Днище топливного бака и способ его изготовления
Изобретение может быть использовано при изготовлении емкостей для хранения или транспортировки жидких или газообразных рабочих сред, в частности топлива, под давлением. Обшивка днища топливного бака и полка шпангоута выполнены одинаковой толщины без теплового компенсатора. Сварное соединение имеет прочность в месте сварки, соответствующую прочности основного металла обшивки днища. Полку шпангоута выполняют из двух сопряженных частей с разным углом наклона. Заготовку обшивки сваривают с полкой шпангоута и затем деформируют ротационной вытяжкой до заданной формы днища. Деформированию подвергается вся поверхность обшивки, сварной шов и часть полки шпангоута. Днище имеет минимальную массу, прочность сварного соединения соответствует прочности основного металла. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретения относятся к космической, авиационной и другим областям техники, использующим емкости для хранения или транспортировки жидких или газообразных рабочих сред, в частности топлива под давлением.
Из технической литературы известно днище топливного бака, содержащее обшивку и шпангоут, соединенные сваркой (см., например, книгу "Ракеты - носители" под общей редакцией С.О. Осипова, М.: Воениздат, 1981 г., стр. 179 - 182). Для обеспечения минимально возможной массы, что особенно важно в ракетостроении и самолетостроении, в днище данной конструкции обшивка выполнена переменной толщины, в районе сварного шва толщина обшивки увеличена по отношению к расчетному значению. Толщина полки шпангоута соответствует увеличенной толщине обшивки днища. Из того же источника известен способ изготовления днища топливного бака, включающий раздельное изготовление из листовой и профильной заготовок соответственно обшивки днища и шпангоута, и последующую их сварку в днище топливного бака. Для обеспечения равнопрочности днища обшивку подвергают химическому, электрохимическому или механическому фрезерованию для получения утолщения (теплового компенсатора) в зоне будущего сварного шва. Недостатком данного днища и способа его изготовления является увеличенная масса за счет необходимости создания утолщения в районе сварного шва из-за его пониженной прочности по сравнению с прочностью основного металла обшивки днища. Недостатком способа изготовления данного днища являются также возможные дефекты, возникающие при сварке обшивки со шпангоутом, что влияет на надежность и герметичность днищ и изделия в целом и требует проведения дополнительных работ по ликвидации этих дефектов. Задачей данных изобретений является создание днища топливного бака минимальной массы и способа его изготовления с достижением технического результата в виде увеличения прочности сварного шва обшивки и шпангоута до прочности основного металла обшивки, исключения теплового компенсатора, получения обшивки днища и полки шпангоута одинаковой толщины, соответствующей расчетному значению, исходя из прочности основного металла обшивки днища. Данная задача решается тем, что в днище топливного бака в соответствии с изобретением, обшивка и полка шпангоута выполнены одинаковой толщины, при этом их прочность в месте сварки соответствует прочности основного металла обшивки днища. Данная задача решается также и тем, что в способе изготовления днища топливного бака, в соответствии с изобретением специально подготовленные заготовки обшивки и шпангоута сначала сваривают, а изготовление днища производят деформированием этой сварной заготовки ротационной вытяжкой (раскаткой) с утонением материала всей поверхности заготовки обшивки и полки шпангоута. В заготовке шпангоута полку выполняют с переменным углом наклона: в части, примыкающей к заготовке обшивки, по касательной к ней, а в остальной части - по окончательному углу наклона полки шпангоута. На фиг. 1 показан фрагмент днища традиционного топливного бака диаметра D; на фиг. 2 - фрагмент днища топливного бака того же диаметра по изобретению; на фиг. 3 - сварная заготовка днища и шпангоута. Днище, показанное на фиг. 1, содержит обшивку переменной толщины от S1 до S - поз. 1, причем S > S1 для обеспечения необходимой прочности в зоне сварного шва - поз. 2 и шпангоут - поз. 3 с полкой - поз. 4 толщиной S1 и углом наклона









Формула изобретения
1. Днище топливного бака, содержащее шпангоут с полкой и соединенную с ней сваркой обшивку, отличающееся тем, что обшивка и полка шпангоута выполнены одинаковой толщины, при этом сварное соединение имеет прочность, соответствующую прочности основного металла обшивки днища. 2. Способ изготовления днища топливного бака, включающий сварку заготовок обшивки днища и полки шпангоута, отличающийся тем, что полку заготовки шпангоута выполняют из двух сопряженных частей с разным углом наклона, а сваренную заготовку деформируют ротационной вытяжкой до получения заданной формы. 3. Способ по п.2, отличающийся тем, что часть полки заготовки шпангоута, примыкающую к заготовке обшивки, располагают к ней по касательной, а угол наклона сопряженной с ней части соответствует углу наклона полки шпангоута изготовленного днища.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3