Металлокерамический антифрикционный сплав
Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления пар трения, пар уплотнений и подшипников скольжения. Металлокерамический антифрикционный сплав на основе карбида вольфрама содержит кобальт, хром и медь при следующем соотношении компонентов, вес.%: карбид вольфрама зернистостью 0,28 - 0,8 мм 60 - 70; кобальт 0,5 - 5; хром 0,5 - 7; медь - остальное. Изобретение позволяет повысить антифрикционные свойства сплава и снизить его стоимость.
Изобретение относится к области металлокерамических антифрикционных сплавов, применяемых для изготовления пар трения, пар уплотнений и подшипников скольжения.
Известен металлокерамический антифрикционный сплав, который имеет следующий состав, вес%: Кобальт - 1,3 - 6,7 Медь - 40 - 45 Никель - 2,5 - 3,5 Алмаз - 9 - 11 Карбид вольфрама - Остальное Известен также металлокерамический антифрикционный сплав, который имеет следующий состав, вес%: Карбид вольфрама - 50-70 Никель - 5-10 Кобальт - 0,5-5Хром - 0,5 - 5
Медь - Остальное
Известный сплав [2] за счет введения хрома обладает по сравнению с [1] повышенными антифрикционными свойствами. Однако при использовании для тяжело нагруженных пар трения, работающих в средах с повышенной абразивностью механических примесей, оба известных сплава характеризуются недостаточной износостойкостью. Задачей изобретения является дальнейшее повышение антифрикционных свойств сплава. Дополнительной задачей изобретения является снижение стоимости сплава. Задача решается за счет использования сплава, который имеет следующий состав, вес.%:
Карбид вольфрама зернистостью 0,28-0,8 мм - 60-70
Кобальт - 0,5-5
Хром - 0,5-7
Медь - Остальное
Предложенный сплав получают путем прессования исходной шихты, состоящей из зерен литого карбида вольфрама зернистостью 0,28 - 0,8 мм и порошков кобальта, хрома и меди, взятых в указанном соотношении, и последующего спекания при температуре, при которой происходит образование жидкой фазы низкоплавких связующих. За счет увеличения размера зерен карбида вольфрама и его общего количества в вес% заготовка, выполненная из предложенного сплава, имеет поверхность; на которой равномерно в виде точек выступают зерна карбида вольфрама. Это обстоятельство является причиной повышения антифрикционных свойств сплавов. Исследования, которые проводились при разработке сплава, показали возможность исключения из состава сплава никеля, являющегося дорогостоящим материалом. Получение же карбида вольфрама с заданной зернистостью не является предметом специального технологического процесса. Последние два обстоятельства повлияли на снижение себестоимости сплава. Пары трения, кольца которых изготовлены из предложенного металлокерамического антифрикционного сплава после испытаний в торцевых уплотнениях валов центробежных насосов на воде и нефти, при твердости сплава 67-69 кг/мм, показали следующие свойства: нагрузочная способность при скорости скольжения 30 м/с не более 25 кг/см2; коэффициент трения 0,03 - 0,05; интенсивность износа на нефти не более 0,03 мкм/ч; достигнутый ресурс работоспособности на нефти 10000 ч.
Формула изобретения
Карбид вольфрама зернистостью 0,28 - 0,8 мм - 60 - 70
Кобальт - 0,5 - 5
Хром - 0,5 - 7
Медь - Остальное
Похожие патенты:
Металлокерамическая композиция // 2161659
Твердый композит и способ его получения // 2148097
Изобретение относится к твердому композиту, который получают способом, спекания
Изобретение относится к производству алмазного и абразивного инструментов методами порошковой металлургии
Износостойкий сплав // 2120491
Изобретение относится к материалам, предназначенным для наплавки деталей, работающих в коррозионной среде, содержащей серную, соляную и другие кислоты
Твердый сплав // 2113532
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению твердых сплавов на основе карбида вольфрама
Состав твердосплавного материала // 2105825
Изобретение относится к способам получения спеченных изделий из твердых сплавов, в которых используются порошки связующей фазы со сферическими неагломерированными частицами
Цементированное карбидное тело // 2046152
Изобретение относится к цементированным карбидным телам, обработанным бором
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к спеченным твердым сплавам на основе карбида вольфрама
Металлокерамический антифрикционный сплав // 2169785
Изобретение относится к области порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления пар трения, пар уплотнений и подшипников скольжения
Устройство для обработки твердых материалов // 2178012
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для холодной и горячей механической обработки различных материалов, преимущественно металлов и их сплавов, и может быть выполнено в виде различного типа резцов, сверл, фрез, фильер и т
Устройство для обработки материалов // 2181645
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для холодной и горячей механической обработки различных материалов, преимущественно металлов и их сплавов, и может быть выполнено в виде различного типа резцов, сверл, фрез, бурового инструмента, фильер и т.п
Твердосплавное изделие с улучшенными высокотемпературными и термомеханическими свойствами // 2186870
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к изделиям из твердых сплавов, используемых при экстремальных циклических нагрузках и силах трения, создающих высокие температуры и приводящих к быстрой термомеханической усталости
Изобретение относится к области порошковой металлургии, преимущественно могут использоваться для получения электроконтактных материалов
Изобретение относится к обрабатывающей промышленности и преимущественно может использоваться при изготовлении алмазного правящего инструмента
Устройство для обработки материалов // 2209128
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в виде различного типа резцов, сверл, фрез, метчиков, бурового инструмента, фильер и т
Изобретение относится к горной промышленности, в частности к инструментам для разрушения минеральных и искусственных материалов, и может быть использовано в рабочих органах добычных и проходческих комбайнов при добыче полезных ископаемых и образовании выработок в грунте, а также в рабочих органах строительно-дорожных машин при строительстве и ремонте дорог, аэродромов и других промышленных объектов