Соосно-струйная форсунка
Соосно-струйная форсунка содержит полый наконечник, соединяющий полость одного компонента с полостью камеры сгорания и втулку, охватывающую с кольцевым зазором наконечник и соединяющую полость другого компонента с полостью камеры сгорания. Внутренняя полость втулки выполнена профилированной в виде цилиндрических поверхностей различного диаметра и длины, образующих, по крайней мере, один кольцевой конфузор. Выходное сечение наконечника расположено от выходного сечение наконечника расположено от выходного сечения втулки на расстоянии, равном 0 - 1,3 внутреннего диаметра наконечника, а в наконечнике, перед кольцевым конфузором, на расстоянии, равном 1 - 4 диаметра наконечника от выходного сечения втулки, выполнены сквозные каналы, площадь которых меньше площади проходного сечения наконечника. Изобретение позволяет повысить экономичность работы камеры сгорания и удельного импульса тяги на номинальном режиме и на режимах дросселирования за счет обеспечения более качественного смесеобразования. 4 ил.
Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании регулируемых ракетных двигателей.
В настоящее время одной из основных проблем при создании жидкостных ракетных двигателей с изменяемой тягой является получение высокого значения удельного импульса на различных режимах работы двигателя. Регулирование тяги в таких двигателях производится изменением расхода компонентов топлива через форсунки смесительной головки. Уменьшение расхода жидкого компонента топлива приводит к квадратичному уменьшению перепада давления на форсунках, а газообразного - к линейному. При режиме, меньше номинального, изменение перепада давления на форсунках приводит к ухудшению условий смесеобразования, уменьшению полноты сгорания топлива, и, соответственно, потерям удельного импульса тяги. Кроме этого, на малых режимах работы двигателя, из-за низкого значения перепада давлений на форсунках, возникает неустойчивое горение в камере сгорания. Известна соосно-струйная форсунка, содержащая наконечник в виде полого цилиндра, соединяющего полость одного компонента с полостью камеры сгорания, втулку, охватывающую с кольцевым зазором наконечник и соединяющую полость другого компонента с полостью камеры сгорания, (В.Е. Алемасов и др., "Теория ракетных двигателей": Учебник студентов машиностроительных специальностей вузов, М. , Машиностроение, 1980, -533., ил., рис. 18.2, стр. 225 - 226 - прототип). В данной форсунке окислитель подается в камеру сгорания по осевому каналу внутри наконечника, а горючее - по кольцевому зазору между втулкой и наконечником. Такая схема подачи компонентов топлива не позволяет изменять расход компонентов через форсунку в широком диапазоне без значительного ухудшения качества смесеобразования, так как перепад давления на форсунках по жидкостной линии изменяется квадратично при изменении расхода. Уменьшение перепада приводит к ухудшению условий работы форсунки и возникновению низкочастотной неустойчивости. Кроме этого, на основном режиме данная схема подачи не обеспечивает качественного распыла компонентов, что приводит к уменьшению коэффициента полноты сгорания топлива и, соответственно, к потерям удельного импульса тяги. Задачей изобретения является повышение экономичности работы камеры сгорания и удельного импульса тяги на номинальном режиме и на режимах дросселирования за счет обеспечения более качественного смесеобразования. Поставленная задача достигается тем, что в предложенной соосно-струйной форсунке, содержащей наконечник в виде полого цилиндра, соединяющего полость одного компонента с полостью камеры сгорания, втулку, охватывающую с кольцевым зазором наконечник и соединяющую полость другого компонента с полостью камеры сгорания, внутренняя поверхность втулки выполнена профилированной в виде цилиндрических на поверхностей различного диаметра и длины, образующих, по крайней мере, один кольцевой конфузор, при этом выходное сечение наконечника расположено на расстоянии, равном (0...1,3) внутреннего диаметра наконечника от выходного сечения втулки, а в наконечнике, перед кольцевым конфузором, на расстоянии от выходного сечения втулки, равном (1...4) внутреннего диаметра наконечника, выполнены сквозные каналы, соединяющие полость наконечника и втулки, площадь которых меньше площади проходного сечения наконечника. Проведенный сравнительный анализ прототипа и других известных технических решений в данной области с предложенным техническим решением показал, что данная совокупность признаков в предложенном устройстве неизвестна и применена впервые. Таким образом, техническое решение соответствует критерию изобретения "Новизна". Сравнение с прототипом показало, что данное техническое решение превосходит достигнутый уровень техники за счет более полного перемешивания компонентов топлива и уменьшения характерного размера струи окислителя на номинальном режиме работы без значительного усложнения конструкции форсунки и смесительной головки, и сохранения качественного смесеобразования на малых режимах работы двигателя, за счет смешения большей, чем на номинальном режиме, части компонентов топлива внутри наконечника форсунки и не является очевидным для среднего специалиста в данной области. Таким образом, предложенное техническое решение соответствует критерию изобретения "Изобретательский уровень". Преимущества настоящего изобретения станут понятны из следующего детального описания примера его выполнения, представленного на чертежах, где на фиг. 1 показан осевой разрез предложенной форсунки, на фиг. 2 - разрез А-А - поперечный разрез соосно-струйной форсунки, на фиг. 3 - график зависимости перепада давлений (по линии жидкого компонента от расхода m этого компонента в зависимости от соотношения компонентов km в форсунке: P = f(m, km), на фиг. 4 - график зависимости перепада давлений по линиям обоих компонентов от расстояния l между выходными сечениями наконечника и втулки


Формула изобретения
Соосно-струйная форсунка, содержащая полый наконечник, соединяющий полость одного компонента с полостью камеры сгорания, втулку, охватывающую с кольцевым зазором наконечник и соединяющую полость другого компонента с полостью камеры сгорания, отличающаяся тем, что внутренняя полость втулки выполнена профилированной в виде цилиндрических поверхностей различного диаметра и длины, образующих, по крайней мере, один кольцевой конфузор, при этом выходное сечение наконечника расположено от выходного сечения втулки на расстоянии, равном 0 - 1,3 внутреннего диаметра наконечника, а в наконечнике, перед кольцевым конфузором, на расстоянии, равном 1 - 4 диаметра наконечника от выходного сечения втулки, выполнены сквозные каналы, площадь которых меньше площади проходного сечения наконечника.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4