Роторная машина
Изобретение может быть использовано в компрессорах, насосах и двигателях внутреннего сгорания. Роторная машина содержит полый цилиндрический корпус с торцевыми крышками, внутри цилиндра расположены лопасти с роликами, которые делят полость на четыре замкнутых объема, и механизм синхронизации в виде вала с монолитной крестовиной. В лопасти через сквозные отверстия вставлены валы с роликами, которые снабжены эксцентриками. В торцевых крышках спрофилированы цилиндрические поверхности симметрично в диаметрально противоположных направлениях с радиусом, смещенным от центра вращения лопастей по вертикали в координатной сетке на величину плюс-минус эксцентриситета, и радиусом, смещенным по горизонтали симметрично относительно центра вращения. На концах эксцентриковых валов установлены дополнительные ролики, диаметры которых меньше диаметра роликов, контактирующих с профилированной поверхностью в торцевых крышках, в которых в диаметрально противоположном направлении от центра вращения лопастей на величину минус эксцентриситета спрофилированы сегментные выступы. Устраняется разбалансировка. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к объемным роторным машинам, и может быть использовано в компрессорах, насосах и двигателях внутреннего сгорания.
Известна роторная машина, выбранная в качестве ближайшего аналога, содержащая полый цилиндрический корпус с торцевыми крышками; внутри цилиндра расположены лопасти с роликами, которые делят полость на четыре замкнутых объема, и механизм синхронизации в виде вала с монолитной крестовиной. В лопасти через сквозные отверстия вставлены валы с роликами, которые снабжены эксцентриками. В торцевых крышках спрофилированы цилиндрические поверхности симметрично в диаметрально противоположных направлениях с радиусом, смещенным от центра вращения лопастей по вертикали в координатной сетке на величину плюс-минус эксцентриситета, и радиусом, смещенным по горизонтали симметрично относительно центра вращения (RU 2103519 C1, 27.01.1998, F 01 C 1/00). Недостатком известной роторной машины является повышенная вибрация, вызванная разбалансировкой эксцентриковых валов с роликами вставленных в сквозные отверстия лопастей, которые могут самопроизвольно проворачиваться, когда они поочередно находятся вне зоны контакта с направляющими крестовины механизма связи. Задачей изобретения является устранение разбалансировки, что достигается изменением конструкции торцевых крышек и установкой дополнительного ролика на концах эксцентриковых валов. Технический результат достигается тем, что в роторной машине, содержащей полый цилиндрический корпус с торцевыми крышками, внутри цилиндра расположены лопасти с роликами, которые делят полость корпуса на четыре замкнутых объема, и механизм синхронизации в виде вала с монолитной крестовиной. В лопасти через сквозные отверстия вставлены валы с роликами, которые снабжены эксцентриками. В торцевых крышках спрофилированы цилиндрические поверхности симметрично в диаметрально противоположных направлениях с радиусом, смещенным от центра вращения лопастей по вертикали в координатной сетке на величину плюс-минус эксцентриситета, и радиусом, смещенным по горизонтали симметрично относительно центра вращения. Согласно изобретению, на концах эксцентриковых валов установлены дополнительные ролики, диаметры которых меньше диаметра роликов, контактирующих с спрофилированной поверхностью в торцевых крышках, а в торцевых крышках в диаметрально противоположном направлении от центра вращения лопастей на величину минус эксцентриситета (-е) спрофилированы сегментные выступы с радиусом: R = r1 - r3, где R - радиус спрофилированной цилиндрической поверхности сегментного выступа в торцевой крышке от центра вращения лопастей по вертикали в координатной сетке на величину (-е); r1 - радиус окружности, описываемой осью эксцентрика относительно центра вращения механизма синхронизации в диапазоне 2

Формула изобретения
Роторная машина, содержащая полый цилиндрический корпус с торцевыми крышками, внутри цилиндра расположены лопасти с роликами, которые делят полость на четыре замкнутых объема, и механизм синхронизации в виде вала с монолитной крестовиной, в лопасти через сквозные отверстия вставлены валы с роликами, которые снабжены эксцентриками, а в торцевых крышках спрофилированы цилиндрические поверхности симметрично в диаметрально противоположных направлениях с радиусом, смещенным от центра вращения лопастей по вертикали в координатной сетке на величину плюс - минус эксцентриситета, и радиусом, смещенным по горизонтали симметрично относительно центра вращения, отличающаяся тем, что на концах эксцентриковых валов установлены дополнительные ролики, диаметры, которых меньше диаметра роликов, контактирующих с профилированной поверхностью в торцевых крышках, а в торцевых крышках в диаметрально противоположном направлении от центра вращения лопастей на величину минус эксцентриситета (-е) спрофилированы сегментные выступы с радиусом R = r1 - r3, где R - радиус спрофилированной цилиндрической поверхности сегментного выступа в торцевой крышке от центра вращения лопастей по вертикали в координатной сетке на величину (-е);r1 - радиус окружности, описываемой осью эксцентрика относительно центра вращения механизма синхронизации в диапазоне 2


r3 - радиус дополнительного ролика.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2