Двигатель внутреннего сгорания
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, а именно к многоцилиндровым двигателям внутреннего сгорания (ДВС), преимущественно дизельным. Технической задачей изобретения является создание компактной конструкции впускного устройства двигателя с повышенной акустической эффективностью. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель внутреннего сгорания содержит впускное устройство, состоящее из воздухоочистителя и из ресивера с отдельными впускными патрубками, которые соединяются с головкой цилиндра и сообщаются с отдельными цилиндрами посредством впускных клапанов. Корпус воздухоочистителя снабжен входным окном для воздухозаборного патрубка и имеет форму кругового цилиндра, ограниченного днищем и крышкой. Полости ресивера и воздухоочистителя сообщаются посредством воздухопровода. Причем воздухопровод выполнен разветвленным, имеет, по крайней мере, два входных и два выходных патрубка, которые объединены общим трубопроводом, а входные патрубки закреплены на боковой стенке ресивера и днище воздухоочистителя. Оси входного окна воздухозаборного патрубка и оси свободных срезов входных патрубков размещены во взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось цилиндрического корпуса, при этом соотношение расстояний от центров свободных срезов входных патрубков до оси цилиндрического корпуса и площадей их поперечного сечения выполнено соответствующим следующей зависимости: a1/a2 = 2/
1, где а1, а2 - расстояние от центров срезов до оси цилиндрического корпуса, а
1,
2 - площади поперечных сечений срезов. Соотношение расстояний от центров свободных срезов выходных патрубков до нормальной плоскости поперечного сечения ресивера, проходящей через центр тяжести его объема, и площадей их поперечного сечения может быть выполнено соответствующим следующей зависимости:
1/
2 = S2/S1, где
1,
2 - расстояние от центров срезов до названной плоскости, а S1, S2 - площади поперечных сечений срезов. Таким образом, суммарная акустическая работа, совершаемая пульсациями газа в патрубках разветвленного воздухопровода, оказывается равной нулю, что предотвращает возбуждение самых энергоемких низших собственных форм колебаний объемов ресивера и воздухоочистителя. 1 з.п.ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к многоцилиндровым двигателям внутреннего сгорания преимущественно с реализацией дизельного рабочего процесса.
Система впуска дизельного двигателя, вследствие ее конструктивных особенностей, является одним из самых мощных источников шума двигателя в целом. В отличие от дизельных двигателей, в системах впуска карбюраторных двигателей внутреннего сгорания (далее ДВС), содержащих дроссельные заслонки, прикрывающие проходное сечение на частичных нагрузках, а также наличие в системах диффузорных элементов, обеспечивается существенное ослабление резонансных свойств системы в целом, т.к. вследствие значительных активных сопротивлений этих элементов колебательная система становится менее "добротной" (т.е. резонансные частоты являются в достаточной степени задемпфированными). Это в определенной степени является положительным фактором, т.к., несмотря на наличие дополнительных гидравлических сопротивлений, с одной стороны частично компенсируются потери наполнения цилиндров (потери эффективной мощности, улучшение экономичности двигателя) вследствие снижения резонансных амплитуд пульсаций объемного расхода воздуха (а рост гидросопротивлений системы, как известно, пропорционален квадрату амплитуды пульсаций расхода газа), с другой стороны, обеспечивается некоторое подавление резонансных пульсаций газа во впускной системе ДВС, благоприятное с точки зрения звукового (шумового) излучения в окружающую среду, производимого как открытыми концами воздухозаборных патрубков воздухоочистителя (аэродинамический шум), так и вибрирующими стенками элементов системы впуска (структурный корпусной шум). Японской фирмой "Мазда Мотор" в ЕПВ N 0376299, F 02 M 35/12, публ. 04.07.90, в устройстве для подавления газовых пульсаций и шума во впускной системе ДВС предусмотрено использование специального приспособления для подавления каждой из резонансных гармоник пульсаций, кратных (0,5 + h) длинам резонансных волн пульсаций, где h - целое число, равное нулю или более нуля. Германской фирмой "Фольксваген" в устройстве по заявке ФРГ N 3742322, F 02 M 35/10, публ. 07.07.88, предусматривается демпфировать колебания потока всасываемого воздуха в ДВС за счет включения во впускной тракт дополнительного "успокоительного" ресивера с эластичными стенками, в котором за счет упругих деформаций стенок ресивера, вследствие пульсирующего воздействия газового потока на упругие стенки, будет происходить преобразование энергии пульсаций в тепловую энергию в упругом материале стенки, имеющей высокое внутреннее трение материала (резины). К очевидным недостаткам такой системы следует отнести относительную дороговизну устройства, нестабильность упругодемпфирующих характеристик в зависимости от изменения температурных условий и длительности эксплуатации, малую долговечность, опасность попадания неочищенного воздуха в цилиндры ДВС при механическом повреждении упругой стенки, возможное существенное излучение звука колеблющейся "пульсирующей" упругой стенкой и т.п. Известна система впуска двигателя внутреннего сгорания по а.с. СССР N 1281722, кл. F 02 M 35/16, публ. 07.01.87, бюл. N 1, содержащая ресивер-воздухоочиститель в виде корпуса с крышкой, снабженной входным окном, и фильтрующим элементом, входной патрубок и впускные трубы, выполненные дугообразными, образующая одну из стенок корпуса и сообщенные с его полостью при помощи калиброванных отверстий, причем свободные срезы труб размещены внутри полости корпуса, а геометрические центры срезов впускных труб смещены относительно плоскости, проходящей через центр условного параллелепипеда, отводящей срезы труб от входного окна на расстояние L = (0,2... 1,0) dгидр, где dгидр - гидравлический диаметр входного патрубка. Расстояние от центров калиброванных отверстий впускных труб до указанной плоскости выбрано равным








- на фиг. 2 и 3 показана первая низшая собственная резонансная продольная форма колебаний звукового давления, соответственно, в полости воздухоочистителя и полости ресивера;
на фиг. 4 и 5 показаны аналогичные повысотные моды, соответственно, в полости воздухоочистителя и в полости ресивера. Двигатель внутреннего сгорания, содержащий впускное устройство, состоящее из ресивера 1 с отдельными впускными патрубками 2, 3, 4 и 5, которые соединяются с головкой цилиндра 6 и сообщаются с отдельными цилиндрами посредством впускных клапанов 7, и воздухоочистителя, корпус 8 которого имеет форму кругового цилиндра, ограниченного днищем 9 и крышкой 10, причем полости "А" и "Б", соответственно, ресивера и воздухоочистителя сообщаются посредством воздухопровода 11. Последний выполнен разветвляющимся и имеет, по крайней мере, два входных 12 и 13 и два выходных 14 и 15 патрубка, которые объединены общим трубопроводом 16, причем свободные срезы 17 и 18 входных патрубков 12 и 13 размещены в полости "Б" воздухоочистителя, по обе стороны от оси его цилиндрического корпуса, в плоскости, перпендикулярной плоскости, проходящей через центр входного окна воздухоочистителя и ось его цилиндрического корпуса, а свободные срезы 19 и 20 выходных патрубков 14 и 15 размещены в полости "А" ресивера, по обе стороны от нормальной плоскости его поперечного сечения, проходящей через центр тяжести "Ц" объема ресивера. С точки зрения достижения максимальной акустической эффективности целесообразно свободные срезы 17 и 18 входных патрубков 12 и 13 в полости "Б" воздухоочистителя разместить на расстоянии H/2 0,3 d от поверхности днища 9 корпуса, где H - высота корпуса воздухоочистителя; d - диаметр свободного среза входного патрубка. Одновременно с этим корпус ресивера 1 предпочтительно выполнить в форме кругового цилиндра, ограниченного глухими торцевыми стенками 21 и 22, при этом свободные динамические (т.е. условно удлиненные на величину 0,3 d, где d - диаметр проходного сечения среза патрубка, от статического состояния) срезы 19 и 20 выходных патрубков 14 и 15 расположить на расстоянии (0,58...0,68)r от оси X-X цилиндрического корпуса ресивера 1, где r - радиус кругового цилиндра корпуса ресивера. Кроме того, в середине общего трубопровода 16 патрубков 12, 13 и 14, 15 может быть дополнительно размещен акустический рассеиватель 23. Последний может представлять собой перфорированную перегородку, пробку (таблетку) из обладающего высокими демпфирующими свойствами газопроницаемого, пористого или сетчатого материала, например металлорезины, металлического пористого сетчатого материала, катодной меди и пр. Дополнительно на фиг.1 показаны фильтрующий элемент 24 и входное окно 25 в корпусе 8 воздухоочистителя. На фиг. 2-5 символом P обозначена амплитуда звукового давления на соответствующих низших собственных формах колебаний воздушного объема, заключенного в полостях "A" (ресивера) или "Б" (воздухоочистителя). Предлагаемый двигатель работает обычным образом. Открытие впускного клапана 7 (клапанов) в одном из цилиндров двигателя вызывает перепад давления до и после клапана 7 (в цилиндре двигателя по отношению к окружающей среде). Пульсации воздуха и упругие волны разрежения-сжатия воздушной среды, заполняющей трассу системы впуска, со скоростью звука распространяются по направлению от впускного клапана 7 к открытому срезу 26 патрубка 25 патрубка воздухоочистителя 8, а также в направлении всех свободных отводных тупиковых каналов трассы впуска с закрытыми впускными клапанами в данный момент - впускные патрубки 2...5 через сообщающийся объем воздухопровода 11, отражаются от закрытых впускных клапанов (тупиковые волноводы). Т.е. образуется звуковое газодинамическое поле многократно отражающихся упругих волн в сложном геометрическом объеме впускной системы с утечкой (излучением) энергии этих упругих волн в окружающую среду через свободно открытый срез воздухозаборного патрубка 26 воздухоочистителя 8 в виде звука. Распределение звуковых давлений на наиболее энергоемких низших собственных резонансных формах (первых формах) колебаний газа в объемах ресивера 1 и воздухоочистителя 8 характеризуется в виде косинусоид с минимумом значения давления в плоскостях, проходящих через центр тяжести названных объемов ресивера 1 и воздухоочистителя 8 (см. фиг. 2 и 3). Предполагаемым изобретением предусматривается комплексное решение проблем уменьшения стоимости, максимальной унификации, компактности, жесткости, устойчивости и повышения шумозаглушающей способности за счет применения конструкции агрегатированного модуля ресивера и воздухоочистителя, сообщенных между собой оптимальным разветвляющимся воздухопроводом 11, свободные срезы 17-20 которого раскачивают объем газа в полостях "А" и "Б" относительно центров тяжести названных объемов с одинаковым по величине моментом, но с противоположным знаком, что сводит суммарную работу смежных срезов 17, 18 и 19, 20 по раскачке соответствующего объема полости к нулю, что, таким образом, исключает интенсивное шумовое загрязнение окружающей среды работающей энергетической установкой на транспортном средстве или стационарной энергетической установкой. Рассмотрим подробно акустические процессы, протекающие во время работы двигателя в воздушных полостях (объемах) "А" и "Б". Пульсирующий поток, поочередно возникающий в патрубках 2...5 в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя, динамически возбуждает объем газа (воздуха) как упругую массу в полости "А" ресивера 1, что приводит, в том числе, к возникновению в полости "А" ресивера 1 резонансных, с высокими амплитудными значениями, стоячих акустических волн (низших собственных мод продольных колебаний воздушного объема полости ресивера, фиг. 3). Энергия возбужденной первой собственной моды в полости "А" (фиг. 3) не передается в полость "Б" воздухоочистителя, поскольку она компенсируется в зоне рассеивателя 23, т. к. срезы 19 и 20 работают с одинаковой производительностью и синфазно, т.е. избыточное давление, попадающее в патрубок 14, складывается с отрицательным давлением такой же величины, образующимся в патрубке 15, что и приводит к взаимной компенсации величин этих давлений в зоне рассеивателя 23. Т. о. срезы 19 и 20 работают как противофазные, с равной производительностью, акустические монополи. Совершенно аналогичная картина происходит и в полости "Б" воздухоочистителя, в которой срезы 17 и 18 возбуждают аналогичную резонансную моду колебаний звукового давления. Здесь первая собственная мода колебаний в полости "Б" (фиг. 2) не передается через окно 25 в окружающую среду, поскольку центр окна 25 и оси срезов 17 и 18 расположены во взаимно перпендикулярных полостях, проходящих через ось цилиндрического корпуса. Т.е. центр окна 25 расположен в узловой линии (где величина давления близка к нулю) колебаний звукового давления этой формы колебаний. В это же время первая собственная мода воздушной полости "Б" не возбуждается вследствие симметричного уравновешенного воздействия на воздушный объем полости "Б" двух идентичных по производительности синфазных акустических монополей в виде срезов 17 и 18. Одновременно с этим влияние этой формы на полость "А" ресивера 1 минимально в силу того обстоятельства, что срезы 17 и 18 работают как синфазные, равной производительности, монополя, т.е. избыточное давление этой формы колебаний, передающееся в патрубок 12, компенсируется аналогичным по величине, но противоположным по знаку разрежением, образующемся в это же время в патрубке 13. Компенсация давления происходит аналогичным образом в зоне рассеивателя 23. Из фиг. 4 и 5 наглядно видно, что размещение динамических срезов (условно удлиненных на 0,3 d от своего статического состояния, где d - диаметр соответствующего среза) патрубков 12...15 в узловых линиях первых повысотных собственных резонансных форм колебаний объемов "А" и "Б", предотвращает передачу звукового давления этих мод через газопровод 11 и сводит к минимуму их влияние по всей длине впускного тракта как в сторону окружающей среды, так и в сторону впускных клапанов 7 двигателя. Наличие в газопроводе 11 рассеивателя 23 звуковой энергии позволяет более полно скомпенсировать разность давлений, образующихся в патрубках 12, 13 и 19, 20, учитывая при этом некоторую неточность изготовления конструкции (допуски на длины патрубков, их толщину и сечение, отклонение геометрических форм корпуса 8 воздухоочистителя и ресивера 1 и другие конструктивно-технологические обстоятельства). Таким образом, образованная разветвленная система газопровода 11, сообщающая воздушные полости "А" и "Б" трубопроводами 12, 13, 14, 15, позволяет исключить как резонансное возбуждение низших собственных мод колебаний этих полостей, так и исключить взаимную передачу отдельных возбужденных низших собственных мод колебаний из одной полости в другую. Такая конструкция позволяет устранить резонансную передачу звука, генерируемого полостью цилиндра движущимся поршнем и открывающимся впускным клапаном 7 и распространяемого по всей трассе системы впуска в направлении входного окна 25, снизить шум дизельного двигателя, излучаемый в окружающую среду. Монтаж воздухоочистителя 8 через жесткий и короткий разветвленный газопровод 11 на боковой стенке ресивера 1 через две опорные зоны позволяет обеспечить высокую устойчивость, жесткость и надежность соединения ресивера 1 и воздухоочистителя 8 в сравнении с конструкцией, описанной в прототипе. При этом достигается компактность агрегатированного узла всего впускного устройства двигателя и устраняются все описанные выше недостатки прототипа.
Формула изобретения
a1/a2 =


где а1, а2 - расстояние от центров срезов до оси цилиндрического корпуса;




где


S1, S2 - площади поперечных сечений срезов.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2