Поршневая машина
Изобретение предназначено для использования в энергомашиностроении в качестве двигателя, насоса и компрессора с механизмом преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение вала и наоборот. Машина содержит корпус, вал, установленные на нем, по меньшей мере, два кривошипа, выполненные в виде стаканов с наклонными отверстиями, в которых на подшипниках размещены коромысла с наклонными дисками, связанными посредством сферических шарниров с оппозитными поршнями блоков цилиндров. Кривошипы связаны установленной с ними соосно муфтой, причем муфта установлена неподвижно вдоль оси, а, по крайней мере, один кривошип установлен с возможностью перемещения вдоль оси. Изобретение обеспечивает упрощение конструкции и уменьшение габаритов. 8 з.п. ф-лы, 10 ил.
Изобретение относится к энергомашиностроению, касается усовершенствования аксиально-поршневых машин и может быть использовано при изготовлении тепловых двигателей, компрессоров, насосов, гидромоторов.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является поршневая машина, содержащая корпус, блоки оппозитно расположенных в нем цилиндров, два наклонных невращающихся диска, установленных с возможностью синхронного колебания относительно друг друга в противофазах и связанных посредством сферических шарниров с оппозитными поршнями, размещенными в цилиндрах блоков вокруг центральной оси корпуса, два кривошипа, посредством коромысел связанных с наклонными дисками, установленных на одной оси в центре корпуса с возможностью вращения и имеющих наклонные внутренние отверстия, оси которых пересекают оси кривошипов (SU 1694934 А1, МПК F 01 В 3/02, 1991). Однако известная машина характеризуется повышенной сложностью конструкции и значительными габаритами. Задачей настоящего изобретения является упрощение конструкции машины и уменьшение ее габаритов. Поставленная задача решается тем, что поршневая машина, содержащая корпус, блоки оппозитно расположенных в нем цилиндров, два наклонных невращающихся диска, установленных с возможностью синхронного колебания относительно друг друга в противофазах и связанных посредством сферических шарниров с оппозитными поршнями, размещенными в цилиндрах блоков вокруг центральной оси корпуса, два кривошипа, посредством коромысел связанных с наклонными дисками, установленных на одной оси в центре корпуса с возможностью вращения и имеющих наклонные внутренние отверстия, оси которых пересекают оси кривошипов, согласно изобретению снабжена муфтой, связывающей кривошипы между собой и установленной с ними соосно с возможностью синхронного вращения вместе с кривошипами, причем каждый кривошип выполнен в виде стакана, во внутреннем отверстии которого на подшипниках установлено коромысло. Поставленная задача решается также тем, что машина может быть снабжена шестернями, одна из которых закреплена на муфте, а другая - на валу привода с возможностью зацепления между собой. Поставленная задача решается также тем, что муфта может быть установлена неподвижно вдоль своей оси, а, по крайней мере, один кривошип установлен подвижно и снабжен средством перемещения вдоль своей оси вращения вместе с наклонным диском и связанными с диском поршнями. Поставленная задача решается также тем, что средство перемещения кривошипа может быть выполнено в виде шарико-винтовой пары, связанной со сферической опорой наклонного диска, и поворотного гидромотора. Поставленная задача решается также тем, что каждый наклонный диск может быть снабжен расположенными по кругу радиальными лапками, посредством которых он связан со сферическими шарнирами поршней, и состоит из двух половин с конусными боковыми поверхностями и ребрами жесткости, расположенными по кругу. Поставленная задача решается также тем, что центры сферических шарниров могут быть расположены в плоскости наклонного диска, перпендикулярной оси коромысла и проходящей через точку пересечения этой оси с осью вращения кривошипа. Поставленная задача решается также тем, что центр сферического шарнира может быть расположен между осью поршня и боковой его поверхностью. Поставленная задача решается также тем, что машина может быть снабжена третьим кривошипом, установленным соосно с первыми двумя с возможностью вращения и скрепленным с валом, а одно коромысло выполнено двуплечим и второе его плечо установлено на подшипниках во внутреннем отверстии третьего кривошипа. Поставленная задача решается также тем, что на наружной боковой поверхности каждого кривошипа могут быть выполнены две проточки для установки на них подшипников. Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 и 2 показаны варианты выполнения описываемой поршневой машины. На фиг. 3 изображен местный разрез I в увеличенном масштабе. На фиг. 4 изображен местный разрез II в увеличенном масштабе. На фиг. 5 изображена схема поршневой машины. На фиг. 6 изображен местный разрез III в увеличенном масштабе. На фиг. 7 схематично изображен наклонный диск. На фиг. 8 изображен наклонный диск, собранный с коромыслом и кривошипами, а на фиг. 9 - вариант выполнения. На фиг. 10 изображен наклонный диск, собранный с коромыслом и третьим кривошипом. Поршневая машина в варианте дизельного двигателя или бензинового с впрыском топлива в цилиндры содержит блок 1 цилиндров для двигателя и блоки 2 и 3 цилиндров компрессора, закрытых с торцов крышками 4. Вокруг центральной оси 5 расположены одиннадцать цилиндров 6, в которых размещены поршни 7 двигателя и поршни 8 компрессора. Каждая пара поршней 7 и 8 скреплена шпильками 9, при этом между поршнями образована полость со сферической поверхностью, в которую вставлены вкладыши - сферические шарниры 10. Каждая пара вкладышей 10 своими сферическими поверхностями сопряжена со сферической поверхностью указанной выше полости. Центры сферических шарниров - вкладышей 10 размещены в плоскости диска 11, перпендикулярной оси 13 или 15 коромысла 12 или 14 и проходящей через точку 22 или 23 пересечения этой оси с осью наружной боковой поверхности кривошипа 16 или 17. Центр сферического шарнир - вкладыша 10 может быть расположен между осью поршня 7 или 8 и боковой его поверхностью (не показано). Плоскими поверхностями полусферы вкладышей 10 прилегают к плоским поверхностям наклонных дисков 11, закрепленных на коромыслах 12 и 14, оси 13 и 15 которых наклонены к оси 5 под острыми углами





Формула изобретения
1. Поршневая машина, содержащая корпус, блоки оппозитно расположенных в нем цилиндров, два наклонных невращающихся диска, установленных с возможностью синхронного колебания относительно друг друга в противофазах и связанных посредством сферических шарниров с оппозитными поршнями, размещенными в цилиндрах блоков вокруг центральной оси корпуса, два кривошипа, посредством коромысел, связанных с наклонными дисками, установленных на одной оси в центре корпуса с возможностью вращения и имеющих наклонные внутренние отверстия, оси которых пересекают оси кривошипов, отличающаяся тем, что она снабжена муфтой, связывающей кривошипы между собой и установленной с ними соосно с возможностью синхронного вращения вместе с кривошипами, причем каждый кривошип выполнен в виде стакана, во внутреннем отверстии которого на подшипниках установлено коромысло. 2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена шестернями, одна из которых закреплена на муфте, а другая - на валу привода с возможностью зацепления между собой. 3. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что муфта установлена неподвижно вдоль своей оси, а, по крайней мере, один кривошип установлен подвижно и снабжен средством перемещения вдоль своей оси вращения вместе с наклонным диском и связанными с диском поршнями. 4. Машина по п. 3, отличающаяся тем, что средство перемещения кривошипа выполнено в виде шарико-винтовой пары, связанной со сферической опорой наклонного диска, и поворотного гидромотора. 5. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что каждый наклонный диск снабжен расположенными по кругу радиальными лапками, посредством которых он связан со сферическими шарнирами поршней, и состоит из двух половин с конусными боковыми поверхностями и ребрами жесткости, расположенными по кругу. 6. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что центры сферических шарниров расположены в плоскости наклонного диска, перпендикулярной оси коромысла и проходящей через точку пересечения этой оси с осью вращения кривошипа. 7. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что центр сферического шарнира расположен между осью поршня и боковой его поверхностью. 8. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена третьим кривошипом, установленным соосно с первыми двумя с возможностью вращения и скрепленным с валом, а одно коромысло выполнено двуплечим и второе его плечо установлено на подшипниках во внутреннем отверстии третьего кривошипа. 9. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что на наружной боковой поверхности каждого кривошипа выполнены две проточки для установки на них подшипников.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10