Авиационная пассажирская автономная капсула спасения
Изобретение относится к средствам спасения. Спасательная капсула представляет собой часть пассажирского салона, выполненную в виде помещенного в цельный фюзеляж герметичного автономного отсека. Отсек включает парашют. Отсек снабжен, по крайней мере, двумя противоположно направленными ракетами, расположенными в его донной части. Парашют соединен с тросами, вторые концы которых, охватывая автономный отсек с боковых сторон, соединены с ракетами через распределительный механизм. Последний выполнен из трубы, соединенной с направляющими патрубками, и имеет храповик, выполненный с возможностью торможения тросов в сторону парашюта и пропускания в сторону ракет. Предложенная конструкция повысит безопасность пассажиров при аварийных ситуациях, а также снизит скорость спуска капсулы. 4 з.п.ф-лы, 11 ил.
Изобретение относится к средствам спасения пассажиров с летательного аппарата и может использоваться при создании перспективных самолетов - с повышенной безопасностью пассажиров.
Анализ авиационных катастроф показывает, что современный подход к вопросам безопасности пассажиров летательных аппаратов должен предполагать возможность их эвакуации с терпящего аварию летательного аппарата в диапазоне высот от нескольких десятков метров до нескольких километров, плавный спуск и мягкое приземление, обеспечение возможности их поиска и обнаружения, а также их жизнедеятельности до обнаружения спасателями. Известен патент (US N 4699336, кл. В 64 С 1/32, 244-140, 1987) на конструкцию самолета с отделяемым герметичным пассажирским отсеком, где самолет содержит устройство для выбрасывания пассажирского отсека из салона фюзеляжа главной секции, когда самолет находится в аварийной ситуации, и устройство для плавного спуска пассажирского отсека на землю. Недостатками данного технического решения является ослабление жесткости конструкции самолета, относительная длительность операций по эвакуации и необходимость их механического осуществления, что, как правило, в реальных аварийных ситуациях невыполнимо. Известен патент (US N 4821984, кл. В 64 D 25/00, 25/08, 244-141, 1989) на конструкцию спасательной камеры телескопического типа для пассажирского самолета, которая содержит несколько сегментов, образующих ее стенки. При угрозе аварии сегменты телескопически смещаются один относительно другого и в выдвинутом положении образуют закрытую камеру. Недостатком данного технического решения является практическая невозможность его использования. Создав конструкцию спасательной камеры, не предложили реальный способ ее эвакуации из аварийного самолета. Известно техническое решение, в котором изменения тормозного усилия при взаимодействии массы воздушного потока с парашютом проводятся путем изменения его площади путем изменения длины строп (патент Англия N 1060301, кл. В 64 D 17/80, 1967). Основным недостатком можно считать то, что развиваемое парашютом аэродинамическое сопротивление ограничивается площадью парашюта, что делает известный способ малоэффективным. Цель настоящего изобретения - расширить диапазон аварийных ситуаций летательного аппарата, при которых становятся реальными спасение пассажиров и грузов и возможность уменьшения скорости спуска спасательной капсулы до минимальной за счет усиления взаимодействия парашюта с набегающим потоком воздушной массы перед касанием капсулы с поверхностью посадки. Поставленная цель достигается тем, что спасательная капсула, используемая в летательных аппаратах с цельным фюзеляжем, представляет собой часть пассажирского салона, выполненную в виде помещенного в фюзеляж автономного отсека, который включает парашют и по крайней мере две противоположно направленные ракеты, расположенные в его донной части. Парашют соединен с тросами, вторые концы которых, охватывая автономный отсек с боковых сторон, соединены с ракетами через распределительный механизм. Распределительный механизм выполнен с возможностью торможения тросов в сторону парашюта и пропускания в сторону ракет. При полете ракет вверх происходят выборка тросов, вызывающая увеличение скорости движения и тормозного усилия парашюта, выталкивание вверх и торможение автономного отсека. Автономный отсек помещается в фюзеляж летательного аппарата по горизонтальным направляющим. Один или несколько автономных отсеков выполнены с сопрягаемыми дверными проемами с возможностью их принудительного герметичного закрытия и водонепроницаемости и образуют пассажирский салон. Стволы ракет, расположенных в донной части автономного отсека, выполнены съемными. Автономный отсек содержит ракетные двигатели мягкой посадки. В соответствии с вышеизложенным в качестве средств по эвакуации пассажиров с аварийного самолета предлагаются размещаемые в его фюзеляже, как части пассажирского салона, автономные отсеки, которые после отделения от самолета способны осуществить спуск и мягкую посадку. В связи с их новым функциональным назначением и конструкцией автономный отсек предлагается назвать - авиационная пассажирская автономная капсула спасения (АПАКС). На фиг. 1 изображена схема общего вида самолета без крыльев; на фиг. 2 - схема разреза фюзеляжа по 2-2; на фиг. 3 - схема разреза фюзеляжа по 3-3; на фиг. 4 - проекции капсулы; на фиг. 5 - схема разреза капсулы по 5-5; на фиг. 6 - проекции распределительного механизма; на фиг. 7 - схема донной части капсулы; На фиг. 8 - схема капсулы с раскрытым парашютом; на фиг. 9 - схема завершения спуска капсулы; на фиг. 10 - проекции капсулы с двигателями посадки;на фиг. 11 - схема завершения спуска капсулы с включенными двигателями мягкой посадки. Фюзеляж летательного аппарата 1 выполнен цельным (корпус фюзеляжа 3). В фюзеляже (фиг. 1-3) расположена по крайней мере одна авиационная пассажирская автономная капсула спасения 2 (далее капсула), выполненная в виде герметичного автономного отсека (при закрытых дверных проемах) пассажирского салона с расположенными в ней пассажирскими креслами 4, верхними отделениями для багажа 5 и другой атрибутикой пассажирского салона, иллюминаторами 9, сопряженными с иллюминаторами фюзеляжа. Стенки капсулы 2 выполнены теплоизолированными и силовыми. Капсула может быть снабжена системой освещения и кондиционирования, работающей от автономной системы энергообеспечения после отделения капсулы от фюзеляжа. Одна или несколько капсул составляют пассажирский салон летательного аппарата. Между собой они соединяются сопрягаемыми дверными проемами 12, а с корпусом и силовыми балками 10 пола фюзеляжа через горизонтальные направляющие 6, которые расположены вдоль внутренней поверхности корпуса и пола фюзеляжа и определяют положение капсулы, закрепляют их, обеспечивают жесткость конструкции "капсула - фюзеляж". Капсулы размещают (вставляют) в фюзеляже самолета еще во время его постройки. Направляющие 6 капсулы установлены в ответных направляющих корпуса 3 фюзеляжа в строго горизонтальном направлении, и поэтому они не будут при аварийной эвакуации капсулы препятствовать и задерживать отделение от нее частей разрезанной обшивки фюзеляжа набегающим встречным потоком воздуха. Капсула располагается на силовых балках 10 фюзеляжа, которые крепятся к корпусу 3 фюзеляжа стойками 11. В верхней части капсулы размещается камера 26 с откидным люком 8, в которой размещен парашют 7 (фиг. 2-4). В донной части 15 капсулы (фиг. 5, 7) в направляющих стволах 24 размещены ракеты 21 (головная часть 22 ракеты, хвостовая часть 23), направленные в строго противоположных направлениях. Направляющие стволы 24 направлены под углом


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11