Способ изготовления цилиндрических зубчатых колес
Изобретение относится к изготовлению зубчатых колес методом обкатки в двухпрофильном зацеплении. Способ включает обработку инструментом, имеющим смещение исходного контура. Для повышения точности изготовления зубчатых колес путем уменьшения перепадов удельного давления в контактных точках при их чередовании на линии зацепления инструмента и обрабатываемого колеса указанное смещение выбрано в соответствии с углом давления в торцовой плоскости обрабатываемого колеса в полюсе зацепления с инструментом по приведенному выражению в зависимости от торцового модуля, числа зубьев обрабатываемого колеса, профильного угла исходного контура в торцовой плоскости, толщины зуба по дуге делительной окружности (для внутреннего зацепления - ширина впадины), торцового коэффициента перекрытия, радиуса кривизны в нижней точке рабочего профиля колеса, основного диаметра. 7 ил.
Изобретение относится к области зубообработки и может быть использовано на машиностроительных заводах, где для изготовления и контроля зубьев цилиндрических эвольвентных колес применяется инструмент, работающий по методу обкатки (долбяки, дисковые шеверы, червячные фрезы, абразивные червяки, измерительные колеса, зубонакатные валки, резцы для зуботочения).
Зубообрабатывающий инструмент должен обеспечивать в станочном зацеплении с обрабатываемой деталью установленные чертежом (технологией) основной шаг, коэффициент смещения исходного контура (толщину зуба), диаметр впадин, положение граничной точки, форму и параметры переходной кривой, модификацию вершины, а также определенный радиальный зазор и отсутствие интерференции. Стандартный инструмент не всегда удовлетворяет вышеизложенным требованиям. Поэтому используется специальный инструмент со смещением исходного контура (коррекцией). Коррекция инструмента приводит к изменению станочного межосевого расстояния и, следовательно, к изменению угла давления в торцовой плоскости детали в полюсе, зацепления. Известен способ определения коррекции инструмента, заключающийся в предварительном задании величины коррекции и основных параметров инструмента с последующей проверкой, получающихся в результате обработки параметров зубьев колеса. При неудовлетворительных результатах производятся неоднократные корректировки инструмента и практические проверки до получения положительных результатов. Известные способы определения коррекции и методы расчета ее величины по существу являются проверочными и положительный результат во многом зависит от квалификации исполнителя (См. Романов В.Ф. "Расчеты зуборезных инструментов" издательство Машиностроение, 1969 г., Москва). Известен способ определения коррекции инструментов с помощью блокирующих контуров, приведенных в ГОСТе 16532-70 "Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет геометрии", который взят за прототип. Приведенные в ГОСТе 16532-70 блокирующие контуры построены для прямозубых передач со стандартным исходным контуром по ГОСТ 13755-81 и с некоторым приближением используются для определения коррекции зубчатой пары "колесо-инструмент". Обычно коррекция предварительно назначается по блокирующим контурам и после проведения испытаний неоднократно меняется. Окончательное определение коррекции осуществляется по результатам наладочных работ после изготовления пробной партии деталей. Такой способ определения коррекции инструмента не учитывает особенностей кинематики двухпрофильного зацепления, связанных с наличием перепадов удельного давления в местах контакта инструмента с деталью, возникающих в результате изменения количества контактных точек при их чередовании на линиях зацепления. В работе Калашникова Н. А. "Точность в машиностроении и ее законы" (Машиностроение, 1950 г.) погрешности реального зацепления сводятся к одному параметру - к изменению мгновенного радиуса основной окружностью по углу поворота колеса:





db - диаметр основной. На фиг. 1 изображена решетчатая диаграмма двухпрофильного зацепления колеса с инструментом для случая, когда полюс, зацепления располагается на делительной окружности, при этом угол давления в полюсе колеса - 20o. На фиг. 2 изображен профиль зуба колеса и углы развернутости эвольвенты, соответствующие характерным линиям решетчатой диаграммы фиг. 1. На фиг. 3 и фиг. 4 изображены решетчатые диаграммы двухпрофильного зацепления одного и того же колеса с инструментом, коррекция которого выполнена в соответствии с углами давления колеса в полюсе 14o30' и 18o25'. На фиг. 5 и фиг. 6 изображены решетчатые диаграммы двухпрофильного зацепление другого колеса с инструментом, коррекция инструмента при этом соответствует углам давления в полюсе колеса 20o57' и 26o40'. На фиг. 7а и 7б изображены решетчатые диаграммы двухпрофильного зацепления колеса с инструментом и скоординированные относительно них эвольвентограммы профилей. Решетчатая диаграмма позволяет легко устанавливать все точки, находящиеся одновременно в зацеплении при угловом положении колеса. Для этого достаточно провести вертикальную линию при любом задаваемом значении угла




В сечениях I и II на линиях зацепления находятся по две контактные точки, принадлежащие разным профилям зуба, а в сечении III таких точек - три: две точки на левой стороне профиля зуба и одна на правой. В результате при вращении такого зубчатого колеса в двухпрофильном зацеплении с другим колесом, например с измерительным, количество точек контакта по линиям зацепления будет чередоваться 2-3-2-3 и т.д. Диаграмма см. фиг. 3, показывает чередование точек контакта 3-4-3-2-3-4-3-2. .., а на фиг. 4 число контактных точек преимущественно равно 3 и лишь при некоторых очень малых значениях углов

фиг. 5 2-4-2-4 ... фиг. 6 2-3-2-3 ... Решетчатая диаграмма для каждой конкретной пары зубчатых колес индивидуальна, ее размеры и характер чередования контактных точек на линиях зацепления зависят от параметров колес пары: угла развернутости в начале рабочего участка, а следовательно, коэффициента перекрытия; от коррекции колес, а следовательно, от угла зацепления в паре. Изменение угла зацепления в паре за счет изменения одного из колес (например, шевера, долбяка или измерительного колеса) приводит к сдвигу решетки по оси ординат в плюс или минус (в зависимости от увеличения или уменьшения коррекции), при этом изменяется характер чередования контактных точек. Плавное изменение угла зацепления пары создает эффект движения решетки по оси ординат. Выявленная с помощью решетчатых диаграмм последовательность чередования контактных точек справедлива для двухпрофильного зацепления пары теоретических колес. В действительности неизбежны отклонения от теоретического представления о чередовании контактных точек. Поэтому важно выявить и оценить погрешности зубчатого колеса, найти пути их уменьшения. Для теоретического зацепления радиус кривизны в точке контакта "X"



где

Для реального зацепления:












Если



Если









Следовательно, систематическая погрешность шага зацепления приводит к нарастанию абсолютного значения дефектного перемещения при повороте зубчатого колеса на угол от





и









Из этого анализа следуют два практических вывода:
1. Погрешности изготовления зубчатого венца по разному проявляются при двухпрофильном зацеплении в зависимости от последовательности чередования и количества контактных точек. При повороте зубчатого колеса число контактных точек изменяется и сумма погрешностей эвольвент также изменяется. Сумма погрешностей скачкообразно изменяется в моменты выхода из зацепления очередной контактной точки. 2. Если двухпрофильное зацепление пары зубчатых колес происходит под действием постоянной радиальной силы, например при шевинговании, то удельное давление, а следовательно, и съем металла, меняется в зависимости от числа контактных точек. Изменение количества контактных точек, одновременно находящихся на линиях зацепления, а также изменение удельного давления в местах съема металла неизбежны. Способ определения коррекции инструмента осуществляется следующим образом. Угол зацепления, детали с режущим инструментом выбирается из условия минимально возможной разности количества контактных точек на линиях зацепления. Например: 4-3-4-3..., 3-2-3-2... Несоблюдение этого условия приводит к искажению профиля зуба колеса. Для случая







и состоит из трех составляющих:
1. Угла развернутости в начале активного участка

2. Угла


и после преобразования

3. Разности углов развернутости, равной углу поворота детали на половину ширины впадины

Суммируя значения этих составляющих получим:

И после преобразования:

Определение коррекции зубообрабатывающего инструмента, осуществляемое в соответствии с углом зацепления (уравнение [1]), продиктовано необходимостью учета силовых факторов станочного зацепления. Эксплуатационные погрешности колес проявляются в однопрофильном зацеплении, а выявляются в двухпрофильном зацеплении с измерительными колесами. Чтобы максимально исключить методическую погрешность двухпрофильного измерения, необходимо использовать измерительные колеса с определенной коррекцией. Как уже отмечалось, площади эвольвентограмм по правым и левым профилям, скоординированные относительно соответствующих наклонных линий на решетчатой диаграмме, характеризуют дефектное изменение номинального межосевого расстояния в двухпрофильном зацеплении зубчатого колеса с измерительным колесом. Погрешностями измерительного колеса (в силу их малости) в дальнейшем анализе пренебрегаем. Площади эвольвентограмм будем определять как произведение усредненной погрешности профиля ff и угла поворота зубчатого колеса



Для углового положения III

или после преобразования

Дефектное изменение межосевого расстояния при повороте детали от углового положения II до углового положения III характеризуется площадью эвольвентограмм по правым и левым профилям на участке

или после преобразования

В однопрофильном зацеплении (при эксплуатации детали в передаче) на правильность работы зацепления влияет сумма погрешностей эвольвент, характеризуемых площадью эвольвентограммы на длине активного участка зуба, соответствующей углу поворота колеса

Условимся, что погрешности зубчатого колеса, выявляемые при двухпрофильном зацеплении должны соответствовать их проявлению в эксплуатации при однопрофильном зацеплении зубчатой передачи, т.е.


Приравнивая правые части [2] и [3], получим

и после преобразования

Аналогично можно получить уравнение для других угловых положений, например

При угловом положении I сумма погрешностей эвольвент в контактных точках есть площадь эвольвентограмм по правому и левому профилям на участке

и после преобразования:

При угловом положении II

и после преобразования:

Дефектное изменение межосевого расстояния при повороте от углового положения I до углового положения II характеризуется площадью эвольвентограмм по правым и левым профилям на участке

и после преобразования;

Приравнивая правые части уравнений [3] и [6], имеем

откуда

Сопоставление уравнений (4) и (7) показывает независимость величины




Заменив в уравнении [5] значение


При условии


Подставим значение


Сопоставляя [8] и [9], получаем:
- величина угла


- диапазон изменения характеристик выявляемых погрешностей находится в пределах




- для косозубых колес

- для прямозубых зубчатых колес внутреннего зацепления

Уравнение [1] справедливо также для определения угла зацепления в торцовой плоскости детали с режущим инструментом (шевером, долбяком средней изношенности и т.п.
Возможные перемещения решетчатой диаграммы по оси ординат ограничиваются условием


Следовательно, допускаемые пределы изменения угла зацепления

Для нового инструмента допускаемое увеличение угла зацепления ограничивается величиной, определяемой из выражения [11] для учета переточек. Построение решетчатых диаграмм для зацепления нового и изношенного инструмента с деталью дают наглядную картину чередования контактных точек и позволяют уточнить диапазон возможных переточек с целью уменьшения неравномерности распределения удельного давления в зонах резания и переноса дополнительных погрешностей инструмента на деталь. Уравнения [1], [1а], [1б] позволяют без предварительного построения решетчатых диаграмм автоматически выходить на рациональную диаграмму чередования контактных точек. В тех случаях, когда по конструктивным причинам (например, не проходит проверка на радиальный зазор) нельзя принять рассчитанный угол







Проводились производственные испытания червячных фрез и шеверов, параметры которых определены в станочном зацеплении с обрабатываемой деталью из условия обеспечения угла зацепления в торцовой плоскости детали, определяемого из уравнения [1]. Обрабатываемое изделие - вал - шестерня бортредуктора трактора Т-170. Исходные параметры шестерни на операции зубофрезерования:
m = 9, z = 10,



Обработка производилась на зубофрезерном полуавтомате ЕЗА-056.53, предварительно проверенном на технологическую точность. Основные параметры профиля зуба червячной фрезы:




Модификация головки:



Станочный угол зацепления в торцовой плоскости детали равен углу профиля фрезы




Исходные параметры детали на операции зубошевингования: W = 44,467-0,28-0,38
Остальные см. операцию зубофрезерования. Обработка производилась на зубошевинговальном полуавтомате АВС-02-7032, предварительно проверенном на технологическую точность. Параметры шевера:
m = 9, z0 = 23,



da0 = 236,349, s0 = 16,436, hao = 12,4
Станочный угол зацепления в торцовой плоскости детали




Изготовленные детали были обмерены поэлементно и в двухпрофильном зацеплении с измерительным колесом, коррекция и параметры которого были определены в соответствии с уравнением [1]. Достоверность результатов комплексного контроля подтверждена поэлементной проверкой. Производственные испытания зуборезного инструмента показали повышение точности зубчатого венца по нормам кинематики и плавности в 1.6 ... 2 раза по сравнению с деталями, обработанными серийным инструментом, выполненным без учета уменьшения перепадов удельного давления в контактных точках при их чередовании на линиях зацепления.
Формула изобретения


где ms - модуль торцовый;
Z - число зубьев обрабатываемого колеса;

Ss - толщина зуба по дуге по делительной окружности в торцовой плоскости (для внутреннего зацепления - ширина впадины);


db - диаметр основной.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8