Способ определения внутренних объемов танков
Изобретение относится к способам определения объемов, в частности, внутренних объемов танков. Способ позволяет снизить трудоемкость измерений. Сущность изобретения заключается в том, что выбирают базовую плоскость внутри измеряемого отделения танка в любом доступном месте и устанавливают на нее устройство для измерения углов. Весь измеряемый объем условно разбивают на сферические секторы, определяют углы между лучами, направленными на характерные точки внутренней поверхности, которые выбирают, например, через 5 или 10°, после чего измеряют расстояния от центра базовой плоскости до этих точек, фиксируют измеренные линейные и угловые размеры сферических секторов и вычисляют искомый объем по формуле где r(
,
) - радиус-вектор, определяемый углами
и
соответственно в вертикальной и горизонтальной плоскостях. 2 ил.
Изобретение относится к способам контроля выполнения эргономических требований к рабочим местам операторов бронированных объектов и может быть использовано при проектировании и конструировании рабочих мест операторов в замкнутом объеме сложной геометрической формы.
В отечественном и зарубежном танкостроении имеет место различный подход к пространственной организации рабочих мест членов экипажей. Вследствие этого их внутренние объемы заметно различаются. Поэтому важное значение приобретает количественная оценка тенденций изменения забронированных пространств (и их составляющих) по мере совершенствования и усложнения бронетанковой техники. Сопоставительный анализ и сравнимая оценка величины внутренних объемов выполненных образцов БТ техники наряду с их линейными размерами дают возможность разработки практических рекомендаций по улучшению эргономических показателей существующих и обоснованию требований к рабочим местам членов экипажей перспективных танков и БМП. Но для этого нужны эффективные способы и средства определения внутренних не занятых устройствами управления и отображения информации объемов рабочих мест членов экипажей бронеобъектов. Основная трудность решения задачи точного определения свободных забронированных объемов заключается в том, что их сечения имеют сложную конфигурацию. Кроме того, ограниченность внутреннего пространства создает очень большие неудобства для проведения прямых измерений и является причиной не только увеличения трудоемкости измерений, но и снижения точности. Известны способы определения внутренних объемов, основанные, например, на определении объема сыпучих тел и жидкости, заполняющих исследуемый объем: по весу жидкости, вытесненной твердым телом; путем создания звуковых полей в исследуемом и контрольном объектах и замера разности времени реверберации; путем последовательной откачки газа из эталонного и измеряемого сосуда и измерения времени перекачки и давления в начале и конце откачки; путем заполнения исследуемого объема шарами с последующим вычислением их суммарного объема и некоторые другие (см., например, Карандин Ю.А. Измерение внутренних объемов. -М.: Машиностроение, 1973, с. 184). Внутренние объемы рабочих мест членов экипажей современных танков насыщены дорогостоящей и сложной аппаратурой, поэтому применение известных способов для определения забронированных объемов обходится дорого, сопряжено с выходом аппаратуры из строя и, следовательно, нецелесообразно. Известен способ измерения внутренних объемов тел сложной геометрической формы - так называемый способ параллелепипедов (см. Маликов М.Ф. Основы метрологии, ч. 1.-М.: Наука, 1949, с. 54). Суть его заключается в том, что весь измеряемый внутренний объем заранее разбивают условно на ряд параллелепипедов, измеряют и фиксируют три размера (длину, ширину, высоту) каждого из них, перемножают размеры между собой и получают объем такого параллелепипеда, затем все вычисленные значения объемов складывают и получают искомое значение внутреннего объема тела. Недостатком этого способа является невысокая точность, связанная с неудобством проведения измерений выделенных параллелепипедов в ограниченном пространстве внутри объекта или же с большим шагом производимых замеров; при уменьшении шага для повышения точности определения величины внутреннего объема быстро растет количество и время производимых замеров и вычислений, но точность возрастает незначительно. Задачей настоящего изобретения является повышение точности и уменьшение трудоемкости определения объема забронированных пространств танков. Указанная задача решается тем, что весь измеряемый внутренний объем танка условно разбивают на сферические секторы, выбирают базовую плоскость в любом доступном месте внутри измеряемого объема, устанавливают на нее устройство, определяют углы между лучами, направленные на характерные точки внутренней поверхности, выбранные, например, через 5 или 10o, измеряют расстояние от центра базовой плоскости до этих точек, фиксируют измеренные линейные и угловые размеры и по специально разработанной программе на IBM PC вычисляют величину исследуемого внутреннего объема танка. Сущность изобретения заключена в условном разбивании всего измеряемого внутреннего объема на сферические секторы, телесный угол каждого из которых равен шагу разбиения, например, 5 или 10o, а образующая определяется величиной замеренного радиус-вектора. Путем суммирования сферических секторов по всему определяемому пространству получают искомый объем по формуле:






2 - вертикальный полукруг (полудиск);
3 - раздвижная измерительная линейка. С началом работы устройство устанавливают на выбранную базовую плоскость, например, подушку сидения члена экипажа (см. фиг. 1), выводят линию 0-180o на лимбе опорного горизонтального круга (диска) по направлению к носовой части бронеобъекта, устанавливают вдоль этой линии вертикальный полукруг (полудиск) так, чтобы нулевое деление на его лимбе было направлено к носовой части бронеобъекта, устанавливают раздвижную измерительную линейку в крайнее нижнее положение, а ее стержень выдвигают до упора в точку внутренней поверхности измеряемого объема, считывают значение измеренного расстояния и фиксируют это расстояние и углы в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Затем перемещают линейку вокруг своей оси по вертикальному полукругу на угол, определяемый выбранным шагом производимых замеров, например, на 5 и 10o, измеряют длину линейки до упора в другую точку внутренней поверхности, фиксируют значения измеренного расстояния и углов в горизонтальной и вертикальной плоскостях, и продолжают такие измерения до тех пор, пока измерительная линейка не пройдет с заданным шагом все деления на лимбе вертикального полудиска. После этого перемещают вертикальный полудиск вокруг вертикальной оси устройства на заданный шаг проводимых измерений, например, 5 или 10o, устанавливают линейку на нулевое деление на лимбе вертикального полудиска, замеряют расстояние до точки на внутренней поверхности бронеобъекта, фиксируют полученные значения измеренного расстояния и величин соответствующих углов, перемещают линейку на заданный угол в вертикальной плоскости, фиксируют значения линейной и угловых величин и продолжают эти замеры до тех пор, пока вертикальный полудиск не пройдет с заданным шагом все деления на лимбе опорного горизонтального диска, а измерительная линейка - все деления на вертикальном полудиске. Полученные значения линейных и угловых размеров сферических секторов, составляющих измеряемый объем, фиксируют (например, в таблице), а затем с помощью IBM PC по этим данным вычисляют внутренний объем бронеобъекта. Предложенный способ позволяет определить внутренние объемы тел сложной геометрической формы с более высокой точностью при снижении трудоемкости производимых прямых измерений более чем на 30% по сравнению с существующими способами. Кроме того, попутно определяются линейные размеры забронированного пространства. Наличие базовой поверхности, исключающей как систематическую, так и случайную ошибку прямых измерений, возможность прямого доступа практически к любой точке внутренней поверхности измеряемого объема, возможность изменения шага измерений в большом диапазоне обусловливают значительное (в 2-6 раз, как показал опыт практических измерений) увеличение точности предлагаемого способа по сравнению со способом параллелепипедов. Снижение трудоемкости обеспечивается бесповторностью измерений и достигается тем, что на каждом шаге измеряется фактически 1 размер, а не 3. Применение предлагаемого способа в практике проектирования рабочих мест экипажей танков и других объектов бронетанковой техники может в известной степени способствовать решению проблем их эргономического обеспечения.
Формула изобретения

где r(




РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2