Способ испытания буровых свай
Изобретение относится к строительству и может быть использовано для испытания буровых свай. Способ испытания буровых свай заключается в приложении к сваям нагрузки и определении предельного сопротивления грунта основания свай. Новым является то, что увеличивают жесткость буровых свай путем бетонирования в голове каждой из свай n арматурных решеток, которые располагают по сечениям, смещенным по оси друг относительно друга, после чего к головам свай прикладывают динамическую нагрузку и замеряют фактические отказы, а предельное сопротивление грунта основания свай определяют по расчетной формуле. Технический результат состоит в обеспечении возможности для буровых свай проведения динамических испытаний при одновременном увеличении точности результатов испытаний свай в 2 раза и снижении стоимости испытаний в 1,5 раза. 1 ил., 1 табл.
Изобретение относится к строительству и может быть использовано для испытания буровых свай.
Известен способ испытаний буровых свай статической нагрузкой (см "Руководство по методам полевых испытаний несущей способности свай и грунтов", изд. ВНИИ Транспортного строительства, Москва, 1979 г., с. 5). Известны способы испытаний буровых свай при возведении свайных фундаментов, заключающиеся в воздействии на буровые сваи статическими нагрузками и в проведении статических испытаний свай (см. пат. RU N 1638257, A1, 1988 г. ). Эти способы отличаются повышенной трудоемкостью и значительными расходами из-за сложности перевозок и монтажа- демонтажа установок, необходимых для испытания каждой сваи. Наиболее близким аналогом является способ испытания буровых свай, заключающийся в приложении к сваям нагрузки и в определении предельного сопротивления грунта основания свай (см. "Свайные фундаменты" СНиП 2.02.03-85, издание официальное, Государственный Комитет СССР по делам строительства, Москва, 1986 г., с. 14-15). Однако повышенная сложность монтажа-демонтажа установок и необходимость грузоподъемных механизмов повышенной мощности для их перевозки при испытаниях статической нагрузкой приводят к ограниченным возможностям испытаний при неоправданно высоких расходах и при невысокой точности получаемых результатов, а недостаточная жесткость устройства головы буровых свай не позволяет провести динамические испытания. Задачей предложенного способа является обеспечение возможности проведения динамических испытаний буровых свай при одновременном увеличении точности результатов испытаний и снижении их стоимости. Для решения поставленной задачи в предложенном способе испытания буровых свай, заключающемся в приложении к сваям нагрузки и в определении предельного сопротивления грунта основания свай, согласно изобретению, увеличивают жесткость буровых свай путем бетонирования в голове каждой из свай n арматурных решеток, где n - количество арматурных решеток, которые располагают по сечениям, смещенным по оси друг относительно друга, после чего к голове свай прикладывают динамическую нагрузку и замеряют фактические отказы, а предельное сопротивление грунта основания свай определяют по формуле:



где m4 - масса ударной части молота. Технический результат способа состоит в обеспечении возможности для буровых свай проведения динамических испытаний при одновременном увеличении точности результатов испытаний свай в 2 раза и снижении стоимости испытаний в 1,5 раза. На чертеже приведен разрез испытуемой буровой сваи. В голове 11 каждой из буровых свай 1 бетонируют n арматурных решеток 2, которые располагают по сечениям, смещенным по оси друг относительно друга. На голове свай расположен наголовник 3. Молот 4 предназначен для ударов по свае. Сущность предложенного способа состоит в том, что перед испытанием голову каждой буровой сваи 1 усиливают путем бетонирования в ней n арматурных решеток 2, которые располагают в голове по сечениям, смещенным по оси друг относительно друга. При этом появляется возможность динамических испытаний усиленных буровых свай. При динамических испытаниях производят забивку и добивку испытуемой сваи 1 ударом молота 4 по голове буровой сваи (обычно через наголовник 3), в результате чего сваю 1 забивают на заданную глубину. После этого отказомером определяют фактические отказы (остаточные и упругие), а расчет предельного сопротивления грунта основания свай производят по формуле

где FИ - предельное сопротивление грунта основания свай;

Ed - энергия удара молота;
s - фактические отказы сваи;

m1, m2, m3 - соответственно масса молота, масса сваи с наголовником с учетом массы арматурных решеток и масса подбабка;
A - площадь, ограниченная наружным контуром сплошного или полого поперечного сечения сваи;

где m4 - масса ударной части молота. Этим достигается возможность проведения динамических испытаний для буровых свай и снижение стоимости испытаний. Введение коэффициента


где Fи - предельное сопротивление грунта основания свай;

Ed - энергия удара молота;
s - фактические отказы сваи;

m1, m2, m3 - соответственно масса молота, масса сваи с наголовником с учетом массы арматурных решеток и масса подбабка;
A - площадь, ограниченная наружным контуром сплошного или полого поперечного сечения сваи;

где m4 - масса ударной части молота. При этом получена возможность для буровых свай не только провести динамические испытания, но и увеличить точность полученных результатов в 2 раза при одновременном снижении стоимости испытаний в 1,5 раза. В таблице приведены результаты испытаний.
Формула изобретения

где Fи - предельное сопротивление грунта основания свай;

Еd - энергия удара молота;
s - фактические отказы сваи;

m1, m2, m3 - соответственно масса молота, масса сваи с наголовником с учетом массы арматурных решеток и масса подбабка;
А - площадь, ограниченная наружным контуром сплошного или полого поперечного сечения сваи;

где m4 - масса ударной части молота.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2