Способ строительства трубопроводов
Изобретение относится к области строительства магистральных трубопроводов (МТ), транспортирующих газ или нефть, а также может быть использовано при реконструкции действующих МТ способом повторного строительства заменяемых дефектных участков МТ. Незасыпанный и без пригрузов трубопроводов испытывают давлением Рисп снижают и выдерживают его в процессе балластировки и засыпки испытуемого участка, затем поднимают давление до Рисп и снова выдерживают при этом давлении. Дана математическая зависимость давления в трубопроводе от геометрии трубопровода, материала, из которого он изготовлен, и условий работы трубопровода. Задачей изобретения является повышение эксплуатационной надежности МТ путем снижения напряжений в стенках трубы при балластировке и засыпке грунтом. 1 ил.
Изобретение относится к области строительства магистральных трубопроводов (МТ), транспортирующих газ или нефть, а также при реконструкции действующих МТ способом повторного строительства заменяемых дефектных участков МТ.
Известен "Способ строительства трубопроводов для транспортировки нефти и/или жидких нефтепродуктов, и/или газоконденсатов" (см. патент N 2065116, МПК 6 F 16 L 1/00, опубл. 10.08.96). Вышеприведенный способ строительства включает 93 отличительных признака, пункт 93 которого гласит о том, что обратную засыпку обнаженных участков осуществляют этапами, причем на первом этапе трубопровод засыпают слоем грунта 0,3-0,5 м над верхней образующей с оставлением стыков и запорной арматуры незасыпленными, после чего проводят испытания трубопровода на герметичность и прочность, а за тем осуществляют остальную часть обратной засыпки с послойным уплотнением ее и проводят повторные испытания трубопровода. Данный способ имеет следующие недостатки: 1. Для протяженных трасс МТ двухэтапная засыпка увеличивает срок испытаний и соответствующие затраты на их проведение. 2. При засыпке тонкостенных трубопроводов в стенках трубы возникают напряжения изгиба, действующие в том же направлении, что и кольцевые эксплуатационные напряжения от внутреннего давления, которые накладываются на изгибные напряжения, увеличивая вероятность появления продольных трещин в дефектных зонах стенок труб. Наиболее близким к предлагаемому способу, взятому в качестве прототипа, является способ сооружения МТ на стадии засыпки и гидравлических испытаний участка МТ (см. Бородавкин П.П., Березин В.Л. Сооружение магистральных трубопроводов. М.: Недра, 1987, с. 346-367). Приведенный выше способ включает следующие стадии строительства: 1. Укладывают изолированную плеть магистрального трубопровода в подготовленную траншею; 2. Устанавливают на изолированную плеть МТ утяжеляющие грузы: 3. Засыпают траншею грунтом с помощью бульдозера или экскаватора; 4. Очищают внутреннюю полость МТ воздухом или водой; 5. Заполняют полость магистрального трубопровода (МТ) испытательной средой (воздухом или водой); 6. Проводят испытание на прочность путем подъема и выдержки давления выше рабочего на 10-50%; 7. Проверяют герметичность участка МТ при рабочем давлении; 8. Освобождают участок МТ от воздуха или воды. Участки высших категорий (1 и "В" по СНиП 2.05-06-85) в отличие от проведенной последовательности операций испытывают до засыпки труб, а подводные переходы - дважды до укладки и после засыпки. Недостатком известного прототипа является то, что:1. Установка утяжеляющих пригрузов и последующая засыпка грунтом, особенно с помощью бульдозера, создают в стенках труб высокие напряжения за счет овализации поперечного сечения трубы; этот отрицательный эффект увеличивается под динамическим воздействием падающего массива грунта, который дополнительно искажает форму сечения трубы, в результате чего фиксируется повышенный начальный уровень кольцевых напряжений;
2. Последующее испытательное давление накладывает кольцевые напряжения в растянутых при засыпке зонах стенок трубы, что увеличивает риск возникновения продольных трещиноподобных дефектов еще до эксплуатации МТ;
3. При эксплуатации стенки трубы в значительной мере сохраняют начальное напряжение состояния, которое с эксплуатационными напряжениями от внутреннего давления дают суммарный уровень, опасный для эксплуатации, особенно в зонах стенки труб, имеющих заводские дефекты или начальные трещиноподобные дефекты продольного направления (царапины, микротрещины, задиры и т.д.). Эти дефекты склонны развиваться, особенно в коррозионно-активных грунтах на фоне высоких кольцевых напряжений по механизму коррозионного растрескивания под напряжением;
4. При засыпке крупные и твердые фрагменты грунта могут образовать при падении на поверхность трубы вмятины, снижающие эксплуатационную надежность трубопровода за счет местной пластической деформации металла. Задачей изобретения является повышение эксплуатационной надежности МТ путем снижения напряжений в стенках трубы при балластировке и засыпке грунтом. Поставленная задача решается тем, что в известном способе строительства МТ, включающем укладку изолированного трубопровода в траншею, установку утяжеляющих грузов на трубопровод, засыпку траншеи и трубопровода грунтом, очистку внутренней полости МТ, заполнение полости водой, испытание на прочность давлением Pисп, при этом испытание на прочность проводят в три последовательные стадии, вторую из которых совмещают с установкой утяжеляющих грузов и засыпкой грунтом, а давление устанавливают в соответствии с зависимостью:

где Р0 - давление жидкости при испытаниях на второй стадии:


Dн - наружный диаметр трубы, мм;

R2н - нормативный предел текучести стали, МПа;
m, Кн - коэффициенты условий работы и надежности по материалу;


На первом этапе (I) незасыпанный без пригрузов трубопровод испытывают давлением Pисп.. На втором этапе (II) давление Pисп снижают в соответствии с математической формулой до величины P0 и выдерживают его до полной балластировки и засыпки испытуемого участка, затем поднимают давление до Pисп и снова выдерживают при этом давлении (III этап). Эффект предлагаемого способа в сравнении с прототипом отчетливо виден на приведенном ниже примере. Пример 1. Необходимо построить участок III категории трубопровода



где N - сосредоточенная сила, H;
R - радиус кольца, м;
n - порядковый член ряда;
P0 - внутреннее давление жидкости, Н/м;
EY - изгибная жесткость сечения кольца, H/м2. Если внутреннее давление отсутствует, т.е. P0 = 0, то формула, выражающая величину Мmax в тех же точках, упрощается и имеет вид

Отношение моментов по формулам (1), (2) в виде коэффициента К

выражает эффект внутреннего давления жидкости, препятствующего смятию оболочки внешними силами. Вводя очевидные выражения R = Dн/2 (Dн - наружный диаметр кольца),


Преобразуем (3), вычислив 10 членов ряда для выбранного отношения Dн/




откуда давление P0 равно:
P0 = 1,22 (1/K -2,2)
Чтобы перейти на другие размеры сечений труб Dн1




Коэффициент К в формуле (6) определяется из выражения

где m - коэффициент условий работы;
Кн - коэффициент надежности по назначению;
R2н - нормативный предел текучести материала, МПа;




Если К






По формуле (8) находим К = 0,9/0,9

Определяем



Чем ниже относительная толщина стенки трубы

Формула изобретения
Po = 1,22



где Pо - давление жидкости при испытаниях на второй стадии;


Dн - наружный диаметр трубы, мм;

R2н - нормативный предел текучести стали, МПа;
m, Kн - коэффициенты условий работы и надежности по материалу;


РИСУНКИ
Рисунок 1