Способ сборки осевого вентилятора и осевой вентилятор
Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий преимущественно космической техники, в которой предусмотрены жесткие нормы по уровню шума. Техническим результатом настоящего изобретения является снижение шума осевого вентилятора. Способ сборки осевого вентилятора включает установку втулки внутрь корпуса, совмещение центров сферических поверхностей бобышек и выступов втулки, фиксацию бобышек в корпусе, монтаж электродвигателя и рабочего колеса, регулировку зазора между лопатками рабочего колеса и корпусом, фиксацию положения корпуса, бобышек и втулки относительно друг друга, заключающуюся в выполнении радиальных отверстий со стороны цилиндрического корпуса через бобышку и выступ втулки и штифтовке их между собой. 2 с.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий преимущественно космической техники, в которых предусмотрены жесткие нормы по уровню шума.
Известен способ сборки осевого вентилятора, включающий установку втулки внутрь корпуса, совмещение центров сферических поверхностей выступов втулки и корпуса, монтаж электродвигателя и рабочего колеса и фиксацию втулки на корпусе [1]. Известен осевой вентилятор, содержащий цилиндрический корпус, расположенное в нем рабочее колесо, установленное на валу электродвигателя, закрепленного на корпусе посредством охватывающей его втулки с радиальными выступами, причем корпус с внутренней стороны снабжен бобышками по числу выступов втулки, а наружная поверхность каждого выступа и внутренняя поверхность соответствующей бобышки выполнены в виде контактирующих между собой сфер одного диаметра, центр которых расположен на оси вентилятора [2]. Недостатком указанных способа и конструкции является повышенный шум вентилятора из-за невозможности создать гладкие, обтекаемые поверхности на внутренней поверхности и идентичные боковые поверхности бобышек корпуса и выступов втулки. Наиболее близким к предложенному способу (прототипом) является способ сборки осевого вентилятора, включающий установку втулки внутрь корпуса, совмещение центров сферических поверхностей бобышек и выступов втулки, фиксацию бобышек в корпусе, монтаж электродвигателя и рабочего колеса, регулировку зазора между лопатками рабочего колеса и корпусом, фиксацию положения корпуса, бобышек и втулки друг относительно друга, заключающуюся в выполнении радиальных отверстий со стороны цилиндрического корпуса через бобышку и выступ втулки и штифтовке их между собой [3]. Наиболее близким к предложенной конструкции (прототипом) является осевой вентилятор, содержащий цилиндрический корпус, расположенное в нем рабочее колесо, установленное на валу электродвигателя, закрепленного на корпусе посредством охватывающей его втулки с радиальными выступами, корпус с внутренней стороны снабжен бобышками по числу выступов втулки, а наружная поверхность каждого выступа и вогнутая поверхность соответствующей бобышки выполнены в виде контактирующих между собой сфер одного диаметра, центр которых расположен на оси вентилятора, при этом бобышки выполнены съемными и снабжены элементами фиксации относительно корпуса и выступов втулки, включающими штифты, размещенные в радиальных отверстиях проходящих через корпус, бобышки и выступы втулки, причем выпуклая поверхность бобышки, обращенная к корпусу, выполнена цилиндрической того же диаметра, что и внутренняя поверхность корпуса, а формы бобышки и выступа втулки в сечении, перпендикулярном оси выступа втулки, идентичны [3]. Недостатком указанных способа и конструкции является повышенный шум вентилятора на неровностях, возникающих из-за смещения выступов втулки относительно бобышек при регулировке зазоров между лопатками и корпусом и при фиксации бобышек на корпусе. Техническим результатом настоящего изобретения является снижение шума осевого вентилятора. Технический результат достигается тем, что в способе сборки осевого вентилятора, включающем установку втулки внутрь корпуса, совмещение центров сферических поверхностей бобышек и выступов втулки, фиксацию бобышек в корпусе, монтаж электродвигателя и рабочего колеса, регулировку зазора между лопатками рабочего колеса и корпусом, фиксацию положения корпуса, бобышек и втулки друг относительно друга, заключающуюся в выполнении радиальных отверстий со стороны цилиндрического корпуса через бобышку и выступ втулки и штифтовке их между собой, в отличие от прототипа перед установкой втулки внутрь корпуса совмещают центры сферических поверхностей бобышек и выступов втулок, устанавливают наружную выпуклую поверхность бобышек соосно отверстию корпуса, а после штифтовки заглубляют штифты в отверстия на толщину стенки корпуса, извлекают втулку с бобышками из корпуса и совместно обрабатывают боковую поверхность втулки с бобышками, после чего повторно устанавливают втулку с бобышками внутрь корпуса и повторно фиксируют корпус и бобышки путем штифтовки в те же отверстия вторыми штифтами того же диаметра с заглублением первых штифтов и сохранением штифтовки бобышек выступов втулки первыми штифтами. Этот результат достигается тем, что в осевом вентиляторе, содержащем цилиндрический корпус, расположенное в нем рабочее колесо, установленное на валу электродвигателя, закрепленного на корпусе посредством охватывающей его втулки с радиальными выступами, корпус с внутренней стороны снабжен бобышками по числу выступов втулки, а наружная поверхность каждого выступа и вогнутая поверхность соответствующей бобышки выполнены в виде контактирующих между собой сфер одного диаметра, центр которых расположен на оси вентилятора, при этом бобышки выполнены съемными и снабжены элементами фиксации относительно корпуса и выступов втулки, включающими штифты, размещенные в радиальных отверстиях, проходящих через корпус, бобышки и выступы втулки, причем выпуклая поверхность бобышки, обращенная к корпусу, выполнена цилиндрической того же диаметра, что и внутренняя поверхность корпуса, а форма бобышки и выступа втулки в сечении, перпендикулярном оси выступа втулки, идентична, в отличие от прототипа в нем элементы фиксации бобышек и втулки относительно корпуса выполнены в виде пары штифтов одного диаметра, установленных в каждом радиальном отверстии, причем длина первого штифта определяется соотношением: H1



где

[

p - приложенное усилие;
n - количество штифтов;
d - диаметр штифтов. Откуда максимальное приложенное усилие можно выразить соотношением:

Для того чтобы зафиксировать корпус с бобышками относительно выступов втулки, необходимо, чтобы штифты вошли в выступ втулки на достаточную глубину, при этом материал втулки работает на смятие от усилия, приложенного вдоль оси корпуса, а глубина из [(4) стр. 120-121] определяется соотношением:

где h -необходимая глубина захода штифта в выступ втулки для фиксации;
[


Следовательно для того, чтобы зафиксировать корпус с бобышками относительно выступов втулки, общая длина первого штифта (фиг. 2) должна быть большей, чем сумма толщин стенки корпуса и бобышки в месте выполнения радиального отверстия, т.е. должна удовлетворять соотношению:

где Н1 -длина первого штифта;
А - толщина стенки корпуса в месте выполнения радиального отверстия;
Б - толщина бобышки в месте выполнения радиального отверстия. Для фиксации бобышек относительно корпуса после установки вторых штифтов они должны войти в бобышки на достаточную глубину, определяемую из [(4) стр. 120-121] соотношением:

где h2 - необходимая глубина захода штифта в бобышку для фиксации;
[


Но одновременно первые штифты должны фиксировать бобышки относительно выступов втулки, для чего нужен заход первого штифта в бобышку на глубину h2, т. е. второй штифт не должен доходить до края бобышки на ту же глубину h2. Отсюда А+h2



где Н2 - длина второго штифта. Например, для стальных штифтов и бобышек [(4) стр.119-120]
[





принимая d=2 мм, получим необходимую глубину захода штифта в бобышку:

Для того чтобы бобышка удовлетворяла условиям прочности при работе на смятие, ее минимальная толщина Бmin в месте выполнения радиального отверстия из (10) должна быть:

Максимальная необходимая глубина радиального отверстия из суммы (7) и (10) при одинаковом материале бобышек и втулки определяется соотношением:
Н1+Н2=2(А+Б)
Совместная обработка боковых поверхностей выступов втулки и бобышек после регулировки равномерности зазора между лопатками колеса и корпусом обеспечивает создание гладкой обтекаемой поверхности, что снижает шум осевого вентилятора при работе. Литература:
1. Патент RU N 2061907. кл. F 04 D 19/00. 1993 г. 2. Патент RU N 2011890. кл. F 04 D 25/08. 1991 г. 3. Патент RU N 2133383. кл. F 04 D 19/00. 1999 г. 4. Р.С. Кинасошвили "Сопротивление материалов". "Наука". М. 1975 г.
Формула изобретения
Н1

где Н1 - длина первого штифта;
А - толщина стенки корпуса в месте выполнения радиального отверстия;
Б - толщина бобышки в месте выполнения радиального отверстия;
h1 - необходимая глубина захода штифта в выступ втулки для фиксации,
длина второго штифта определяется соотношением
А + h2


где Н2 - длина второго штифта;
h2 - необходимая глубина захода штифта в бобышку для фиксации,
при этом глубина радиального отверстия соответствует сумме длин первого и второго штифтов.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3