Направляющая лопатка ступени турбины
Направляющая лопатка ступеней турбины включает в себя входную и выходную кромки, поверхность с выпуклой и вогнутой сторонами, уступ, расположенный вдоль высоты лопатки на выпуклой стороне поверхности и обращенный в сторону выходной кромки. Уступ выполнен в верхней половине высоты лопатки на расстоянии от входной кромки, составляющем 30 - 80% от ширины лопатки. Изобретение позволяет повысить надежность в работе влажно-паровой ступени путем интенсификации процессов дробления и разгона крупнодисперсной влаги перед рабочей лопаткой. 4 ил.
Изобретение относится к турбиностроению и может быть использовано в диафрагмах влажнопаровых ступеней турбин.
Известна полая направляющая лопатка влажнопаровой ступени турбины, имеющая входную кромку и поверхность с выпуклой и вогнутой сторонами, щели на выпуклой и вогнутой поверхностях для отвода влаги в полость лопатки (Г.А. Филиппов, О. А. Поваров. Сепарация влаги в турбинах АЭС, М., Энергия, 1980, с. 143, рис. 4-6). Недостатком известной направляющей лопатки является то, что щели снижают жесткость и прочность лопаток, а необходимость вывода влаги из диафрагмы усложняет конструкцию. Известна направляющая лопатка влажнопаровой ступени турбины, имеющая входную кромку и поверхность с выпуклой и вогнутой сторонами, уступ на поверхности, расположенный вдоль высоты лопатки. Уступ выполнен на вогнутой поверхности возле выходной кромки и обращен в сторону входной кромки. Вдоль основания уступа выполнены сквозные отверстия между выпуклой и вогнутой сторонами поверхности, снабженные штуцерами, выведенными в поток над выпуклой поверхностью (А.С. СССР N 1121467, МПК: F 01 D 25/32). Это решение имеет следующие недостатки: - не распыляется влага, текущая по выпуклой стороне, где ее гораздо больше, чем на вогнутой; в результате пленка срывается с выходной кромки с образованием крупнодисперсной влаги - капель, имеющих скорость, гораздо меньшую, чем у потока пара; эти капли приходят на последующие рабочие лопатки с большими скоростями соударения и с большими углами атаки, вызывая ускоренный эрозионный износ лопаток; - расположение штуцеров практически в минимальном сечении (горле) межлопаточных каналов увеличивает аэродинамические потери и снижает КПД ступени, а кроме того, увеличивает динамические усилия на рабочие лопатки из-за возникновения вихревых областей за штуцерами; - недостаточная надежность и ремонтопригодность конструкции. Известна направляющая лопатка ступени турбины, включающая входную и выходную кромки, поверхность с выпуклой и вогнутой сторонами, уступ, расположенный вдоль высоты лопатки на выпуклой стороне поверхности и обращенный в сторону выходной кромки. Уступ расположен вблизи входной кромки и образует вихревую камеру, снижающую профильные потери в решетке (М.Е. Дейч. Газодинамика решеток турбомашин, М., Энергоатомиздат, 1996, стр. 317, рис. 8.17). По совокупности признаков это решение является наиболее близким к предложенному и принимается за прототип. Недостатками известной направляющей лопатки при использовании ее для дробления и разгона влаги в направляющих каналах влажнопаровых ступеней является то, что выполнение уступа вблизи входной кромки не обеспечивает достаточно эффективное дробление и разгон капель, а также что не оговорено, какую зону по высоте лопатки занимает уступ; в то же время практически бесполезно выполнять его в нижней половине высоты, где и количество влаги, содержащейся в пленке, и скорость ее соударения с рабочей лопаткой малы. Заявленное решение позволяет повысить надежность работы влажнопаровой ступени турбины путем интенсификации дробления и разгона крупнодисперсной влаги перед рабочей лопаткой. Расположение уступа на расстоянии 30-80% от ширины лопатки по выпуклой стороне от входной кромки позволяет сбросить с лопатки большую часть влаги, т.к. ~65% крупных капель осаждается на лопатке до этой зоны, а также обеспечить наиболее интенсивное дробление и разгон капель, что приводит к уменьшению относительной скорости входа капель на последующие рабочие лопатки и, как следствие, к уменьшению эффекта от соударения капель с ними. Расположение уступа вдоль верхней половины высоты уменьшает трудоемкость изготовления и является вполне достаточным, поскольку, во-первых, именно в этой зоне осаждается основная часть влаги ,а во-вторых, скорость соударения влаги с рабочей лопаткой в нижней половине ее высоты мала. Кроме того, сброс влаги с выпуклой стороны в указанной зоне обеспечивает отсутствие пленки почти по всей выпуклой стороне и как следствие уменьшение конденсации пара на вогнутой стороне, обусловленной теплоотводом поперек лопатки от вогнутой стороны к выпуклой. Направляющая лопатка пригодна для внедрения не только на новых турбинах, но и на эксплуатируемых - достаточно во время ремонта выфрезеровать уступ лишь на части высоты лопатки. Предложена направляющая лопатка ступени турбины, включающая входную и выходную кромки, поверхность с выпуклой и вогнутой сторонами, уступ, расположенный вдоль высоты лопатки на выпуклой стороне поверхности и обращенный в сторону выходной кромки. Уступ выполнен в верхней половине высоты лопатки на расстоянии от входной кромки, составляющем 30-80% от ширины лопатки. Изобретение иллюстрируется рисунками, на которых изображены: На фиг. 1 - направляющая лопатка ступени турбины; На фиг. 2 - график, иллюстрирующий влияние положения уступа на основные параметры, определяющие эрозионный износ; На фиг. 3 - схема движения эрозионно-опасной влаги перед лопаткой (а) и распределение осевшей влаги по ее поверхности (б); Фиг. 2 и 3 построены по данным ЦКТИ; На фиг. 4 - влияние разгона капель на скорость и направление их соударения с поверхностью рабочих лопаток. Направляющая лопатка ступени турбины включает входную кромку 1, выходную кромку 2 и поверхность с выпуклой 3 и вогнутой 4 сторонами, уступ 5 высотой h на выпуклой 3 стороне, расположенный вдоль высоты H лопатки. Уступ 5 выполнен в верхней половине высоты H лопатки на расстоянии Z от входной кромки 1, равном 30-80% от ширины B лопатки. Уступ обращен в сторону выходной кромки 2. Уступ можно выполнить на направляющих лопатках при изготовлении или при ремонте турбины путем выфрезеровки небольшого участка по выпуклой стороне 3 поверхности (фиг. 1). Высота h уступа 5 составляет не более 20% от толщины







Формула изобретения
Направляющая лопатка ступени турбины, включающая входную и выходную кромки, поверхность с выпуклой и вогнутой сторонами, уступ, расположенный вдоль высоты лопатки на выпуклой стороне поверхности и обращенный в сторону выходной кромки, отличающаяся тем, что уступ выполнен в верхней половине высоты лопатки на расстоянии от входной кромки, составляющем 30-80% от ширины лопатки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Похожие патенты:
Изобретение относится к газотурбинным двигателям и может быть использовано в авиационных двигателях малой мощности с радиальными и диагональными турбинами, а также в стационарных газотурбинных установках
Роторно-вихревая машина // 2156863
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в насосах, компрессорах или двигателях
Турбина газотурбинного двигателя // 2151884
Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения
Сопловой аппарат газовой турбины // 2143562
Изобретение относится к сопловым аппаратам газовых турбин
Диафрагма паровой турбины // 2137925
Паровая турбина // 2131044
Лопатка соплового аппарата // 2120037
Изобретение относится к области турбостроения и может использоваться при проектировании и изготовлении осевых микротурбин
Спиральный корпус для турбомашин // 2118463
Способ работы паровой турбины // 2113594
Статор компрессора газотурбинного двигателя // 2199033
Система подвода пара к цилиндру турбины // 2217598
Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при создании новых паровых турбин или их модернизации
Изобретение относится к опорному и запирающему средству для сопел ступени высокого давления в газовой турбине
Сопловой аппарат осевой турбины // 2232902
Изобретение относится к малорасходным турбинам, которые широко применяются в теплоэнергетике, судостроении
Охлаждаемая сопловая лопатка газовой турбины // 2237811
Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях авиационных газотурбинных двигателей и двигателей газотурбинных установок наземного применения
Лопатка статора осевой турбины // 2272151