Способ изготовления металлического баллона высокого давления
Изобретение относится к технологии изготовления металлических баллонов высокого давления. Способ осуществляют следующим образом: в резьбовом соединении на внутренней резьбе выполняют наружный диаметр резьбы меньше наружного диаметра резьбы на ответной наружной резьбе, а внутренний диаметр меньше внутреннего диаметра наружной резьбы присоединяемой детали, причем шаг резьбы на внутренней резьбе выполняют меньше шага наружной резьбы, после чего части с внутренней резьбой нагревают до приобретения их металла пластического состояния, например до 500oС, при этом не допускают образования окалины, и в нагретом состоянии их свинчивают с частями с наружной резьбой до упора в выступающую поверхность, которую выполняют на одной из соединяемых частей. Технический результат - улучшает эксплуатационные качества баллона. 2 з. п. ф-лы, 10 ил.
Изобретение относится к технике хранения, распределения и транспортировки газов под высоким давлением, а именно к технологии изготовления металлических баллонов высокого давления.
Известен способ изготовления металлического газового баллона высокого давления путем выполнения тела баллона из трубной заготовки и соединения с ним закладных спорных концевиков при помощи резьбового соединения, запрессовки или обкатки, а также посредством комбинаций из перечисленных способов (см. , например, заявка 93013491/26 опубл. в БИ 17 от 20.06.96, МКИ 6 F 17 С 1/00). Этот известный способ является ближайшим по технической сущности к заявляемому и выбран за прототип. К недостаткам известного способа можно отнести недостаточную герметичность баллона, а значит и снижение надежности в эксплуатации. Целью заявляемого технического решения является улучшение эксплуатационных качеств за счет повышенной герметичности и надежности резьбового соединения частей баллона при высоком давлении газа внутри корпуса баллона. Для достижения указанной цели в способе изготовления металлического баллона высокого давления путем резьбового соединения его составных частей: корпуса и присоединяемых к нему частей, например крышек и других деталей, в резьбовом соединении на внутренней резьбе выполняют наружный диаметр резьбы меньше наружного диаметра резьбы на ответной наружной резьбе, а внутренний диаметр меньше внутреннего диаметра наружной резьбы присоединяемой детали, причем шаг резьбы на внутренней резьбе выполняют меньше шага наружной резьбы, после чего части с внутренней резьбой нагревают до приобретения металлом пластичного состояния, например до 500oC, при этом не допускают образования окалины, и в нагретом состоянии их свинчивают с частями с наружной резьбой до упора в выступающую поверхность, которую выполняют на одной из соединяемых частей. Величину разности между наружными диаметрами резьбы, а также величину разности между внутренними диаметрами и шагами этих же резьб выбирают с учетом линейной деформации по диаметрам и шагу при нагреве, например до 500oC, и дополнительной величины, обусловленной созданием натяга при свинчивании, равной, например, линейной деформации по диаметрам и шагу от нагрева. А перед свинчиванием на присоединяемых частях с наружной резьбой повышают твердость металла, например, термообработкой типа закалки. В отличие от известных технических решений, в которых составные части баллона соединяются при помощи резьбы, в предлагаемом техническом решении при резьбовом соединении частей баллона за счет разности наружных и внутренних диаметров резьб, выполненных на корпусе и присоединяемых частях, например крышках, и нагрева внутренней резьбы, при навинчивании происходит пластическая деформация внутренней резьбы, обеспечивающая беззазорное резьбовое соединение с последующим натягом поверхностей резьбы после охлаждения изделия, что обеспечивает повышенную герметичность и надежность резьбового соединения при высоком давлении внутри корпуса баллона. Это улучшает эксплуатационные качества баллона. Сопоставительный анализ заявляемого технического решения с существующим уровнем техники не выявил из источника известности наличия в них отличительных признаков заявленного технического решения с достижением указанного технического результата, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "Изобретательский уровень". Для пояснения технической сущности заявляемого способа даны чертежи. На фиг. 1 изображен общий вид баллона; на фиг. 2 изображен разрез А-А с фиг. 1; на фиг. 3 изображен узел 1 с фиг. 2 (на корпусе выполнена наружная резьба, а на крышке - внутренняя); на фиг. 4 изображена резьбовая часть, например, корпуса с наружной резьбой; на фиг. 5 изображена резьбовая часть, например, крышки с внутренней резьбой; на фиг. 6 изображен вариант, при котором упор, ограничивающий навинчивание, выполнен на корпусе; на фиг. 7 изображен узел II с фиг. 3, 8 после свинчивания частей баллона; на фиг. 8 изображен вариант способа, где на корпусе выполнена внутренняя резьба, а на крышке наружная; на фиг. 9 изображен вариант резьбовой части корпуса с внутренней резьбой; на фиг. 10 изображен вариант резьбовой части крышки с наружной резьбой. Способ изготовления металлического баллона высокого давления может быть осуществлен, например, в следующем варианте. Баллон высокого давления 1 изготавливают из корпуса 2 (фиг. 2), на концевых частях которого выполняют наружную резьбу стандартизованного типа (фиг. 4) со стандартизованными размерами по диаметрам и шагу. Наружный диаметр резьбы имеет размер d, а внутренний диаметр резьбы - d1. На резьбовых частях корпуса 2 предварительно повышают твердость металла, например, методом термообработки (закалки). На присоединяемых к этой резьбе частях, например крышках 3 или других деталях, выполняют внутреннюю резьбу (фиг. 5). Резьбу на присоединяемых частях, например на крышках 3, выполняют с наружным диаметром Д, величина которого меньше размера наружного диаметра d, выполненного на корпусе 2, а размер внутреннего диаметра резьбы Д1, выполненной на присоединяемых частях, например на крышках 3, меньше размера внутреннего диаметра d1 резьбы, выполненной на корпусе 2. При этом шаг резьбы Т на присоединяемых частях, например крышках 3, меньше шага резьбы t на корпусе 2. Наружный диаметр Д резьбы на присоединяемых частях, например крышках 3 (фиг. 7), определяется по формуле Д= d-2Н, где Н - половина величины разности между наружными диаметрами d и Д и определяется из формулы






где

Н2 - дополнительный размер на создание натяга по шагу резьбы при навинчивании, равный, например,

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10