Узел фланцевого соединения
Узел фланцевого соединения относится к машиностроению, в частности к гидромашиностроению, и может быть использован для соединения вала гидротурбины с валом гидрогенератора и рабочим колесом гидротурбины. Во фланце, к которому примыкает гайка, выполнено болтовое отверстие под посадку болта без зазора, плавно переходящее к плоскости разъема. В другом фланце выполнено отверстие, в котором установлен болт с расчетным зазором, плавно переходящее к концентрическим цилиндрическим расточкам большего диаметра, примыкающим с одной стороны к плоскости разъема, а с другой - к опорной поверхности головки болта. Изобретение повышает усталостную прочность соединения путем исключения напряжений изгиба в резьбовой части болта вследствие исключения изгиба этой части, а также уменьшения износоусталости болта в зонах, расположенных под поясками фланцев, вследствие уменьшения изгиба болтов этой зоны. 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидромашиностроению, и может быть использовано в гидротурбиностроении для соединения вала гидротурбины с валом гидрогенератора и с рабочими колесами гидротурбин, а также вала гидрогенератора с остовом ротора гидрогенератора и др.
Известны конструкции узлов фланцевого соединения сильнонагруженных деталей машин, в которых осуществляется соединение болтами, установленными во фланцевые отверстия без зазоров и с зазорами [1] (стр. 36, фиг. 1.20 и 1.21). В узле фланцевого соединения, в котором болты устанавливаются в отверстия без зазора, соединяемые детали должны совместно обрабатываться. Причем отверстия в соединяемых фланцах калибруют разверткой или расстачивают совместно, а диаметр стержня болта выполняют с допуском, обеспечивающим заданную посадку. Эти технологические операции весьма трудоемки. Сборка и разборка таких соединений не только трудоемки, но приводят к задирам посадочных поверхностей отверстий фланцев и шлифованных поверхностей болтов. При расчете такого типа групповых болтовых соединений от совместного действия поперечных и осевых усилий принимают, что болты нагружены равномерно. Однако, как показали экспериментальные исследования усталостной прочности таких соединений при полном моделировании напряженного состояния и материалов, болты в таких соединениях нагружаются от сдвигающих нагрузок существенно неравномерно. Коэффициент неравномерности при посадке болтов H7/g6 (A/C) доходит до 0,3 [2], что приводит к разрушению болтов каждого испытуемого соединения группами. Эти недостатки существенно снижают конкурентноспособность рассматриваемого узла соединения. Известен узел фланцевого соединения, содержащий установленные в отверстиях фланцев цилиндрические втулки и расположенные в них с зазором болты с гайками [3] . Такая конструкция допускает смещение фланцев при воздействии поперечной нагрузки на болты от крутящего момента, передаваемого валом, вследствие чего изгибаются болт и втулка. При этом в крайних сечениях болтов и втулок, одним из которых является резьбовая часть болта, возникают максимальные напряжения, которые суммируются с напряжениями в резьбе, возникающими из-за концентрации, что опасно для прочности соединения. Вторым недостатком этого решения является наличие втулки, что дополнительно ослабляет фланцы. Известен еще узел соединения фланцев с помощью полупризонных болтов [4], установленных с расчетными зазорами. Основным недостатком этого решения является значительный изгиб болта по всей длине, причем максимальные изгибные напряжения, как в случае, предложенном в работе [3], приходится на сечение резьбовой части болта, которое совпадает с первым витком гайки, т.е. на сечение, в котором, как правило, имеют место значительные концентрации напряжений и которое разрушается прежде всего в соединениях с болтами, установленными с зазорами [2]. Вторым его недостатком является возможность повышенной износоусталости болтов в зонах, расположенных под поясками фланцев, поскольку по этой изогнутой зоне болтов будут происходить виброскольжения фланцев, воспринимающих вибрации от валов машин, в частности гидромашин [5]. Цель изобретения повышение усталостной прочности соединения путем исключения напряжений изгиба в резьбовой части болта вследствие исключения изгиба этой части стержня болта, а также уменьшения износоусталости болтов в зонах, расположенных под поясками фланцев, вследствие уменьшения изгиба болтов этой зоны. Поставленная цель достигается тем, что во фланце, к которому примыкает гайка, выполнено болтовое отверстие под посадку болта без зазора, плавно переходящее к плоскости разъема, а в другом фланце выполнено отверстие, в котором установлен болт с расчетным зазором, плавно переходящее к концентрическим цилиндрическим расточкам большего диаметра, примыкающим с одной стороны к плоскости разъема, а с другой - к опорной поверхности головки болта. На чертеже показан продольный разрез узла предлагаемого фланцевого соединения. Узел содержит установленные в отверстиях фланцев 1 и 2 болты 3 с гайками 4. Во фланце 2 выполнены болтовые отверстия с диаметром d5 под посадку болта 3 без зазора, плавно переходящие к плоскости разъема N. Во фланце 1 выполнено отверстие диаметром d3, в котором установлен болт с расчетным зазором





Формула изобретения
Узел соединения фланцев деталей машин, преимущественно гидромашин, содержащий два фланца, болт с гайкой, отличающийся тем, что во фланце, к которому примыкает гайка, выполнено болтовое отверстие под посадку болта без зазора, плавно переходящее к плоскости разъема, а в другом фланце выполнено отверстие, в котором установлен болт с расчетным зазором, плавно переходящее к концентрическим цилиндрическим расточкам большего диаметра, примыкающим с одной стороны к плоскости разъема, а с другой - к опорной поверхности головки болта.РИСУНКИ
Рисунок 1