Способ защиты от износа шаровых кранов
Изобретение предназначено для использования в газовой, химической и других отраслях промышленности для ремонта и восстановления работоспособности шаровых кранов. Способ защиты от износа шаровых кранов включает введение полимерной герметизирующей пасты в узел уплотнения шарового крана и последующую выдержку до завершения процесса полимеризации. Указанную пасту вводят в предварительно подготовленную полость крана под давлением через сливной штуцер в положении крана "Открыто" с образованием в процессе полимеризации герметизирующей пасты уплотнительного кольца - оболочки в зазоре между поверхностями сферы, корпусом крана и седлами. Способ позволяет обеспечить снижение интенсивности изнашивания деталей герметизирующего контакта в сопряжении "седло - сфера" и увеличить срок службы шаровых кранов. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к запорной арматуре, в частности к технологии ремонта и восстановления работоспособности шаровых кранов, и может быть использовано в газовой, химической и других отраслях промышленности, в том числе технологических коммуникациях газодобывающих и газотранспортных систем.
Известен способ защиты от износа шаровых кранов, основанный на введении герметизирующей пасты в узлы уплотнения шарового затвора (см. А.М. Большаков и др. Опытно-промышленный ремонт шаровых кранов. - Газовая промышленность, 1998, N 12.) Указанный способ не обеспечивает устранение негерметичности запорной арматуры на длительный срок, так как восстановление герметичности экранированной части сопряжения "седло-сфера" требует разработки специализированного стенда, позволяющего получить необходимый разворот шарового затвора, открывающего доступ зонда с пастой в эту часть крана. Такой способ не позволяет получить качественное восстановление уплотнительного элемента седла. Процесс абразивного изнашивания сопряжения, деформация зоны контакта не устраняются и могут прогрессировать, что приводит к необходимости замены самого крана. Кроме того, работы по замене крана, связанные с переврезкой, трудоемки, небезопасны и требуют больших затрат. Замена изношенных уплотнений кранов со сварным корпусом экономически не выгодна и требует больших транспортных и технологических расходов. Из известных способов наиболее близким к предлагаемому является способ защиты от износа шаровых кранов, основанный на устранении негерметичности сопряжения "седло-сфера" путем закачки через смазочные каналы с помощью нагнетательного устройства полимерной герметизирующей пасты в положении крана "Закрыто" (см. Г.С. Крутенко, Е.В. Трофимов. "Жидкость для гидросистем и герметизирующий материал для запорных кранов магистральных газопроводов" - обзор ВНИИ ГАЗПРОМа, серия "Транспорт и хранение нефти и газа", 1988, вып. 8). Недостатком известного решения является невысокая степень герметизации, обусловленная тем, что смазочные каналы кранов диаметром, равным 1 мм, забиты продуктами полимеризации от смазки и технологической грязью, что не всегда позволяет подать в зону контакта полимеризующийся материал с различной степенью вязкости. Осаждающиеся механические примеси внутри корпуса и фланца крана вследствие вибрации газопровода уплотняются, тщательно сепарируются и заполняют все зазоры (пустоты) внутри крана, в том числе попадают в узлы подпятника и шпинделя крана, а также в зону контакта уплотнительного элемента седла с поверхностью сферы. При этом в процессе вращения сферы и прохождения скоростного потока газа происходит интенсивное изнашивание зоны контакта и как следствие нарушение герметичности крана. Инородные тела, такие как окалина, огарки электродов и другие, попадают в зазор между поверхностями сферы, корпуса и фланца, заклиниваются и при вращении сферы образуют поперечные царапины и борозды на уплотнительных элементах седел. Это приводит к полной потере работоспособности шарового крана. Кроме того, этот способ предназначен для аварийных ситуаций в положении крана "Закрыто", и число срабатываний крана не превышает 2-3 раз, после чего, как правило, происходит срыв пасты в газопровод или ее "закусывание" сферой. Срыв пасты в газопровод происходит из-за того, что из смазочных каналов под давлением пресс-масленки паста подается на внешнюю сторону уплотнительного элемента седла, находящуюся в зоне проходного сечения крана, где не имеется условий для сопротивления ее воздействию скоростного напора газа. В основу настоящего изобретения положена задача создания способа защиты от износа шаровых кранов, обеспечивающего снижение интенсивности изнашивания деталей герметизирующего контакта в сопряжении "седло-сфера" путем создания промежуточного уплотнительного кольца-оболочки из полимеризующегося материала в зазоре между поверхностями сферы, корпусом крана и седлами, следствием чего является увеличение срока службы шаровых кранов. Поставленная задача достигается тем, что в способе защиты от износа шаровых кранов, включающем введение полимерной герметизирующей пасты в узел уплотнения шарового крана и последующую выдержку до завершения процесса полимеризации, согласно изобретению указанную пасту вводят в предварительно подготовленную полость крана под давлением, достигаемым серийно-применяемой пресс-масленкой при

Формула изобретения
1. Способ защиты от износа шаровых кранов, включающий введение полимерной герметизирующей пасты в узел уплотнения шарового крана и последующую выдержку до завершения процесса полимеризации, отличающийся тем, что указанную пасту вводят в предварительно подготовленную полость крана под давлением через сливной штуцер в положении крана "Открыто" с образованием с процессе полимеризации герметизирующей пасты уплотнительного кольца - оболочки в зазоре между поверхностями сферы, корпусом крана и седлами. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что введение полимерной герметизирующей пасты осуществляют до появления ее в отверстии декомпрессионного штуцера крана.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4