Способ изготовления контактной вставки
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и городского электротранспорта, а именно к способам изготовления контактных вставок для токосъема городского электротранспорта и железнодорожного транспорта. Способ изготовления контактной вставки включает в себя смешение связующего и графитного наполнителя, высокотемпературное прессование смеси с выдержкой. На стадии смешения дополнительно вводят тонко измельченный полиэтилен в количестве до 3%, прессования ведут при температуре 180 - 200oC. Технический результат - увеличение ударной вязкости и увеличение срока службы контактной вставки.
Изобретение относится к способам изготовления контактной вставки для токосъема городского электротранспорта и может быть использовано для изготовления контактных вставок для троллейбусов или для производства токосъемных устройств, позволяющих передавать электроэнергию с контактного провода на электроподвижной состав.
Известны способы производства угольно-графитных контактных вставок методом горячего сухого прессования, которые в настоящее время широко применяются троллейбусными предприятиями ([1], стр. 455-457). Основным недостатком известных способов является низкая ударная вязкость получаемых вставок, что не обеспечивает необходимого пробега более 500 км. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является способ изготовления контактных вставок троллейбусов из полимерной композиции, состоящей из смеси термореактивного связующего и углеродного наполнителя [2]. В качестве связующего используется фенолформальдегидная смола, а в качестве углеродного наполнителя - порошок электрографита и прокаленного кокса. Для увеличения упругих свойств материала и количества вставок, отрабатывающих ресурс, в состав композиции дополнительно вводится политетрафторэтилен (фторопласт-40) в количестве 0,5-5 мас.%. Добавление в исходную смесь политетрафторэтилен повышает ударную вязкость вставок в 1,5-2 раза [2], однако, приводит к заметному удорожанию изготовляемых вставок. Кроме того, рекомендуемая температура прессования 175-185oC существенно ниже температуры плавления фторопласта-40, что не позволяет обеспечить равномерное распределение добавки по всему объему вставки. Заявляемый способ решает задачу получения дешевых контактных вставок с повышенным сроком службы за счет увеличения их ударной вязкости путем введения в состав композиции легкоплавкого полимера, обладающего более высокими упругими свойствами и низкой стоимостью. Поставленная задача достигается тем, что в предлагаемом способе изготовления контактной вставки, включающем смешение связующего и графитового наполнителя, высокотемпературное рисование смеси с выдержкой, на стадии смешения дополнительно вводят измельченный полиэтилен в количестве до 3%, а прессование ведут при температуре 180-200oC. Использование полиэтилена как добавки известно в полимерных антифрикционных композициях с целью повышения физико-механических свойств конструкционного материала (Патент РФ N 1670911 от 10.01.96. Бюл.1). В предлагаемом техническом решении добавка полиэтилена используется для увеличения отрабатываемого ресурса токосъемников (вставок), изготовляемых из композиционного электропроводного материала. Таким образом предлагаемое техническое решение обладает новизной и изобретательским уровнем. Пример конкретного осуществления способа: Состав композиции: бакелитовый лак ГОСТ 901-71 марки ЛВС- 1, ЛВС-3, ЛВС-4 или ЛВС-5 в количестве 30




Формула изобретения
Способ изготовления контактной вставки, включающий смешение связующего и графитового наполнителя, высокотемпературное прессование смеси с выдержкой, отличающийся тем, что на стадии смешения дополнительно вводят тонко измельченный полиэтилен в количестве до 3%, а прессование ведут при температуре 180-200oC..