Дальномерный канал радиолокационной станции сопровождения с ранним обнаружением уводящей по дальности помехи
Изобретение относится к радиолокационным системам сопровождения по дальности и может быть использовано при создании помехоустойчивых бортовых радиолокационных станций самолетов и других устройств измерения параметров местоположения движущегося объекта. Техническим результатом изобретения является обеспечение раннего обнаружения уводящей по дальности помехи, не зависящего от закона увода и величины перегрузки, имитируемой помехой. Сущность изобретения состоит в том, что в дальномерный канал радиолокационной станции сопровождения дополнительно введены амплитудный ограничитель снизу с управляемым порогом ограничения, устройство формирования напряжения порога, устройство формирования сигнала наличия помехи, ключ, селектор импульсов по длительности. Предложенный дальномерный канал обеспечит раннее распознавание действия уводящей по дальности помехи, а также повышение помехоустойчивости радиолокационной станции сопровождения в целом и может быть изготовлен на существующей элементной базе. 1 ил.
Изобретение относится к радиолокационным системам сопровождения по дальности и может быть использовано при создании помехоустойчивых бортовых радиолокационных станций (БРЛС) самолетов и других устройств измерения параметров местоположения движущегося объекта.
Следящие системы современных радиолокационных станций (РЛС) с импульсным зондирующим сигналом подвержены действию различного вида помех. Наиболее опасной для РЛС сопровождения по дальности является импульсная уводящая по дальности помеха. Анализ современных радиолокационных систем сопровождения показывает, что в них либо совсем отсутствует возможность обнаружения уводящей по дальности помехи, либо эта возможность реализуется неэффективно. В частности, в дальномерном канале БРЛС СУВ С-27 помехозащищенность обеспечивается с помощью аппаратурных средств и специально разработанных алгоритмов, реализованных в бортовой цифровой вычислительной машине. С помощью одного из таких алгоритмов, если сигнал превышает заранее установленный порог, замыкается канал сопровождения цели по дальности. Одновременно с этим вырабатывается признак наличия цели. Недостатком данной схемы является то, что в случае совпадения (или близкого расположения) импульсов цели и помехи слежение будет осуществляться за помеховым сигналом как наиболее мощным. Кроме того, в результате увода и последующего прекращения излучения помехи в текущем цикле наступает перерыв в поступлении информации о цели. Длительность перерыва определяется величиной увода дальномерных следящих импульсов от истинного сигнала цели, длительностью этапов поиска, анализа и захвата на сопровождение потерянного сигнала цели (Изделие Ш-101. Руководство по технической эксплуатации Ч. 8). Наиболее близким по технической сущности является взятый в качестве прототипа дальномерный канал БРЛС (Меркулов В.И., Лепин В.Н. Авиационные системы Ч. 1 Теоретические основы синтеза и анализа авиационных систем радиоуправления Ч. 2 Радиоэлектронные системы самонаведения. - М.: Радио и связь, 1996 - 396 с.). Дальномерный канал содержит приемник, выход которого соединен с первым входом первого селектора дальности, с первым входом второго селектора дальности, с первым входом третьего селектора дальности, выходы которых соединены соответственно с первым входом первого смесителя, первым входом второго смесителя, первым входом третьего смесителя, вторые входы которых соединены с управляемым гетеродином, выход первого смесителя соединен со входом первого узкополосного фильтра, выход которого последовательно соединен с первым амплитудным детектором, первым интегратором, выход второго смесителя соединен со входом второго узкополосного фильтра, выход которого последовательно соединен со вторым амплитудным детектором, вторым интегратором, выход третьего смесителя соединен со входом третьего узкополосного фильтра, выход которого последовательно соединен с третьим амплитудным детектором, третьим интегратором; выходы первого, второго, третьего интеграторов соединены со входами аналогово-цифрового преобразователя, выход которого соединен со входом бортовой цифровой вычислительной машины, выход которой соединен со входом устройства расстановки стробов, выход которого соединен со вторыми входами первого, второго, третьего селекторов дальности соответственно. Существенным недостатком данной схемы является невозможность обнаружения и борьбы с уводящей по дальности помехой в начальной стадии ее действия. Техническим результатом изобретения является обеспечение раннего обнаружения уводящей по дальности помехи не зависящего от закона увода и величины перегрузки, имитируемой помехой. Сущность изобретения состоит в том, что в дальномерный канал, который содержит приемник, выход которого соединен с первым входом первого селектора дальности, с первым входом второго селектора дальности, с первым входом третьего селектора дальности, выходы которых соединены соответственно с первым входом первого смесителя, первым входом второго смесителя, первым входом третьего смесителя, вторые входы которых соединены с управляемым гетеродином; выход первого смесителя соединен со входом первого узкополосного фильтра, выход которого последовательно соединен с первым амплитудным детектором, первым интегратором, выход второго смесителя соединен со входом второго узкополосного фильтра, выход которого последовательно соединен со вторым амплитудным детектором, вторым интегратором, выход третьего смесителя соединен со входом третьего узкополосного фильтра, выход которого последовательно соединен с третьим амплитудным детектором, третьим интегратором; выходы первого, второго, третьего интеграторов соединены со входами аналогово-цифрового преобразователя, выход которого соединен со входом бортовой цифровой вычислительной машины, выход которой соединен со входом устройства расстановки стробов, выход которого соединен со вторыми входами первого, второго, третьего селекторов дальности соответственно, дополнительно введены амплитудный ограничитель снизу с управляемым порогом ограничения, устройство формирования напряжения порога, устройство формирования сигнала наличия помехи, ключ, селектор импульсов по длительности, причем первый вход амплитудного ограничителя снизу с управляемым порогом ограничения соединен с выходом приемника, второй вход соединен с выходом устройства формирования напряжения порога, вход которого соединен с выходом бортовой цифровой вычислительной машины, а выход амплитудного ограничителя снизу с управляемым порогом ограничения соединен с первым входом устройства формирования сигнала наличия помехи, выход которого соединен со входом бортовой цифровой вычислительной машины, и вторым входом ключа, первый вход которого соединен с приемником, а выход соединен со входом селектора импульсов по длительности, выход которого соединен с первым входом первого селектора дальности, с первым входом второго селектора дальности, с первым входом третьего селектора дальности, а также со вторым входом устройства формирования сигнала наличия помехи. На чертеже представлена блок-схема предлагаемого дальномерного канала, которая содержит приемник (ПРМ) 1, первый селектор дальности (СД1) 2, второй селектор дальности (СД2) 3, третий селектор дальности (СД3) 4, первый смеситель (СМ1) 5, второй смеситель (СМ2) 6, третий смеситель (СМ3) 7, первый узкополосный фильтр (УФ1) 8, второй узкополосный фильтр (УФ2) 9, третий узкополосный фильтр (УФ3) 10, первый амплитудный детектор (АД1) 11, первый интегратор (И1) 12, второй амплитудный детектор (АД2) 13, второй интегратор (И2) 14, третий амплитудный детектор (АД3) 15, третий интегратор (И3) 16, аналогово-цифровой преобразователь (АЦП) 17, бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ) 18, устройство расстановки стробов (УРС) 19, кроме того, схема содержит амплитудный ограничитель снизу с управляемым порогом ограничения (АО) 20, селектор импульсов по длительности (СИ) 21, ключ (К) 22, устройство формирования напряжения порога (УФНП) 23, устройство формирования сигнала наличия помехи УФСНП (24). Устройство работает следующим образом. В беспомеховой обстановке с приемника 1 сигналы с частотой fпрм1=fпрм0Fд (fпрм0-собственно промежуточная частота, а Fд-доплеровское смещение частоты принимаемых сигналов), запаздывающие на время fз=2Д/С (где Д - дальность до цели, С=3
Формула изобретения
Дальномерный канал радиолокационной станции сопровождения с ранним обнаружением уводящей по дальности помехи, содержащий приемник, первый селектор дальности, второй селектор дальности, третий селектор дальности, причем выходы селекторов соединены соответственно с первыми входами первого смесителя, второго смесителя, третьего смесителя, вторые входы которых соединены с управляемым гетеродином, выход первого смесителя соединен с входом первого узкополосного фильтра, выход которого последовательно соединен с первым амплитудным детектором, первым интегратором, выход второго смесителя соединен с входом второго узкополосного фильтра, выход которого последовательно соединен с вторым амплитудным детектором, вторым интегратором, выход третьего смесителя соединен с входом третьего узкополосного фильтра, выход которого последовательно соединен с третьим амплитудным детектором, третьим интегратором, выходы первого интегратора, второго интегратора, третьего интегратора параллельно соединены с входами аналого-цифрового преобразователя, выход которого соединен с бортовой цифровой вычислительной машиной, выход которой соединен с входом устройства расстановки стробов, выход которого соединен с вторыми входами первого селектора дальности, второго селектора дальности, третьего селектора дальности соответственно, отличающийся тем, что в него дополнительно введены амплитудный ограничитель снизу с управляемым порогом ограничения, устройство формирования напряжения порога, устройство формирования сигнала наличия помехи, ключ, селектор импульсов по длительности, причем первый вход амплитудного ограничителя снизу с управляемым порогом ограничения соединен с выходом приемника, второй вход соединен с выходом устройства формирования напряжения порога, вход которого соединен с выходом бортовой цифровой вычислительной машины, а выход амплитудного ограничителя снизу с управляемым порогом ограничения соединен с вторым входом ключа и с первым входом устройства формирования сигнала наличия помехи, выход которого соединен с входом бортовой цифровой вычислительной машины, первый вход ключа соединен с выходом приемника, а выход соединен с входом селектора импульсов по длительности, выход которого соединен с первым входом первого селектора дальности, с первым входом второго селектора дальности, с первым входом третьего селектора дальности, а также с вторым входом устройства формирования сигнала наличия помехи.РИСУНКИ
Рисунок 1