Цилиндропоршневой узел насоса
Устройство может быть использовано в области насосостроения. Цилиндропоршневой узел насоса содержит размещенный в цилиндре и закрепленный на штоке поршень с сердечником и резиновой манжетой. Внутри сердечника размещен теплообменник, замыкаемый дистанционной втулкой с кольцевым наружным буртом. Канал подвода жидкости в теплообменник выполнен в штоке и в стенке дистанционной втулки. Опорная сторона манжеты снабжена резиновым кольцом повышенной твердости. Поверхностный слой манжеты имеет модуль упругости выше соответствующего показателя ее сердцевины. На наружной поверхности манжеты выполнены винтовые многозаходные канавки, начало которых расположено за передней уплотняющей кромкой. Конец выходит в кольцевую канавку на опорной стороне манжеты перед кольцом повышенной твердости. Винтовые канавки сообщаются с теплообменником, а кольцевая канавка - со штоковой полостью цилиндра. Повышается долговечность и снижается теплонапряженность узла. 3 з.п. ф-лы. 3 ил.
Изобретение относится к насосостроению, в частности к поршневым насосам, работающим в тяжелых условиях и имеющим средства принудительной промывки, смазки и охлаждения цилиндропоршневых узлов.
Известен поршень бурового насоса, содержащий уплотнительную манжету и металлический сердечник. Для повышения долговечности опорная и уплотнительная части манжеты выполнены из резины разной твердости, причем опорная часть выполнена из резины большей твердости (SU N 1160099, МПК4 F 04 В 21/04, 1985). Известен также поршень, содержащий сердечник и навулканизированную на него манжету с образованием развитой резиновой поверхности. Для повышения долговечности модуль упругости поверхностного слоя в 10...100 раз может быть больше соответствующего показателя резины в сердцевине (SU N 1675604, МПК5 F 16 J 15/60, 1991). Технический недостаток известных поршней - отсутствие средств для охлаждения и смазки пары трения манжета - цилиндр, что повышает износ, теплонапряженность цилиндропоршневого узла и приводит к тертодеструкции резины. Известна объемная машина, в которой для повышения долговечности предусмотрено улучшение теплообмена за счет наличия камеры переменного объема, образованной боковыми поверхностями цилиндра и дополнительного стакана, помещенного между цилиндром и поршнем (SU N 1525307, МПК4 F 04 В 21/04, 21/08, 1989). Технический недостаток известной объемной машины - наличие локальной камеры охлаждения, которая не совпадает с поршнем при его движении, причем жидкость удалена от поршня на толщину стакана; повышенная деформация резины, что сказывается на износе уплотнения поршня. Наиболее близким является цилиндропоршневой узел насоса, содержащий размещенный в цилиндре и закрепленный на штоке поршень с металлическим сердечником для прикрепления металлической манжеты, размещенный внутри сердечника теплообменник, включающий подключенную к источнику смазочно-охлаждающей жидкости каналом подвода кольцевую полость, замыкаемую дистанционной втулкой с кольцевым наружным буртом, установленной на штоке между его торцовым упором и торцовой стенкой ступенчатой расточки сердечника, при этом канал подвода выполнен в штоке и в стенке дистанционной втулки (см. SU N 1388582, МПК4 F 04 В 21/04, 1988). При таком исполнении узла улучшается теплообмен путем увеличения активной площади теплообменника без увеличения габаритов поршня. Технический недостаток данного устройства - удаленность охлаждающей жидкости от пары трения и невозможность ее непосредственной смазки, возможность выдавливания резины опорной части в уплотняемый зазор, что снижает долговечность манжеты. Техническая задача - повышение долговечности и снижение теплонапряженности цилиндропоршневого узла насоса за счет принудительного подвода смазочно-охлаждающей жидкости непосредственно в пару трения и создание в ней граничного слоя смазки, предотвращения выдавливания резины опорной части в уплотняемый зазор. Согласно изобретению в цилиндропоршневом узле опорная сторона манжеты снабжена резиновым кольцом повышенной твердости, поверхностный слой манжеты имеет модуль упругости выше соответствующего показателя ее сердцевины, на наружной поверхности манжеты выполнены винтовые многозаходные канавки, начало которых расположено за передней уплотняющей кромкой, а конец выходит в кольцевую канавку, выполненную на наружной опорной стороне манжеты перед кольцом повышенной твердости, при этом начало винтовых канавок сообщается каналами с теплообменником, а кольцевая канавка на опорной стороне - со штоковой полостью цилиндра. Винтовые и кольцевая канавки выполнены сегментного профиля; винтовые канавки выполнены двухзаходными; модуль упругости наружного слоя манжеты по крайней мере в 10 раз выше соответствующего показателя ее сердцевины. На фиг. 1 изображен цилиндропоршневой узел насоса, продольный разрез; на фиг. 2 - поршень, внешний вид в аксонометрии; на фиг. 3 - профиль канавок на манжете. Цилиндропоршневой узел насоса содержит размещенный в цилиндре 1 и закрепленный на штоке 2, имеющем торцовый упор 3, поршень с металлическим ступенчатым (с наружными канавками) сердечником 4 для прикрепления резиновой манжеты 5. Опорная (тыльная) сторона манжеты 5 снабжена резиновым кольцом 6 повышенной твердости. Поверхностный слой 7 манжеты 5 глубиной 1,5...2,5 мм, включая резиновое кольцо 6 повышенной твердости, имеет модуль упругости выше соответствующего показателя сердцевины манжеты 5. Модуль упругости поверхностного слоя 7 манжеты 5 по крайней мере в 10 раз выше аналогичного показателя ее сердцевины (Eп

Формула изобретения
1. Цилиндропоршневой узел насоса, содержащий размещенный на штоке поршень с металлическим сердечником для прикрепления резиновой манжеты, размещенный внутри сердечника теплообменник, включающий подключенную к источнику смазочно-охлаждающей жидкости каналом подвода кольцевую полость, замыкаемую дистанционной втулкой с кольцевым наружным диаметром, установленной на штоке между его торцевым упором и торцевой стенкой ступенчатой расточки сердечника, при этом канал подвода выполнен в штоке и в стенке дистанционной втулки, отличающийся тем, что опорная сторона манжеты снабжена резиновым кольцом повышенной твердости, поверхностный слой манжеты имеет модуль упругости выше соответствующего показателя ее сердцевины, на наружной поверхности манжеты выполнены винтовые многозаходные канавки, начало которых расположено за передней уплотняющей кромкой, а конец выходит в кольцевую канавку, выполненную на наружной опорной стороне манжеты перед кольцом повышенной твердости, при этом начало винтовых канавок сообщается канавками с теплообменником, а кольцевая канавка на опорной стороне - со штоковой полостью цилиндра. 2. Узел по п.1, отличающийся тем, что винтовые и кольцевая канавки выполнены сегментного профиля. 3. Узел по п.1, отличающийся тем, что винтовые канавки выполнены двухзаходными. 4. Узел по п.1, отличающийся тем, что модуль упругости поверхностного слоя манжеты, по крайней мере, в 10 раз выше соответствующего показателя ее сердцевины.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3