Подводный аппарат
Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к конструкции подводных аппаратов. Аппарат включает прочный корпус с устройством управления движением, легкий корпус и размещенные в нем движительно-рулевой комплекс в составе двух кормовых маршевых винтов в насадках, двух бортовых винтов вертикального движения, размещенных в трубах, центральных кормового и носового винтов поперечного движения и дифферентную систему с балластом, связанные с устройством управления движением, а также опорное устройство. Кормовые маршевые винты размещены на колонках, установленных с возможностью поворота в вертикальной плоскости. Центральный кормовой винт поперечного движения размещен на колонке, установленной с возможностью поворота в горизонтальной плоскости в диапазоне углов 90o от продольной оси судна. Дифферентная система выполнена в виде по крайней мере двух труб, укрепленных снаружи легкого корпуса, в которых размещен капсулированный балласт, кинематически связанный тягой с устройством управления движением. Достигается улучшение эксплуатационных характеристик аппарата и эффективность его использования. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к подводному судостроению и может быть использовано при создании маневренных подводных аппаратов различного назначения.
Известны подводные аппараты (ПА), имеющие прочный и легкий корпус, движительно-рулевой комплекс (ДРК), дифферентную систему, аварийный балласт и систему управления движением ПА /А.А. Пугачевский. Обитаемые подводные аппараты больших глубин. Сб. "Судостроение за рубежом", Изд. ЦНИИ им. ак. А. Н. Крылова, Л., 1989, N 6, с. 14./. При этом движение в продольном (маршевом) направлении обеспечивают кормовой винт, установленный в насадке с возможностью поворота относительно вертикальной оси, и два боковых винта в составе бортовых колонок, установленных с возможностью поворота относительно горизонтальной оси для создания дополнительного упора в продольном направлении и вертикального перемещения, причем движение такого ПА в поперечном (лаговом) направлении практически не обеспечено. Изменение дифферента производится путем смещения центра тяжести ПА за счет перемещения жидкости (ртуть) между цистернами дифферентной системы, установленными в носу и корме ПА. Аварийное всплытие ПА может быть обеспечено, в частности, путем сброса ртути, размещенной в емкостях. Недостатки известных ПА заключается в их ограниченной маневренности, а также в возможной угрозе экологической безопасности эксплуатации в аварийных условиях. Известны ПА, для обеспечения движения и маневрирования которых в пространстве их ДРК содержит систему движителей, размещенных определенным образом, обеспечивающую при согласованной работе элементов ДРК перемещение ПА в любом направлении (т.е. одновременно по трем ортогональным направлениям) с учетом величин крена и дифферента ПА. Известен ПА ВМФ РФ, в частности, по рабочему проекту 1839 /Альманах "Тайфун" 1999, N 3, с. 23/, ДРК которого включает следующие движители - один кормовой винт, установленный в поворотной насадке, для обеспечения движения в продольном направлении, два бортовых винта, установленных в вертикальных трубах, для обеспечения вертикального перемещения, и по одному винту в носу и корме, размещенных в поперечных горизонтальных трубах, для обеспечения движения лагом. При этом каждый из винтов обеспечивает движение в направлении какой-либо пространственной оси, а для достижения максимальной скорости перемещения в любом направлении и маневренности ПА необходимо, чтобы каждый из симметричных движителей обеспечивал не менее 50 процентов величины упора в соответствующем направлении. Управление перемещением ПА предусматривает работу движителей с учетом дифферента судна, изменение которого осуществляется также смещением центра тяжести судна при перемещении балласта между цистернами, установленными в носу и корме. Недостатком известного ПА являются значительные массогабаритные характеристики систем движительно-рулевой и дифферентной, а также возможность загрязнения окружающей среды в результате аварийного сброса балласта, например ртути из ртутно-масляной дифферентной системы. Известен ПА США "Deep Quest" /N.Gierschner. Tauchboote, Tauchferzenge fus alles welt. Berlin, 1980, S. 205/, включающий легкий корпус, размещенные в нем ДРК и дифферентную систему с балластом, связанные с устройством управления движением, размещенные в прочном корпусе. В состав ДРК входят движители, установленные в легком корпусе вдоль каждой из пространственных ортогональных осей, а именно два кормовых маршевых винта, установленных в насадках, два винта - по одному и в носу, и в корме ПА - установленных в трубах, для движения в вертикальном направлении, один водометный движитель, установленный в средней части ПА с горизонтальным выбросом струи для движения в поперечном (лаговом) направлении. Дифферентная система включает носовую и кормовую цистерны, перегонка жидкости (ртути) между которыми по трубопроводу создает дифферентующий момент, при этом для обеспечения всплытия ПА в аварийной ситуации предусмотрена возможность сливания ртути, используемой в качестве балласта. Кроме того, на ПА установлены специальные опорные устройства для постановки на грунт или иное основание. Недостатком известного ПА являются неудовлетворительные эксплуатационные характеристики, обусловленные значительными массогабаритными характеристиками системы движителей, которые ограничивают маневренность и увеличивают инерционность ПА, а также возможностью вредного экологического воздействия балласта. Известный подводный аппарат, включающий легкий корпус, размещенные в нем движительно-рулевой комплекс в составе двух кормовых маршевых винтов в насадках, двух бортовых винтов вертикального движения, размещенных в трубах, центрального кормового и носового винтов поперечного движения, дифферентную систему с балластом, связанные с устройством управления движением, размещенным в прочном корпусе, а также опорное устройство, выбран в качестве ближайшего аналога заявляемого ПА. Из практики использования ПА известно, что маршевые движители работают около 80-90 процентов общего времени работы ДРК под водой, вертикальные - 5-10 процентов, а лаговые - менее 5 процентов от общего времени. Но при этом масса лагового и вертикального движителей составляет около половины от всей массы маршевого комплекса. Поэтому использование в составе ДРК стационарных движительных устройств, которые работают эпизодически, но имеют большую массу, увеличивает массогабаритные характеристики ПА в целом, что приводит к ограниченной маневренности ПА вследствие его большой инерционности. В экономическом отношении это приводит к увеличению затрат на эксплуатацию ПА, что снижает эффективность их практического использования. Задача изобретения состоит в улучшении эксплуатационных характеристик и эффективности использования подводных аппаратов. Задача решена тем, что в известном подводном аппарате, включающем легкий корпус, размещенные в нем движительно-рулевой комплекс в составе двух кормовых маршевых винтов в насадках, двух бортовых винтов вертикального движения, размещенных в трубах, центральных кормового и носового винтов поперечного движения, дифферентную систему с балластом, связанные с устройством управления движением, размещенным в прочном корпусе, а также опорное устройство, в соответствии с изобретением кормовые маршевые винты и центральный кормовой винт поперечного движения установлены на колонках, причем колонка центрального кормового винта выполнена с возможностью поворота в горизонтальной плоскости в диапазоне углов
Формула изобретения
1. Подводный аппарат, включающий легкий корпус, размещенные в нем движительно-рулевой комплекс в составе двух кормовых маршевых винтов в насадках, двух бортовых винтов вертикального движения, размещенных в трубах, центральных кормового и носового винтов поперечного движения, дифферентную систему с балластом, связанные с устройством управления движением, размещенным в прочном корпусе, а также опорное устройство, отличающийся тем, что кормовые маршевые винты и центральный кормовой винт поперечного движения установлены на колонках, причем колонки кормовых маршевых винтов установлены с возможностью поворота в вертикальной плоскости, а колонка центрального кормового винта установлена с возможностью поворота в горизонтальной плоскости в диапазоне углов
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2