Антифрикционная наполненная композиция и способ ее получения
Изобретение относится к наполненным полимерным композициям на основе тканого углеродного материала и термореактивного связующего, которые находят применение для изготовления крупногабаритных изделий антифрикционного назначения, таких как подшипники и торцевые уплотнения насосов, механизмов гидротурбин, грузоподъемных механизмов, бурового оборудования и т.п. Антифрикционная композиция содержит 51,5 мас.% обработанной армирующей ткани из углеродного волокна и 48,5 мас.% полимерного термореактивного связующего на основе фенолформальдегидной смолы или хлорсодержащей полиглицидиларилендиаминовой смолы. Армирующая ткань из углеродного волокна со средним размером кристаллитов по базисной плоскости 3,0-6,0 нм и толщиной пакета базисных плоскостей 1,0-4,0 нм обрабатывается водной дисперсией политетрафторэтилена (ПТФЭ) 2,5-6,5% концентрации с размером частиц ПТФЭ 0,1-0,4 мкм. Массовое соотношение армирующей ткани и ПТФЭ (48,5-50,5):(1-3). Затем обработанную ткань пропитывают полимерным термореактивным связующим, сушат и прессуют с получением антифрикционных композиций с высокими прочностными показателями и способных к эксплуатации в условиях сухого трения в отсутствие смазки. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к наполненным полимерным композициям и, в частности, к полимерным композициям, содержащим углеродную ткань в качестве армирующего материала и термореактивное полимерное связующее. Указанные композиции находят применение для изготовления изделий антифрикционного назначения, таких как подшипники и торцевые уплотнения, в том числе крупногабаритные, диаметром до 4,0 м.
Некоторые детали трения, например подшипники и торцевые уплотнения насосов, механизмов гидротурбин, грузоподъемных механизмов, бурового оборудования и т. п. по условиям эксплуатации должны работать попеременно с водяной смазкой и на воздухе, в условиях сухого трения (без смазки). В условиях сухого трения эффективно работают подшипники из политетрафторэтилена, имеющего очень низкий коэффициент трения. Однако чистый политетрафторэтилен имеет низкую твердость и недостаточную износостойкость, что ограничивает область применения подшипников из него [Ю.А. Паншин и др.. Фторопласты, "Химия", Ленинградское отделение, 1978 г., с. 217]. Известна антифрикционная композиция, включающая 80% политетрафторэтилена и 20% коксовой муки (Ф4К20) [там же, с. 217-219], которую получают смешением мелкодисперсных порошков полимера и кокса с последующим спеканием. Из известной композиции также изготавливают подшипники, работающие на воздухе без смазки. Однако и наполненная композиция из политетрафторэтилена, обладая высокими антифрикционными свойствами, имеет низкую прочность (предел прочности при растяжении не превышает 13 МПа), что ограничивает область ее применения. Кроме того, изготовление крупных деталей трения диаметром до 4,0 м из политетрафторэтилена или композиции на его основе нетехнологично и дорого. Наиболее близкими по совокупности существенных признаков к заявляемому техническому решению является антифрикционная композиция и способ ее получения [патент РФ 2153107 МКИ C 08 L 63/00, опубл. 2000, БИ 21]. Согласно прототипу армирующую ткань из углеродного волокна со средним размером кристаллитов по базисной плоскости 3,0-6,0 нм и толщиной пакета базисных плоскостей 1,0-4,0 нм пропитывают термореактивным связующим, выбранным из группы, включающей фенолформальдегидную и серу- или галоген- содержащую полиглицидиларилендиаминовую смолу. Композиция по прототипу содержит 43-60 мас.% указанной выше углеродной ткани и 40-57 мас.% полимерного связующего. Эта композиция имеет высокие прочностные показатели (в 10-15 раз выше по сравнению с наполненными композициями на основе политетрафторэтилена) и высокую износостойкость при работе с водяной смазкой, но неработоспособна при эксплуатации в отсутствии смазки в условиях "сухого трения". Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в получении антифрикционной композиции, обладающей высокими прочностными показателями и способной к эксплуатации в условиях сухого трения в отсутствии смазки. Поставленная задача решается тем, что антифрикционная наполненная композиция, включающая армирующую ткань из углеродного волокна со средним размером кристаллитов по базисной плоскости 3,0-6,0 нм и толщиной пакета базисных плоскостей 1,0-4,0 нм, и полимерное термореактивное связующее на основе фенолформальдегидной смолы или хлорсодержащей полиглицидиларилендиаминовой смолы, в качестве армирующей ткани из углеродного волокна содержит ткань, обработанную водной дисперсией политетрафторэтилена 2,5-6,5% концентрации с размером частиц политет-рафторэтилена 0,1-0,4 мкм, при массовом соотношении армирующей ткани из углеродного волокна и политетрафторэтилена (48,5-50,5): (1-3) при следующем соотношении компонентов композиции, мас.%: Обработанная армирующая ткань из углеродного волокна - 51,5 Полимерное термореактивное связующее - 48,5 Углеродная ткань, используемая в заявляемом изобретении, получена карбонизацией вискозной ткани так, как это описано в патенте РФ 2153107. Для предварительной обработки углеродной ткани используется дисперсия политетрафторэтилена марки 4ДВ по ТУ 6-05-1246-96, содержащая 58 мас.% политетрафторэтилена. Перед пропиткой углеродной ткани дисперсию разбавляют до концентрации политетрафторэтилена 2,5-6,5 мас.%. Дисперсия содержит частицы полимера диаметром 0,1-0,4 мкм. Фенолформальдегидная смола выпускается промышленностью по ГОСТ 901-78. При пропитке ткани фенолформальдегидной смолой в пропитывающий раствор вводят 4-10% от массы смолы олеиновой кислоты. Хлорсодержащие полиглицидиларилендиаминалканы выпускаются по ТУ 2225-512-00203521, с массой межузлового сегмента 280-350, с массовой долей эпоксидных групп 26-30%, где арилен - это фенилен, а алкан - метан. В качестве отвердителя используется, например, дихлордиаминодифенилметан или трихлордиаминотрифенилметан, а в качестве ускорителя - продукт конденсации сланцевых алкилрезорцинов с борной кислотой или просто резорцин. Поставленная техническая задача решается также тем, что в способе получения антифрикционной композиции путем пропитки ткани из углеродного волокна со средним размером кристаллитов по базисной плоскости 3,0-6,0 нм и толщиной пакета базисных плоскостей 1,0-4,0 нм термореактивным связующим с последующей сушкой углеродную ткань предварительно обрабатывают водной дисперсией политетрафторэтилена 2,5-6,5% концентрации с размером частиц политетрафторэтилена 0,1-0,4 мкм. Антифрикционная композиция, содержащая фенолформальдегидную смолу в качестве связующего, пригодна для изготовления деталей трения, работающих с высокой скоростью - от 0,5 до 15-20 м/сек при контактном давлении Р=5-10 МПа. Антифрикционная композиция, содержащая эпоксидную смолу, пригодна для изготовления тяжелонагруженных деталей трения, работающих при контактном давлении Р до 60 МПа, но при низкой скорости скольжения (0,001-0,5 м/сек). Далее заявляемое изобретение иллюстрируется примерами. Пример 1. Углеродную ткань со средним размером кристаллитов по базисной плоскости 3,0-6,0 нм и толщиной пакета базисных плоскостей 1,0-4,0 нм предварительно обрабатывают дисперсией политетрафторэтилена (ПТФЭ) на вертикальной пропиточной машине. Дисперсия марки 4ДВ (ТУ 6-05-1246-96) имеет концентрацию ПТФЭ 58 мас.% и размер частиц полимера 0,1-0,4 мкм. Дисперсию разбавляют водой до концентрации ПТФЭ 4,5 мас.%, углеродную ткань пропитывают со скоростью 8-10 м/час и обработанную ткань высушивают в сушильной шахте при температуре 155
Формула изобретения
1. Антифрикционная наполненная композиция, содержащая армирующую ткань из углеродного волокна со средним размером кристаллитов по базисной плоскости 3,0-6,0 нм и толщиной пакета базисных плоскостей 1,0-4,0 нм и полимерное термореактивное связующее на основе фенолформальдегидной смолы или хлорсодержащей полиглицидиларилендиаминовой смолы, отличающаяся тем, что в качестве армирующей ткани из углеродного волокна она содержит ткань, обработанную водной дисперсией политетрафторэтилена 2,5-6,5% концентрации с размером частиц политетрафторэтилена 0,1-0,4 мкм при массовом соотношении армирующей ткани из углеродного волокна и политетрафторэтилена (48,5-50,5): (1-3) при следующем массовом соотношении компонентов, мас.%:Обработанная армирующая ткань из углеродного волокна - 51,5
Полимерное термореактивное связующее - 48,5
2. Антифрикционная наполненная композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве полимерного термореактивного связующего она содержит фенолформальдегидную смолу и олеиновую кислоту. 3. Антифрикционная наполненная композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве полимерного термореактивного связующего она содержит хлорсодержащую полиглицидиларилендиаминовую смолу, отвердитель - дихлордиаминодифенилметан и ускоритель - продукт конденсации сланцевых алкилрезорцинов с борной кислотой или резорцин. 4. Способ получения антифрикционной наполненной композиции по пп.1-3, заключающийся в том, что армирующую ткань из углеродного волокна со средним размером кристаллитов по базисной плоскости 3,0-6,0 нм и толщиной пакета базисных плоскостей 1,0-4,0 нм обрабатывают водной дисперсией политетрафторэтилена 2,5-6,5% концентрации с размером частиц политетрафторэтилена 0,1-0,4 мкм, затем пропитывают ткань полимерным термореактивным связующим на основе фенолформальдегидной смолы или хлорсодержащей полиглицидиларилендиаминовой смолы с последующей сушкой и прессованием композиции.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2