Устройство для обнаружения турбулентных пятен в морской среде
Устройство предназначено для использования в области исследования гидрофизических полей при проведении экологических исследований, в экспериментальной гидродинамике, океанологии и других областях техники, где требуется вести контроль параметров турбулентной среды. Технический результат - создание устройства с низким уровнем энергии турбулентности и уменьшенными линейными размерами. Устройство содержит четыре идентичных преобразователя скорости в электрический сигнал, последовательно соединенные вычислительный блок, входы которого с первого по четвертый соединены с выходами преобразователей скорости в электрический сигнал, полосовой фильтр, квадратор, блок усреднения и пороговый блок, второй вход которого соединен с источником порогового сигнала, а выход является выходом устройства. Все четыре преобразователя скорости расположены в одной плоскости. Любые три преобразователя скорости из упомянутых четырех не лежат на одной прямой линии. Преобразователи скорости в электрический сигнал могут быть расположены в вершинах квадрата. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области исследования гидрофизических полей и может быть использовано при проведении экологических исследований, в экспериментальной гидродинамике, океанологии и других областях техники, где требуется вести контроль параметров турбулентной среды.
Для решения задачи обнаружения турбулентных пятен в морской среде необходимо иметь высокочувствительный преобразователь скорости в электрический сигнал. Одной из причин, препятствующих созданию устройств для обнаружения турбулентных пятен в морской среде, является чувствительность преобразователя скорости к паразитным сигналам, возникающим в результате вибраций и неравномерного движения преобразователя, установленного на подвижном носителе, например на буксируемой линии. Наиболее близким к предлагаемому является устройство для обнаружения турбулентных пятен в морской среде [1], которое содержит первый преобразователь скорости в электрический сигнал, второй и третий преобразователи скорости в электрический сигнал, идентичные первому преобразователю скорости в электрический сигнал, расположенные на одной прямой линии с первым преобразователем скорости в электрический сигнал по обе стороны от первого преобразователя скорости в электрический сигнал, последовательно соединенные полосовой фильтр, квадратор, блок усреднения и пороговый блок, второй вход которого соединен с источником порогового сигнала, а также вычислительный блок. При этом входы упомянутого вычислительного блока с первого по третий соединены с выходами преобразователей скорости в электрический сигнал с первого по третий соответственно, его выход соединен со входом полосового фильтра, а выход порогового блока является выходом устройства. Недостатком устройства [1] является большой линейный размер устройства. Недостаток обусловлен тем, что для обеспечения компенсации вибрационных помех второй и третий преобразователи пульсаций скорости находятся на одной прямой линии по разные стороны от первого преобразователя скорости в электрический сигнал на расстоянии, исключающем пространственную фильтрацию турбулентных пульсации скорости. Задачей изобретения является создание устройства для обнаружения в морской среде турбулентных пятен с низким уровнем энергии турбулентности и уменьшенными линейными размерами устройства. Для решения поставленной задачи устройство для обнаружения турбулентных пятен в морской среде содержит идентичные первый, второй, третий и четвертый преобразователи скорости в электрический сигнал, последовательно соединенные полосовой фильтр, квадратор, блок усреднения и пороговый блок, второй вход которого соединен с источником порогового сигнала, а выход является выходом устройства, а также блок вычисления функции U = K












R13 - расстояние между первым и третьим преобразователями скорости в электрический сигнал;
R14 - расстояние между первым и четвертым преобразователями скорости в электрический сигнал;
R12 - расстояние между первым и вторым преобразователями скорости в электрический сигнал;



при этом все четыре упомянутых преобразователя скорости в электрический сигнал расположены в одной плоскости, любые три преобразователя скорости в электрический сигнал из упомянутых четырех преобразователей скорости в электрический сигнал не лежат на одной прямой линии, входы упомянутого блока вычисления функции с первого по четвертый соединены с выходами преобразователей скорости в электрический сигнал с первого по четвертый соответственно, а выход упомянутого блока вычисления функции соединен со входом полосового фильтра. В предлагаемом устройстве первый, второй, третий и четвертый преобразователи скорости в электрический сигнал могут быть расположены в вершинах квадрата. Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, на которых изображены:
на фиг. 1 - функциональная схема устройства,
на фиг. 2 - схема, поясняющая взаимное расположение преобразователей скорости в электрический сигнал в пространстве;
на фиг. 3 - схема, поясняющая геометрические соотношения в плоскости расположения преобразователей скорости в электрический сигнал;
на фиг. 4 - схема, поясняющая взаимное расположение первого и второго преобразователей скорости в электрический сигнал. На фиг. 1 обозначены:
1 - первый преобразователь скорости в электрический сигнал;
2 - второй преобразователь скорости в электрический сигнал;
3 - третий преобразователь скорости в электрический сигнал;
4 - четвертый преобразователь скорости в электрический сигнал;
5 - блок вычисления функции (1);
6 - полосовой фильтр;
7 - квадратор;
8 - блок усреднения;
9 - пороговый блок;
10 - источник порогового сигнала. На фиг. 2 обозначены:
1 - первый преобразователь скорости в электрический сигнал;
2 - второй преобразователь скорости в электрический сигнал;
3 - третий преобразователь скорости в электрический сигнал;
4 - четвертый преобразователь скорости в электрический сигнал;
На фиг. 3 обозначены;
1 - первый преобразователь скорости в электрический сигнал;
2 - второй преобразователь скорости в электрический сигнал;
3 - третий преобразователь скорости в электрический сигнал;
4 - четвертый преобразователь скорости в электрический сигнал;
R12 - расстояние между первым и вторым преобразователями 1 и 2 скорости в электрический сигнал;
R13 - расстояние между первым и третьим преобразователями 1 и 3 скорости в электрический сигнал;
R14 - расстояние между первым и четвертым преобразователями 1 и 4 скорости в электрический сигнал;


На фиг. 4 обозначены:
1 - первый преобразователь скорости в электрический сигнал;
2 - второй преобразователь скорости в электрический сигнал;
11 - чувствительные элементы преобразователей 1, 2;
12 - дифференциальные усилители;
R12 - расстояние между первым и вторым преобразователями 1 и 2 скорости в электрический сигнал. В соответствии с фиг. 1 устройство содержит идентичные первый, второй, третий и четвертый преобразователи 1, 2, 3 и 4 скорости в электрический сигнал, выходы которых соединены соответственно с первым, вторым, третьим и четвертым входами блока 5 вычисления функции (1). К выходу блока 5 вычисления функции (1) подключены последовательно соединенные полосовой фильтр 6, квадратор 7, блок 8 усреднения и пороговый блок 9, второй вход которого соединен с источником 10 порогового сигнала, а выход является выходом устройства. Преобразователи 1-4 скорости в электрический сигнал могут быть электромагнитного, термоанемометрического или иного другого известного типа. Блок 5 вычисления функции (1) может быть выполнен, например, на операционных усилителях, реализующих функции весового суммирования, или включать в свой состав многоканальный аналого-цифровой преобразователь и микропроцессорный вычислитель. Полосу пропускания полосового фильтра 6 выбирают в зависимости от пространственного масштаба анализируемых турбулентных неоднородностей и скорости движения подвижного носителя. Для решения поставленной задачи используют преимущественно диапазон пространственных неоднородностей








1. Свид. на ПМ РФ N 15137, МПК G 01 P 5/00, 2000 г. (прототип).
Формула изобретения
U = K







где U - сигнал на выходе упомянутого блока вычисления функции, В;
К - масштабный коэффициент;
U1, U2, U3 и U4 - напряжения на первом, втором, третьем и четвертом входах упомянутого блока вычисления функции, соответственно, В;






R13 - расстояние между первым и третьим преобразователями скорости в электрический сигнал;
R14 - расстояние между первым и четвертым преобразователями скорости в электрический сигнал;
R12 - расстояние между первым и вторым преобразователями скорости в электрический сигнал;



при этом все четыре упомянутых преобразователя скорости в электрический сигнал расположены в одной плоскости, любые три преобразователя скорости в электрический сигнал из упомянутых четырех преобразователей скорости в электрический сигнал не лежат на одной прямой линии, входы упомянутого блока вычисления функции с первого по четвертый соединены с выходами преобразователей скорости в электрический сигнал с первого по четвертый соответственно, а выход упомянутого блока вычисления функции соединен со входом полосового фильтра. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что первый, второй, третий и четвертый преобразователи скорости в электрический сигнал расположены в вершинах квадрата.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4