Парусное судно
Изобретение относится к судостроению и касается усовершенствования парусных судов. Судно имеет водоизмещающие поплавки и шарнирно закрепленную на палубе мачту. Жесткие связи поплавков шарнирно присоединены к плавучему корпусу судна с рулевым устройством. Мачта имеет гибкие связи с корпусом судна. Обводы внешней стороны поплавков вписаны в типовые обводы однокорпусного судна. Форма внутренней стороны поплавков совпадает с формой надводной части бортов корпуса судна по плоскостям сопряжения. Плоскости расположены симметрично под одинаковыми углами относительно диаметральной плоскости судна, кроме углублений, профилированных по продольно сложенным рычагам. Шарнирные параллелограммы образованы между рычагами и между бортами. Носовые рычаги имеют окончания с упругими амортизаторами. Амортизаторы закреплены на корпусе судна. Окончания носовых рычагов связаны с вантами противоположного борта корпуса гибкими тросами. Тросы проходят через роликовые блоки вантпутерсов. Соединение гибкого троса с вантами через цилиндрическую пружину может быть связано с обоймой роликового блока вантпутерса. Планетарные редукторы могут крепить кормовые рычаги к корпусу судна. Редукторы целесообразно оборудовать ручным приводом с фиксаторами углового положения кормовых рычагов. Предохранительная сетка может быть натянута между параллельными рычагами и корпусом с поплавками. Угол наклона осей шарниров параллельных рычагов может равняться углу наклона плоскости сопряжения, противоположной наклонной части надводного борта судна. Технический результат реализации изобретения состоит в повышении эксплуатационных характеристик судна. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при постройке и модернизации спортивных и туристических парусных яхт и шверботов.
Известно парусное судно, содержащее водоизмещающие поплавки с мачтой, жесткие связи которых шарнирно в диаметральной плоскости присоединены к плавучей обитаемой подвеске с рулевым устройством так, что позволяет полностью освободить подвеску от кренящих моментов ветровой нагрузки [1]. Недостатком такой конструкции парусного судна является значительное увеличение смоченной поверхности и лобового сопротивления движению судна за счет одновременного контакта с водой обоих поплавков, корпуса обитаемой подвески и элементов жестких связей, что при слабом ветре ухудшает ходовые качества такого судна по сравнению с однокорпусными конструкциями. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является многокорпусное парусное судно с шарнирно закрепленной на палубе мачтой. Обитаемая подвеска выполнена из двух соединенных между собой обтекаемых корпусов меньших размерений относительно внешних водоизмещающих поплавков. Поплавки в кормовой части оборудованы рулями поворота, а жесткие связи поплавков размещены в надводной части судна и связаны с подвеской [2]. Этому судну также присущи вышеуказанные недостатки, обусловленные большой смоченной поверхностью, а также специфические недостатки многокорпусных судов, главным из которых является невозможность самостоятельного выхода из оверкиля, то есть полного опрокидывания судна вниз мачтой, тогда как однокорпусные суда за счет собственного веса киля или команды успешно справляются с этой проблемой без посторонней помощи. Технической задачей изобретения является повышение комфортабельности, мореходности и безопасности парусного судна. Поставленная задача решена в предлагаемом парусном судне, содержащем водоизмещающие поплавки, жесткие связи которых шарнирно присоединены к плавучему обитаемому корпусу судна с рулевым устройством, и шарнирно закрепленную на палубе мачту, снабженную гибкими связями с корпусом судна. В отличие от прототипа обводы внешней стороны поплавков вписываются в типовые обводы однокорпусного судна, а форма внутренней стороны поплавков совпадает с формой надводной части бортов корпуса судна по плоскостям сопряжения, расположенным симметрично под одинаковыми углами относительно диаметральной плоскости судна, кроме углублений, профилированных по продольно сложенным рычагам. Жесткие связи поплавков с корпусом судна выполнены в виде параллельных рычагов и тросовых растяжек, образующих между собой и бортами шарнирные параллелограммы. Носовые рычаги имеют окончания, снабженные упругими амортизаторами, закрепленными на корпусе судна, и связанные гибкими тросами, проходящими через роликовые блоки вантпутерсов, с вантами противоположного борта корпуса судна. При этом угол наклона осей шарниров параллельных рычагов совпадают с углом наклона плоскости сопряжения, противоположной наклонной части надводного борта судна. Соединение гибкого троса с вантами через цилиндрическую пружину связано с обоймой роликового блока, установленного на вантпутерсе. В предлагаемом судне кормовые рычаги поплавков крепятся к корпусу судна при помощи планетарных редукторов, оборудованных ручным приводом с фиксаторами углового положения этих рычагов. Между параллельными рычагами и корпусом с поплавками натянута предохранительная сетка, плетение которой ориентировано вдоль и поперек продольной оси корпуса судна. Сущность изобретения поясняется фигурой 1, на которой показана горизонтальная проекция судна, фиг. 2 - разрез по мидель-шпангоуту, фиг. 3 - вариант выполнения упругих связей вант мачты с корпусом судна. Предлагаемое судно состоит из двух бортовых поплавков 1 и 2, присоединенных к плавучему обитаемому корпусу судна 3 при помощи носовых 4 и кормовых 5 трубчатых рычагов, шарнирно закрепленных на корпусе и поплавках так, что они образуют между собой шарнирный параллелограмм. При этом оси вращения шарниров рычагов 4 и 5 наклонены к диаметральной плоскости судна под углом




Формула изобретения
1. Парусное судно, содержащее водоизмещающие поплавки, жесткие связи которых шарнирно присоединены к плавучему обитаемому корпусу судна с рулевым устройством, и шарнирно закрепленную на палубе мачту, снабженную гибкими связями с корпусом судна, отличающееся тем, что обводы внешней стороны поплавков вписываются в типовые обводы однокорпусного судна, а форма внутренней стороны поплавков совпадает с формой надводной части бортов корпуса судна по плоскостям сопряжения, расположенным симметрично под одинаковыми углами относительно диаметральной плоскости судна, кроме углублений, профилированных по продольно сложенным рычагам, образующим между собой и бортами шарнирные параллелограммы, у которых носовые рычаги имеют окончания, снабженные упругими амортизаторами, закрепленными на корпусе судна, и связанные гибкими тросами, проходящими через роликовые блоки вантпутерсов, с вантами противоположного борта корпуса судна. 2. Судно по п.1, отличающееся тем, что соединение гибкого троса с вантами через цилиндрическую пружину связано с обоймой роликового блока, установленного на вантпутерсе. 3. Судно по п.1, отличающееся тем, что кормовые рычаги крепятся к корпусу судна при помощи планетарных редукторов, оборудованных ручным приводом с фиксаторами углового положения этих рычагов. 4. Судно по п.1, отличающееся тем, что между параллельными рычагами и корпусом с поплавками натянута предохранительная сетка, плетение которой ориентировано вдоль и поперек продольной оси корпуса судна. 5. Судно по п.1, отличающееся тем, что угол наклона осей шарниров параллельных рычагов совпадает с углом наклона плоскости сопряжения, противоположной наклонной части надводного борта судна.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3