Способ разрушения ледяного покрова
Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Под ледяным покровом дополнительно создают гидравлический удар по льду снизу посредством торможения подводного судна и отклонения масс воды попутного потока в направлении к ледяному покрову в район вершины изгибно-гравитационной волны. Отклоняют массы воды попутного потока при помощи пластин, установленных в верхней кормовой части судна. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. 1 ил.
Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду.
Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), возбуждаемыми подводным судном (Козин В.М., Онищук А.В. Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна. ПМТФ. - Новосибирск: Наука, 1994. - N 2, с. 78-81), в котором предлагается разрушать ледяной покров подводным судном путем возбуждения изгибно-гравитационных волн при его движении с разонансной скоростью Uр, т.е. со скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых ИГВ максимальна. Недостатком способа является невозможность увеличения амплитуды ИГВ, т. е. ледоразрушающей способности судна, при его движении с резонансной скоростью. Сущность изобретения заключается в разработке способа увеличения амплитуды ИГВ. Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда подводным судном. Существенные признаки, характеризующие изобретение: oграничительные: ледяной покров разрушается подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении; oтличительные: под ледяным покровом дополнительно создают гидравлический удар по льду снизу посредством торможения подводного судна и отклонения масс воды попутного потока в направлении к ледяному покрову в район вершины изгибно-гравитационной волны, причем отклоняют массы воды попутного потока при помощи пластин, установленных в верхней кормовой части судна. Известно (Войткунский Я.И. Сопротивление воды движению судов.- Л.: Судостроение. - 1988. - 288 с. ), что при движении тела в жидкости за ним вследствие вязкостных свойств жидкости и из-за отрыва пограничного слоя образуется попутный поток, т.е. струя поступательно движущейся за телом жидкости. Скорость в этом потоке в районе кормовой оконечности тела примерно равна скорости тела. Если тело, т.е. подводное судно, резко затормозить, то попутный поток, продолжая свое поступательное движение по инерции, встретит на своем пути препятствие в виде остановившегося судна. Это приведет к скачкообразному уменьшению скорости попутного потока и, как известно из курса гидравлики (см. Башта Т.М. и др. Гидравлика, гидромашины и гидропроводы.- М. : Машиностроение. - 1982. - 424 с.), - к гидроудару, т.е. резкому повышению давления в районе кормы судна. Наложение этого давления на давление на нижнюю поверхность ледяного покрова от волновых колебаний воды приведет к увеличению деформаций льда, т.е. амплитуды ИГВ. В результате ледоразрушающая способность судна возрастет. Однако при торможении судна только часть кинетической энергии попутного потока превратится в потенциальную энергию повышенного давления, т.к. при его столкновении с судном массы воды продолжат по инерции свое поступательное движение с уменьшенной скоростью, обтекая корпус судна. Если эти массы воды попутного потока отклонить, направив их в сторону ледяного покрова, то это вызовет дополнительное повышение давления, т. к. образовавшийся скоростной поток, встретив на своем пути препятствие в виде ледяного покрова, также затормозится. Таким образом мощность суммарного гидроудара возрастет, что повысит эффективность разрушения льда подводным судном. Способ осуществляется следующим образом. Под ледяным покровом на заданном заглублении начинают перемещать подводное судно со скоростью


Формула изобретения
Способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении, отличающийся тем, что под ледяным покровом дополнительно создают гидравлический удар по льду снизу посредством торможения подводного судна и отклонения масс воды попутного потока в направлении к ледяному покрову в район вершины изгибно-гравитационной волны, причем отклоняют массы воды попутного потока при помощи пластин, установленных в верхней кормовой части судна.РИСУНКИ
Рисунок 1