Уплотнительное устройство за компрессором турбореактивного двухконтурного двигателя
Уплотнительное устройство предназначено для двухконтурного турбореактивного двигателя. Устройство содержит закрепленный на последнем диске компрессора лабиринт с уплотнительными гребешками и ответное ему статорное сегментное кольцо с дефлектором и щелеобразной полостью между ними. Сегментное кольцо закреплено на фланце с образованием дополнительной щелеобразной полости между фланцем и дефлектором, соединенной на входе с щелеобразной полостью между сегментным кольцом и дефлектором, а на выходе - с разгрузочной полостью. При этом на сегментном кольце телескопически с помощью осевых и с-образных фланцев установлены сотовые сегменты, зафиксированные съемными штифтами, образующие с кольцом кольцевые щели, напротив которых с другой стороны кольца выполнены турбулизаторы в виде множества кольцевых радиальных ребер, механически контактирующих с осевыми ребрами дефлектора. Такое выполнение устройства позволит повысить его надежность и ремонтопригодность за счет двухстороннего интенсивного охлаждения дефлектора. 3 ил.
Изобретение относится к авиационному двигателестроению.
Известно уплотнительное устройство за компрессором турбореактивного двигателя, содержащее лабиринт, соединенный с валом компрессора и снабженный уплотнительными гребешками, и ответное им сегментное кольцо, закрепленное фланцем на спрямляющем аппарате компрессора с образованием разгрузочной полости, сообщенной с наружным контуром двигателя.[1]. Известное устройство отличается простотой, но имеет увеличенные утечки закомпрессорного воздуха из-за увеличенного зазора между роторными и статорными элементами уплотнения - из-за повышенного износа элементов уплотнения на переходных режимах работы двигателя. Наиболее близким к заявляемому является уплотнительное устройство с активным управлением величиной радиального зазора между статорными и роторными элементами уплотнения путем охлаждения по определенной программе статорных элементов холодным воздухом на основных режимах работы двигателя. [2]. Известное устройство, принятое за прототип, позволяет выполнять при сборке (монтаже) большие радиальные монтажные зазоры между роторными и статорными элементами уплотнения, а при работе на основных режимах за счет охлаждения статорных элементов доводить их до величин, близких к нулю. Однако эффективность охлаждения сотового фланца лабиринта в этой конструкции является недостаточной, что приводит к снижению надежности из-за необходимости уменьшать монтажные радиальные зазоры при сборке, а это в свою очередь приводит к заеданию уплотнительного устройства после остановки двигателя, за счет чего происходит заклинивание ротора относительно статора и невозможность повторного запуска двигателя в течение 2...7 часов. Указанный недостаток связан с тем, что после остановки двигателя и отключения системы вентиляции ротора относительно тонкостенные статорные элементы уплотнения, например сотовый фланец, за счет внутренних конвективных потоков в неработающем двигателе сравнительно быстро остывают, однако лабиринт, закрепленный на последнем диске компрессора, в течение нескольких часов поддерживает высокую температуру за счет передачи к нему тепла от массивного барабанно-дискового ротора компрессора. Кроме того, в случае износа сотового уплотнения необходимо заменить весь сегментный сотовый фланец, что является экономически невыгодным. Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности и ремонтопригодности уплотнительного устройства за счет двухстороннего интенсивного охлаждения дефлектора. Сущность изобретения заключается в том, что в уплотнительном устройстве за компрессором турбореактивного двухконтурного двигателя, содержащем закрепленный на последнем диске компрессора лабиринт с уплотнительными гребешками и ответное ему статорное сегментное кольцо с дефлектором и щелеобразной полостью между ними, согласно изобретению, сегментное кольцо закреплено на фланце с образованием дополнительной щелеобразной полости между фланцем и дефлектором, соединенной на входе с щелеобразной полостью между сегментным кольцом и дефлектором, а на выходе - с разгрузочной полостью, при этом на сегментном кольце телескопически с помощью осевых и с-образных фланцев установлены сотовые сегменты, зафиксированные съемными штифтами, образующие с кольцом кольцевые щели, напротив которых с другой стороны кольца выполнены турбулизаторы в виде множества кольцевых радиальных ребер, механически контактирующих с осевыми ребрами дефлектора. Установка сегментного кольца на фланце с образованием дополнительной щелеобразной полости между фланцем и дефлектором, соединенной на входе с щелеобразной полостью между сегментным кольцом и дефлектором, а на выходе - с разгрузочной полостью, позволяет дополнительно помимо охлаждения дефлектора со стороны сегментного кольца охлаждать дефлектор с другой стороны, т.е. со стороны фланца, что значительно повышает надежность двигателя. Установка на сегментном кольце телескопически с помощью осевых и с-образных фланцев сотовых сегментов, зафиксированных съемными штифтами, способствует повышению ремонтопригодности уплотнительного устройства за счет съемных сотовых сегментов. Выполнение между сотовыми сегментами и кольцом кольцевых щелей, напротив которых с другой стороны кольца выполнены турбулизаторы в виде множества кольцевых радиальных ребер, механически контактирующих с осевыми ребрами дефлектора, позволяет уменьшить теплоотдачу от сегментов в регулируемый фланец за счет кольцевых щелей, которые являются тепловым сопротивлением, что позволяет улучшить интенсификацию охлаждения регулируемого фланца и дефлектора. На фиг. 1 изображен продольный разрез закомпрессорного уплотнительного устройства. На фиг. 2 - элемент I - на фиг. 1 в увеличенном виде. На фиг. 3 - элемент II на фиг. 2 в увеличенном виде. Уплотнительное устройство 1 состоит из двойного лабиринта 2 с уплотнительными гребешками 3, закрепленного с помощью байонетного соединения 4 на последнем, диске 5 компрессора 6. Ответная лабиринту 2 статорная часть уплотнительного устройства 1 состоит из фланца 7, закрепленного на диафрагме 8 шарикоподшипниковой опоры (не показано) с помощью болтов 9. На фланце 7 с помощью болтов 10 закреплено статорное сегментное кольцо 11, состоящее из регулируемого фланца 12 и множества сотовых сегментов 13, которые и образуют с гребешками 3 лабиринта 2 закомпрессорное лабиринтное уплотнение. На регулируемом фланце 12 с помощью болтов 14 закреплен дефлектор 15, образующий с регулируемым фланцем 12 кольцевой коллектор 16 на внутренней части уплотнительного устройства 1, и щелеобразную полость 17, а с фланцем 7 - щелеобразную полость 18, которая на входе соединена с полостью 17, а на выходе - с разгрузочной полостью А низкого давления. К коллектору 16 подсоединены трубы 19 - для подвода охлаждающего воздуха. Сотовые сегменты 13 с сотовым уплотнителем 20 установлены в пазах 21 регулируемого фланца 12 и зафиксированы на осевых кольцевых выступах 22 фланца 12 с помощью с-образного фланца 23 и сменных штифтов 24, которые в свою очередь фиксируются от выпадания с помощью отгибных усиков 25, расположенных на с-образном фланце 23 со стороны диска 5 компрессора 6. Для уменьшения теплоотдачи от сегментов 13 в регулируемый фланец 12 в последнем со стороны сегментов выполнены кольцевые щели 26. Для интенсификации охлаждения регулируемого фланца 12 и дефлектора 15 на дефлекторе выполнено множество осевых ребер 27, а на фланце 12 - множество турбулизаторов в виде кольцевых радиальных ребер 28, которые по поверхностям 29 механически контактируют с осевыми ребрами 27. Такая интенсификация охлаждения выполнена на выступах 30 фланца 12, непосредственно контактирующих с сотовыми сегментами 13 уплотнительного устройства 1, остальные же поверхности регулируемого фланца 12 со стороны диска 5 компрессора 6 закрыты теплоизоляцией 31. Работает данное устройство следующим образом. При сборке двигателя радиальные монтажные зазоры


Формула изобретения
Уплотнительное устройство за компрессором турбореактивного двухконтурного двигателя, содержащее закрепленный на последнем диске компрессора лабиринт с уплотнительными гребешками и ответное ему статорное сегментное кольцо с дефлектором и щелеобразной полостью между ними, отличающееся тем, что сегментное кольцо закреплено на фланце с образованием дополнительной щелеобразной полости между фланцем и дефлектором, соединенной на входе с щелеобразной полостью между сегментным кольцом и дефлектором, а на выходе - с разгрузочной полостью, при этом на сегментном кольце телескопически с помощью осевых и с-образных фланцев установлены сотовые сегменты, зафиксированные съемными штифтами, образующие с кольцом кольцевые щели, напротив которых с другой стороны кольца выполнены турбулизаторы в виде множества кольцевых радиальных ребер, механически контактирующих с осевыми ребрами дефлектора.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3