Причальная набережная

 

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, а именно к причальным набережным в районах Крайнего Севера. Набережная состоит из анкерного устройства, соединенного с подпорной стенкой, в которую входят заглубленные в грунтовое основание термосваи и железобетонные плиты, перекрывающие расстояния между термосваями и установленные друг на друге с прислонением со стороны грунтовой засыпки к термосваям. Корпус каждой термосваи выполнен из металлических труб: наружной и внутренней, с заполнением бетонной смесью кольцевого зазора между этими трубами. Длина внутренней трубы превышает длину наружной трубы, а ее концы образуют консоли: надземную и подземную. В состав бетонной смеси на надземном и подземном участках термосваи включена металлическая стружка, а на участке, где термосвая длительное время соприкасается с водой, включен керамзит. Изобретение обеспечивает повышение несущей способности и надежности причальной набережной. 4 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к причальным набережным в районах Крайнего Севера.

Известна причальная набережная, включающая тонкую стенку с несущими термосваями, при этом верхняя часть корпуса каждой термосваи соприкасается непосредственно с атмосферой, его нижняя часть заглублена в замороженное грунтовое основание, а на средней части корпуса, на участке его длительного соприкосновения с водой выполнено теплоизоляционное покрытие (авторское свидетельство СССР N 1092234, Кл. E 02 B 3/06, 1984).

Известная набережная недостаточно надежна. Действительно, надежность известной набережной в существенной мере зависит от качества замораживания грунта основания термосваями, которые функционируют только зимой за счет вертикального перемещения в ее трубчатом корпусе хладагента, осуществляющего теплообмен между холодным атмосферным воздухом и более теплым грунтом основания. Для обеспечения интенсивности такого теплообмена обычно корпус термосваи выполняется в виде металлической трубы, диаметр и толщину стенки которой в целях экономии хладагента и металла ограничивают. Однако это входит в противоречие с тем, что корпус термосваи одновременно является несущей конструкцией, работающей на изгиб. К тому же в известной набережной теплоизоляционный слой не включен в работу несущей термосваи и не защищен от льда, а сама набережная обладает низкой ремонтопригодностью из-за того, что не представляется возможным осуществлять работы на корпусе термосваи с применением сварки и газорезки без удаления из полости хладагента (керосина).

Технический результат от использования изобретения заключается в повышении надежности набережной за счет повышения несущей способности корпуса термосваи, защиты теплоизоляционного слоя от воздействия льда и повышения ремонтопригодности набережной.

Этот технический результат достигается тем, что в причальной набережной, включающей тонкую стенку с несущими термосваями, при этом верхняя часть корпуса каждой термосваи соприкасается непосредственно с атмосферой, средняя часть корпуса на участке его длительного соприкосновения с водой снабжена теплоизоляционным слоем, а его нижняя часть заглублена в замороженное грунтовое основание, согласно изобретению теплоизоляционный слой включен в тело корпуса термосваи, выполненного формованием бетонной смеси вокруг металлической трубы, образующей внутри термосваи полость, причем в состав бетонной смеси, взятой для формования корпуса в верхней и в нижней частях термосваи, включен металлосодержащий заполнитель. Кроме того, теплоизоляционный слой термосваи выполнен в виде теплоизоляционного покрытия ее металлической трубы, длина которой превышает бетонную часть корпуса термосваи и за пределами этой бетонной части металлическая труба своими концами образует консоли, длина каждой из которых определена расчетом на достаточность ее несущей способности. Целесообразно корпус термосваи снабдить наружной оболочкой из металла, а в состав бетонной смеси, взятой для формования корпуса в средней части термосваи, включить пористый заполнитель. Целесообразно также в качестве металлосодержащего заполнителя бетонной смеси применить металлическую стружку.

Сущность технического решения заключается в том, что выполнение корпуса термосваи из бетона повышает его несущую способность, а включение в бетон металлосодержащего заполнителя повышает теплообмен между хладагентом термосваи и окружающей ее средой и прежде всего с холодным атмосферным воздухом. Одновременно с этим в средней по высоте части термосваи бетон корпуса защищает теплоизоляционный слой от льда, при этом сам бетон частично или полностью выполняет функции теплоизоляционного слоя.

Изобретение поясняется чертежом, где: на фиг. 1 изображена одноанкерная причальная набережная, поперечный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - безанкерная причальная набережная, поперечный разрез; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 3.

Набережная состоит из анкерного устройства 1, соединенного с подпорной стенкой, в которую входят заглубленные в грунтовый массив основания 2 на расстоянии друг от друга термосваи 3 и железобетонные плиты 4, перекрывающее расстояния между термосваями 3 и установленные друг на друге с прислонением их со стороны грунтовой засыпки 5 к термосваям 3 с возможностью вертикального перемещения. Корпус 6 каждой термосваи 3 выполнен из образующих коаксиальную пару металлических труб оболочкообразующей наружной 7 (фиг. 2) и полостеобразующей внутренней 8 с заполнением бетонной смесью кольцевого зазора 9 между трубами 7 и 8. Длина внутренней трубы 8 превышает длину наружной трубы 7, а ее концы образуют консоли: надземную 10 и подземную 11, длина каждой из которых определена расчетом на достаточность ее несущей способности.

В состав бетонной смеси, заполняющей кольцевой зазор 9, на участках термосваи 3: надземном a и подземном b включен металлосодержащий заполнитель в виде металлической стружки или других металлоотходов, а на участке c, где термосвая 3 длительное время соприкасается с водой (средняя часть длины термосваи), включен пористый заполнитель, например керамзит.

При высоте набережной H до 7-8 метров, особенно в случае вечномерзлого основания (фиг. 3), набережная выполняется безанкерной, а корпус 6 термосваи выполняется из армированного бетона и не содержит наружной трубы 7, при этот его полостеобразующая внутренняя труба 8 на среднем участке c термосваи 3 покрыта теплоизоляционным слоем, например, в виде асбестоцементной трубы 12 (фиг. 4), включенной в тело корпуса 6 термосваи 3, а расстояние между термосваями 3 перекрыто стенкой 13 из деревянного бруса.

На фиг. 3 обозначены дополнительными позициями: 14 - акватория; 15, 16 и 17 - уровни воды в акватории соответственно зимний, летний, максимальный; 18 и 19 - положение нулевой изотермы в эксплуатационный период на момент окончания теплого периода года в случае основания соответственно талого и вечномерзлого.

Набережная работает следующим образом.

От действия бокового давления грунта на подпорную стенку в корпусе 6 термосваи 3 возникает изгибающий момент, величина которого изменяется по высоте термосваи и достигает своего наибольшего значения в пролете и месте крепления анкера 1 у анкерной набережной (фиг. 1) и в нижней (заглубленной) части термосваи у безанкерной набережной (фиг. 3). Такое силовое воздействие воспринимается несущей термосваей 3, корпус 6 которой в поперечном сечении существенно увеличен за счет бетона и наружной металлической трубы 7 у анкерной набережной (фиг. 1) и за счет армированного бетона и асбестовой трубы 12 у безанкерной набережной (фиг. 3).

Надземный металлонасыщенный участок a корпуса 6 термосваи 3 соприкасается кратковременно с весенней водой, имеющей околонулевую температуру, а на участке c хладагент термосваи теплоизолирован от летней воды, поэтому растепление основания 2 в летнее время не происходит. В зимнее же время консольные части 10 и 11 внутренней трубы 8 и металлонасыщенный бетонный корпус 6 на участках a и b термосваи 3 обеспечивают эффективную работу термосваи 3 по замораживанию грунтового основания 2. В результате последнего высокопрочный корпус 6 термосваи 3 качественно заделывается в мерзлый грунт основания 2, что увеличивает несущую способность термосваи 3, а следовательно, и повышает надежность набережной. Дополнительно хладагент термосваи 3 отделен от среды слоем бетона, что позволяет при ремонте набережной осуществлять работы на корпусе термосваи с применением сварки и газорезки без удаления из полости хладагента.

Формула изобретения

1. Причальная набережная, включающая тонкую стенку с несущими термосваями, при этом верхняя часть корпуса каждой термосваи соприкасается непосредственно с атмосферой, средняя часть корпуса на участке его длительного соприкосновения с водой снабжена теплоизоляционным слоем, а его нижняя часть заглублена в замороженное грунтовое основание, отличающаяся тем, что теплоизоляционный слой включен в тело корпуса термосваи, выполненного формованием бетонной смеси вокруг металлической трубы, образующей внутри термосваи продольную полость, причем в состав бетонной смеси, взятой для формирования корпуса в верхней и в нижней частях термосваи, включен металлосодержащий заполнитель.

2. Причальная набережная по п.1, отличающаяся тем, что теплоизоляционный слой выполнен в виде теплоизоляционного покрытия полостеобразующей металлической трубы термосваи.

3. Причальная набережная по п.1, отличающаяся тем, что длина полостеобразующей металлической трубы термосваи превышает длину бетонной части корпуса термосваи и за пределами этой бетонной части своими концами образует консоли, длина каждой из которых определена расчетом на достаточность ее несущей способности.

4. Причальная набережная по п.1, отличающаяся тем, что корпус термосваи снабжен наружной оболочкой из металла, а в состав бетонной смеси, взятой для формования корпуса в средней части термосваи, включен пористый заполнитель.

5. Причальная набережная по п.1, отличающаяся тем, что в качестве металлосодержащего заполнителя бетонной смеси применена металлическая стружка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства, а именно к вопросу обеспечения устойчивости подпорных стенок, создаваемых на мягких грунтах

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и предназначено для снижения воздействия волн на прибрежную морскую зону с размещенными на ней народнохозяйственными объектами
Изобретение относится к гидротехнике и предназначено для снижения воздействия волн при шторме или цунами на народнохозяйственные объекты в прибрежной зоне

Изобретение относится к гидротехническому строительству и предназначено для использования на гидротехнических сооружениях, размещенных в сейсмических районах

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и может быть использовано при строительстве причалов, набережных, перемычек и островов в морских и речных условиях, а также при воздействии подпорных стенок в промышленном и гражданском строительстве
Изобретение относится к снижению воздействия наводнения, возникающего из-за паводка, интенсивных осадков или потепления в горных районах
Изобретение относится к гидротехнике, а именно к способам защиты объектов народного хозяйства от штормовых волн
Изобретение относится к гидротехнике, в частности к снижению воздействия штормовых волн на народнохозяйственные объекты

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к причальным набережным, возводимым преимущественно в районах Крайнего Севера

Изобретение относится к гидротехническому строительству и предназначено для защиты берегов водоемов от волновых воздействий

Изобретение относится к портовому гидротехническому строительству и может быть использовано для реконструкции причальных набережных типа заанкеренный больверк при увеличении расчетной глубины акватории и полезных нагрузок на прикордонной полосе, а также для стабилизации положения аварийных набережных и подпорных стенок

Изобретение относится к портовому гидротехническому строительству и может быть использовано в морских и речных портах при реконструкции причальных набережных с одновременным увеличением расчетной глубины у кордона

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и способам их возведения и может быть использовано при возведении берегоукрепительных конструкций

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и предназначено для строительства стенок причалов и набережных с использованием стальных трубчатых свай, а также для возведения подпорных стенок различного назначения

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к берегоукрепительным сооружениям береговой полосы акваторий рек, морей, озер, каналов и водохранилищ, включая сооружения набережных, причалов и т.п

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и предназначено для защиты акваторий, берегов и инженерных сооружений от волновых воздействий

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений и касается облицовок водоудерживающих сооружений

Волнолом // 2223359
Изобретение относится к гидротехническому строительству

Изобретение относится к гидротехническому, а также гражданскому и промышленному строительству, а именно к сооружениям, поддерживающим устойчивость насыпных берегов водоемов или других насыпных искусственных сооружений

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, а именно к погружаемым волноломам, и может быть использовано для защиты акватории на морях, озерах, водохранилищах и реках, а также берегов от волнового воздействия
Наверх