Способ возведения мостовых бетонных опор
Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при возведении монолитных бетонных опор мостов. Способ возведения мостовых опор начинают с подготовки основания под опору. Затем устанавливают оснастку и арматурный каркас для бетонирования фундамента. Далее бетонируют фундамент, оставляя в центре верхней части фундамента незабетонированную нишу, размеры которой определяют по приведенным зависимостям. Затем монтируют оснастку и арматурный каркас для бетонирования тела опоры. А по прошествии времени 1 после окончания бетонирования ниши бетонируют тело опоры и выдерживают конструкцию при заданном температурно-влажностном режиме до достижения ею требуемых эксплуатационных параметров и разбирают оснастку. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в повышении трещиностойкости массивных бетонных опор мостов путем обеспечения допустимого перепада температур между фундаментом и телом опоры в момент ее твердения в случае большого перерыва между бетонированием фундамента и тела опоры. 10 ил.
Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при возведении массивных монолитных бетонных опор мостов.
Известен способ возведения массивных бетонных опор, содержащий операции подготовки основания под опору, монтажа оснастки и арматурного каркаса для бетонирования фундамента и тела опоры, выдерживание конструкции до достижения требуемой прочности бетона и разборки оснастки (Евграфов Г.К. "Мосты на дорогах". Трансжелдориздат, М., 1955, с. 317-327). Недостаток этого способа заключается в том, что разные поперечные размеры по высоте опоры требуют перерывов бетонирования. Эти перерывы приводят к появлению ревности температур между смежными по высоте участками опоры в момент твердения очередного участка, причем более высокая температура формируется во вновь бетонируемом (верхнем) участке. После выравнивания температур в верхнем участке образуются растягивающие напряжения, нередко приводящие к появлению трещин. Наиболее близким к заявляемому является способ возведения мостовых массивных монолитных бетонных опор, включающий операции подготовки основания под опору, монтажа оснастки и арматурного каркаса для бетонирования фундамента и тела опоры, бетонирование фундамента и тела опоры с последующим выдерживанием конструкции при заданном температурно-влажностном режиме до достижения требуемых эксплуатационных параметров бетонного массива и разборки оснастки ("Рекомендации по повышению трещиностойкости сборных и монолитных бетонных и железобетонных опор мостов", ВНИИ транспортного строительства (ЦНИИС), Москва, 1969). Недостаток указанного способа заключается в том, что в реальных условиях трудно обеспечить требуемый температурно-влажностной режим. Перепад температур между нижним и верхним ярусом в момент твердения последнего в большинстве случаев превышает допустимые пределы, что приводит к появлению трещин в верхнем ярусе бетонируемой конструкции. Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении трещиностойкости мостовых бетонных опор путем обеспечения допустимого перепада температур между фундаментом и телом опоры в момент ее твердения в случае большого перерыва между бетонированием фундамента и тела опоры. Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что в способе возведения мостовых бетонных опор, включающем операции подготовки основания под опору, монтажа оснастки и арматурного каркаса для бетонирования фундамента и тела опоры, бетонирование фундамента и тела опоры с последующим выдерживанием конструкции при заданном температурно-влажностном режиме до достижения ею требуемых эксплуатационных параметров и разборки оснастки, бетонирование фундамента осуществляют в два этапа, причем на первом этапе бетонируют основную часть фундамента, оставляя в центре верхней части его незабетонированную нишу, затем монтируют оснастку и арматурный каркас для бетонирования тела опоры, бетонируют нишу, а по прошествии времени







a


на фиг. 1 изображена схема возводимой массивной монолитной бетонной опоры моста в плане;
на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1;
на фиг. 3 - поперечное сечение опоры (сечение Б-Б) в случае бетонирования фундамента без ниши;
на фиг. 4 - эпюра разности температур в момент твердения бетона тела опоры;
на фиг. 5 - эпюра свободных деформаций (т.е. при отсутствии связи между фундаментом и телом опоры) после выравнивания температуры по высоте опоры;
на фиг. 6 - эпюра упругих температурных напряжений после выравнивания температуры по высоте опоры (см. фиг. 5);
на фиг. 7, 8, 9, 10 - то же, что и соответственно на фиг. 3, 4, 5, 6, но в случае бетонирования фундамента с нишей. Способ возведения мостовых бетонных опор заключается в следующем. Вначале осуществляют подготовку основания под опору. Эта операция характеризуется, например, укладкой на поверхность 1 грунта щебеночной подушки 2. При этом поверхность 1 грунта может быть дном котлована, а слабый грунт усилен свайным или столбчатым основанием. Далее осуществляют установку оснастки и арматурного каркаса для бетонирования фундамента 3. Арматурный каркас состоит из сеток 4 в нижней и верхней частях фундамента и вертикальных стержней 5. Оснастка включает опалубку 6, тепло- и влагозащитное покрытие, укладываемое сбоку и сверху, каркас для закрепления опалубки и т.п. Следующая операция - бетонирование тела фундамента 3. При этом оставляют незабетонированной нишу 7. Для этого устанавливают в процессе бетонирования фундамента дополнительную опалубку 8. Размеры ниши назначают следующими. Ширина и длина ниши определяются двумя условиями, т.е. зависят, с одной стороны, от размеров фундамента, с другой - от тела опоры (все размеры в метрах):

a


l


a, h, l - соответственно ширина, глубина и длина ниши;
B, L - соответственно ширина и длина верхней поверхности фундамента;
C, D - соответственно ширина и длина тела опоры на уровне верхней поверхности фундамента;
m1 - m5 - коэффициенты условий работы, принимаются по конструктивно-технологическим соображениям равными (1













Формула изобретения


а


I

h = m2

где a, h, I - соответственно ширина, глубина и длина ниши, м;
В, L - соответственно ширина и длина верхней поверхности фундамента, м;
C, D - соответственно ширина и длина тела опоры на уровне верхней поверхности фундамента, м;
m1, m2, m3, m4, m5 - коэффициенты условий работы, принимаемые по конструктивно-технологическим соображениям равными 1




РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10