Система с передвижным элементом
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано в системах остекления балконов. Система с передвижным элементом содержит передвижной элемент, имеющий первую и вторую стороны, закрепленные на первой и второй сторонах передвижного элемента узлы направляющих роликов. Узлы направляющих роликов включают два узла направляющих, установленных по меньшей мере на одной стороне на некотором расстоянии друг от друга, неподвижную коробчатую направляющую для направления и удержания узлов направляющих роликов. Стенка направляющей имеет отверстие, размер которого подобран с обеспечением возможности извлечения из него первого узлов и направляющих роликов и второго узла направляющих роликов с выводом их из направляющего взаимодействия с направляющей. Размер первого узла направляющих роликов меньше, чем размер второго узла направляющих роликов. Система снабжена крышкой, выполненной с возможностью ее съемной установки поверх отверстия для его частичного закрытия для блокирования прохождения через него второго узла направляющих роликов при обеспечении возможности прохождения первого узла направляющих роликов. Изобретение позволяет повысить удобство и безопасность системы с передвижным элементом. 5 з.п.ф-лы, 17 ил.
Изобретение относится к системам с передвижным элементом и может быть использовано в системах остекления балконов. Под передвижным элементом имеется в виду любой конструктивный элемент, размещенный на направляющих с возможностью перемещения.
Известна система с передвижным элементом, описанная в заявке на патент Дании N 155195, кл. E 06 B 3/42 и E 04 B 2/74, 1989 г. и содержащая передвижной элемент, узлы направляющих роликов, закрепленные на первой стороне передвижного элемента и установленные на некотором расстоянии друг от друга, и неподвижную коробчатую направляющую для направления и удержания узлов направляющих роликов. В такой системе передвижной элемент может лишь перемещаться по направляющей, но не может быть повернут по отношению к ней, что делает систему недостаточно удобной при работе. Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является система с передвижным элементом, описанная в заявке на патент Швеции N 7811188-7, кл. E 05 D 13/02, E 05 D 15/06 и E 05 D 17/00, 1983 г. и содержащая передвижной элемент, узлы направляющих роликов, закрепленные на первой стороне и второй стороне передвижного элемента на некотором расстоянии друг от друга, и неподвижную коробчатую направляющую, служащую для направления и удержания узлов направляющих роликов. В этой системе также передвижной элемент может лишь перемещаться по направляющей, но не может быть повернут по отношению к ней, что делает систему недостаточно удобной при работе. Изобретение решает задачу повышения удобства и безопасности работы системы с передвижным элементом благодаря обеспечению возможности поворота передвижного элемента по отношению к направляющей путем обеспечения возможности вывода первого узла направляющих роликов из взаимодействия с направляющей и благодаря предотвращению вывода из взаимодействия с направляющей второго узла. Поставленная задача решена тем, что в системе с передвижным элементом, содержащей передвижной элемент, имеющий первую сторону и вторую сторону, закрепленные на первой стороне и второй стороне передвижного элемента узлы направляющих роликов, содержащие два уза направляющих роликов, установленных по меньшей мере на одной стороне на некотором расстоянии друг от друга, и неподвижную коробчатую направляющую, служащую для направления и удержания узлов направляющих роликов, стенка направляющей выполнена с отверстием, размер которого подобран с обеспечением возможности извлечения через него первого узла направляющих роликов и второго узла направляющих роликов с выводом из их направляющего взаимодействия с направляющей, при этом размер первого узла направляющих роликов меньше, чем размер второго узла направляющих роликов, а система дополнительно содержит крышку, выполненную с возможностью ее съемной установки поверх отверстия для его частичного закрытия для блокирования прохождения через него второго узла направляющих роликов при обеспечении возможности прохождения через него первого узла направляющих роликов. Каждый узел направляющих роликов может содержать ролики и ось, на которой они установлены один за другим с возможностью вращения независимо друг от друга, прикрепленную под прямым углом к первой и/или, соответственно, второй сторонам передвижного элемента, а пара направляющих может содержать первую направляющую, расположенную на первой стороне передвижного элемента, и вторую направляющую на второй его стороне, при этом направляющая может быть снабжена опорами для направления и удержания узлов направляющих роликов. Первые узлы направляющих роликов на каждой стороне могут быть выровнены между собой, а узлы направляющих роликов на одной и той же стороне могут взаимодействовать с одной и той же направляющей. Первый узел направляющих роликов может иметь меньшее количество роликов, чем второй, ось первого узла направляющих роликов может быть короче оси второго, а отверстия в стенках направляющих могут быть выровнены по отношению друг к другу, при этом когда крышка частично закрывает отверстие, крайний снаружи ролик на оси второго узла направляющих роликов может опираться на эту крышку при перемещении мимо отверстия, а когда первый узел направляющих роликов расположен у отверстия, он может быть извлечен через него без помех со стороны крышки для поворота передвижного элемента, при этом ось второго узла направляющих роликов служит осью шарнира. Первый узел направляющих роликов может содержать по меньшей мере два ролика, а второй - по меньшей мере на одни ролик больше, чем первый. Крышка может быть выполнена из эластичного материала, такого как пластмасса, и иметь выполненные за одно целое с ней крепежные элементы для прикрепления ее к краю отверстия, Такая крышка легко может быть установлена и снята без применения инструментов. Благодаря изобретению первый узел направляющих роликов может быть извлечен из направляющей через отверстие в крышке. При этом второй узел направляющих роликов образует шарнир для обеспечения указанного поворота. Таким образом, передвижной элемент по желанию пользователя может быть повернут по отношению к направляющей. При установленной крышке указанный второй узел не может быть извлечен из отверстия, так как его третий ролик упирается в крышку. Поэтому при работе передвижного элемента предотвращена возможность случайного выхода второго узла направляющих роликов из взаимодействия с направляющей, чреватого падением передвижного элемента и его повреждением. Таким образом, предлагаемую систему отличают повышенные удобство и безопасность при работе. Ниже следует подробное описание изобретения, поясняемое чертежами, на которых: фиг. 1 изображает в одном из вариантов выполнения систему с передвижным элементом, установленным на направляющих, в разрезе по вертикальной плоскости, проходящей через второй узел направляющих роликов, фиг. 2 изображает систему, показанную на фиг. 1 в аналогичном разрезе вдоль плоскости, проходящей через второй узел направляющих роликов, фиг. 3-6 схематично изображают четыре различных варианта формы ролика и опоры, фиг. 7 изображает систему, показанную на фиг. 1 и 2 в положении, когда первые узлы направляющих роликов находятся напротив отверстий в стенках направляющих, фиг. 8 изображает систему, показанную на фиг. 1, 2 и 7, в положении, когда второй узел направляющих роликов образует шарнир, фиг. 9 изображает в вертикальном разрезе систему, показанную на фиг. 1, 2, 7 и 8 в положении, когда второй узел направляющих роликов находится напротив отверстия в стенке направляющей, фиг. 10 изображает в вертикальном разрезе систему, показанную на фиг. 1, 2 и 7-9 в положении, когда первый узел направляющих роликов находится напротив отверстия в стенке направляющей, фиг. 11-17 изображают различные варианты применения системы с передвижным элементом, выполненной согласно изобретению. На фиг. 1, 2 и 7-10 изображен один и тот же вариант выполнения изобретения в различных видах и с разными разрезами. На фиг. 1 показан вертикальный разрез того варианта выполнения системы с передвижным элементом, который представляет собой систему остекления балконов. Согласно этому варианту передвижной элемент 1 содержит лист 29 упрочненного стекла. Применение листов слоистого стекла в элементах систем остекления балконов также вполне допустимо. Система с передвижным элементом, как правило, содержит последовательно установленные передвижные элементы 1, однако на фиг. 1-9 показано устройство лишь одного из них. Передвижной элемент 1 имеет прямоугольную форму, и, следовательно, его первая сторона 2 и вторая сторона 3 параллельны между собой. Первая сторона 2 передвижного элемента 1 является в данном варианте выполнения его верхней стороной, а вторая - нижней, как это можно видеть на фиг. 1, 3, 7 и 8. Края стеклянного листа 29, примыкающие к стороне 2 и стороне 3, а именно - верхний и нижний, зажаты в удлиненные рамные элементы 30, которые продолжают края стеклянного листа 29. Рамные элементы 30 более подробно рассмотрены ниже, в пояснениях к фиг. 9. К каждой из сторон 2 и 3 передвижного элемента 1 прикреплен первый узел направляющих роликов 4. На фиг. 1 видны два из них. Они расположены на одной линии на верхней и нижней сторонах элемента 1. В данном случае узел направляющих роликов 4 содержит два направляющих ролика 6 и 7, установленных один за другим на оси 9 с возможностью вращения по отдельности, независимо друг от друга. На фиг. 2 изображены вторые узлы направляющих роликов 5 (см. также совместно фиг. 7 и 8), каждый из которых прикреплен к передвижному элементу 1, изображенному на фиг. 1, на некотором расстоянии от первого узла 4 и, как правило, вблизи углов передвижного элемента 1, на обеих его сторонах 2 и 3. Второй узел 5 содержит три направляющих ролика 6, 7 и 8. Ролики 6, 7 и 8 установлены один за другим на прямолинейной оси 9 с возможностью свободного вращения по отдельности, независимо друг от друга и с возможностью вращения в разных направлениях. Ось 9 представляет собой прямой стержень, прикрепленный с помощью винтового соединения непосредственно к элементу 30, на одной линии со стеклянными листом 29. Таким образом, вес стеклянного листа 29 действует на ось 9 только как растягивающее, а не изгибающее усилие. Между сопряженными поверхностями по бокам роликов 6, 7 и 8, установленных на оси 9, имеются гладкие опорные пластины для снижения трения, выполненные из нержавеющего материала. Ролики 6, 7 и 8 выполнены преимущественно из пластмассы, например полиоксиметилена, путем литья под давлением. Система также содержит две направляющих 10 и 11, жестко закрепленных на неподвижной опорной конструкции. Первая направляющая 10 расположена с первой стороны 2 передвижного элемента 1, а вторая направляющая 11 - со второй его стороны 3. Идентичные направляющие коробчатого типа изготавливают, как правило, из алюминия обычным способом - путем прессования. Направляющие 10 и 11 включают опоры 12, 13 и 14, проходящие параллельно направляющим и предназначенные для того, чтобы нести и направлять узлы направляющих роликов 4 и 5. Узел 4, показанный на фиг. 1, снабженный двумя роликами, удерживается на направляющей 10 и 11 с помощью двух опор 12 и 13, размещенных внутри нее. Ролик 6 опирается на опору 12, а ролик 7 - на опору 13. Направляющая 10 и 11 также содержит еще одну опору 14, предназначенную для третьего ролика в трехроликовом узле 5, показанном на фиг. 2. Опоры сопряжены с роликами, расположенными друг над другом, и удерживают разные ролики с диаметрально противоположных сторон, так что узлы направляющих роликов 4 и 5 твердо удерживаются в направляющих 10 и 11. Ролики 6, 7 и 8 каждого узла направляющих роликов 4, сопряженные соответственно с опорами 12, 13 и 14 узла 4, размещены так, чтобы удерживать передвижной элемент от перемещения в любом направлении, кроме направления движения, определяемого расположением направляющих 10 и 11 и опор. Иными словами, передвижной элемент может перемещаться только вдоль направляющих 10 и 11. Узлы направляющих роликов 4 и 5 не могут перемещаться в направлении оси 9. Усилия, действующие перпендикулярно передвижному элементу 1, например, от воздействия ветра в системе остекления балкона, не влияют на перемещение передвижного элемента по направляющим, а переменные ветровые нагрузки не вызывают шума и вибрации. Система хорошо работает и при других направлениях нагрузки; ее работа не зависит от того, как она установлена - горизонтально, вертикально или наклонно. Направляющие 10 и 11 могут быть снабжены различными буртиками и канавками для различных целей. Направляющая 10 и 11 имеет канавку 100 для щеточного уплотнения 101, а также монтажный буртик 102 для отбивной пластины 103. Внутренние углы каждой направляющей 10 и 11 имеют крепежные выемки, которые совместно с подходящими крепежными элементами, такими как болты, винты и т. п. , служат для соединения направляющих между собой как встык, так и под углом друг к другу. Из фиг. 1 видно, что в приведенном примере выполнения изобретения опоры 12, 13 и 14 имеют канавки 15, 16 и 17. Видно также, что каждая канавка в поперечном сечении выполнена округлой. Соответственно каждая контактная поверхность 18 роликов 5, 7 и 8, взаимодействующая с канавкой, выполнена округлой и выпуклой соответственно своей канавке. Стенки канавки с обеих сторон охватывают периферийную часть колеса в месте контакта. Такая форма канавки обладает еще и тем преимуществом, что не допускает скопления в канавке грязи и инородных тел, что может затруднить взаимодействие узлов направляющих роликов и канавок. При соответствующей регулировке расстояния между направляющими 10 и 11 вес элемент 1 может быть распределен на все ролики 6, 7 и 8 с обеих его сторон 2 и 3, и аналогичным образом на все опоры 12, 13 и 14 направляющих 10 и 11. На фиг. 3-6 показано несколько вариантов выполнения конфигурации роликов 6, 7 и 8 и соответствующих опор 12, 13 и 14 направляющих 10 и 11. На фиг. 3-6 показано несколько обеспечивающих выполнение цели изобретения вариантов конфигурации роликов 6, 7 и 8 и соответствующих опор 12, 13 и 14 направляющих в системе, изображенной на фиг. 1 и 2. Каждый вариант иллюстрируется схематическим изображением одного отдельно взятого ролика в вертикальной проекции. На фиг. 3 каждый ролик 6, 7 и 8 имеет канавку, поперечное сечение которой выполнено в соответствии с сечением сопрягаемой опоры 12, 13 и 14, причем форма сечения сопрягаемых поверхностей канавки ролика и опоры представляет собой дугу окружности, и опора входит в канавку с некоторым зазором. На фиг. 4 каждая опора 12, 13 и 14 имеет две поверхности 20 и 21, образующие между собой угол
Формула изобретения
1. Система с передвижным элементом, содержащая передвижной элемент (1), имеющий первую сторону (2) и вторую сторону (3), закрепленные на первой стороне (2) и второй стороне (3) передвижного элемента узлы (4, 5) направляющих роликов, содержащие два узла (4, 5) направляющих роликов, установленных по меньшей мере на одной стороне на некотором расстоянии друг от друга, и неподвижную коробчатую направляющую, служащую для направления и удержания узлов направляющих роликов, отличающаяся тем, что стенка направляющей имеет отверстие (26), размер которого подобран с обеспечением возможности извлечения через него первого узла (4) направляющих роликов и второго узла (5) направляющих роликов с выводом их из направляющего взаимодействия с направляющей, при этом размер первого узла направляющих роликов меньше, чем размер второго узла направляющих роликов, а система дополнительно содержит крышку (27), выполненную с возможностью ее съемной установки поверх отверстия (26) для его частичного закрытия для блокирования прохождения через него второго узла (5) направляющих роликов при обеспечении возможности прохождения первого узла (4) направляющих роликов. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что каждый узел (4, 5) направляющих роликов содержит ролики (6, 7, 8) и ось (9), на которой они установлены один за другим с возможностью вращения независимо друг от друга на оси (9, 94, 95), прикрепленную под прямым углом к первой и/или, соответственно, второй стороне передвижного элемента, а пара направляющих (10, 11) содержит первую направляющую (10), расположенную на первой стороне (2) передвижного элемента, и вторую направляющую на его второй стороне (3), а направляющая снабжена опорами (12, 13, 14) для направления и удержания узлов направляющих роликов. 3. Система по п.2, отличающаяся тем, что первые узлы направляющих роликов (5) на каждой стороне выровнены между собой, а узлы (4, 5) направляющих роликов на одной и той же стороне взаимодействуют с одной и той же направляющей (10 или 11). 4. Система по п.3, отличающаяся тем, что первый узел (4) направляющих роликов имеет меньшее количество роликов, чем второй (5), ось (94) первого узла направляющих роликов короче оси (95) второго, а отверстия в стенках направляющих выровнены по отношению друг к другу, причем, когда крышка частично закрывает отверстие, крайний снаружи ролик (8) на оси второго узла (5) направляющих роликов опирается на эту крышку при перемещении мимо отверстия (26), а когда первый узел (4) направляющих роликов расположен у отверстия (26), он может быть извлечен через него без помех со стороны крышки для поворота передвижного элемента, при этом ось (95) второго узла (5) направляющих роликов служит осью шарнира. 5. Система по п.4, отличающаяся тем, что первый узел (4) направляющих роликов содержит по меньшей мере два ролика (6, 7), а второй (5) - по меньшей мере на один ролик больше, чем первый (4). 6. Система по п.4 или 5, отличающаяся тем, что крышка (27) выполнена из эластичного материала, такого, как пластмасса, и имеет выполненные за одно целое с ней крепежные элементы (28) для прикрепления ее к краю отверстия (26).РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17