манниха. При совместном использовании вышеуказанной нефтяной основы и присадок в составе предлагаемого масла удалось получить новый результат - улучшение не только низкотемпературных свойств, но и других эксплуатационных свойств масла с целью соответствия его качества требованиям класса вязкости 4з/14 и группы эксплуатационных свойств "Д". Ниже приведена характеристика компонентов, входящих в состав композиции. Маловязкий дистиллятный компонент представляет собой высокоочищенное нефтяное масло, которое вырабатывается сернокислотной очисткой из малопарафинистых нефтей нафтенового основания: вязкость кинематическая при 20oС равна 49 мм2/с, при 50oС -12-14 мм2/с, вязкость динамическая при минус 20oС - 1300-1400 мПа

1. А.А. Гуреев, И.Г. Фукс, В.Л. Лашхи. Химмотология - М: Химия. 1986 г. - 368 с. 2. ГОСТ 10541-78. Масла моторные для карбюраторных двигателей. 3. Патент РФ RU 2141508, С 10 М 143/00 1999 г. 4. ГОСТ 17479.1-85. Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные.
Формула изобретения
Щелочной алкилсалицилат кальция - 3,0 - 5,0
Щелочной сульфонат кальция - 0,5 - 1,5
Диалкилдитиофосфат цинка - 1,5 - 2,5
Полиметакрилат марки "Д" - 3,0 - 5,0
Полиметилсилоксан - 0,003 - 0,005
Гидрированный блоксополимер бутадиена со стиролом - 1,5 - 2,0
Алкенилсукцинимид мочевины - 2,5 - 3,5
Высокомолекулярное основание Манниха - 2,0 - 2,5
Остаточный компонент с кинематической вязкостью при 100oС 15-20 мм2/с - 5,4 - 6,0
Маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью при 100oС 2-4 мм2/с - Остальное
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2