Порошковая сцепная муфта
Изобретение относится к коническим сцепным муфтам, предназначенным для соединения валов, передающим вращающий момент благодаря силам трения между ведущей и ведомой полумуфтами. Порошковая сцепная муфта содержит разъемный корпус с установленными соосно валами, на которых жестко закреплены ведущая и ведомая полумуфты, последняя из которых связана с приводным механизмом. Полумуфты выполнены в виде дисков, на торцах которых выполнено несколько конических канавок и выступов, расположенных концентрично, канавки ведущей полумуфты выполнены в обратной конфигурации выступам и канавкам ведомой полумуфты с таким расчетом, чтобы выступы ведущей полумуфты могли входить в канавки ведомой полумуфты с возможностью вращения. Торцевые поверхности обеих полумуфт разбиты на несколько секторов радиальными впадинами, равномерно распределенными по окружности, глубина которых соответствует глубине концентрических канавок. На внешней окружной поверхности ведомой полумуфты выполнены заборные канавки, расположенные под углом к оси вала и соединяющие радиальные впадины с внешней задисковой полостью. Между дисками помещается фрикционный порошок. В результате повышается надежность, упрощается конструкция и исключаются фрикционные накладки. 2 ил.
Изобретение относится к сцепным коническим муфтам, позволяющим плавно соединять и разъединять валы в процессе их вращения, и может найти самое широкое применение в машиностроении и везде там, где используются подобные механизмы.
Предлагаемая порошковая муфта также может с успехом использоваться в качестве тормозного механизма. Известные конические фрикционные муфты мало находят применение в технике и преимущественным образом используются для передачи вращающегося момента /или торможения/ с небольшими динамическими нагрузками /см. "Словарь-справочник по механизмам" Ф.М. Крайнева, Москва, Машиностроение, 1981 г., стр. 327/. Для увеличения силы трения к ведомым дискам приклепываются накладки из фрикционного материала. Широкое применение в технике находят дисковые фрикционные муфты /см. там же, стр. 390/, но они также имеют эти же недостатки, т.е. используют также фрикционные накладки. Известные фрикционные муфты /конические и дисковые/ включают в себя разъемный корпус с установленными соосно ведущим и ведомым валами, на которых установлены полумуфты /ведомая и ведущая/. Ведомая полумуфта связана с приводным механизмом. Недостатками у известных фрикционных конических муфт является то, что у них мала площадь соприкасающихся поверхностей, что снижает силу трения и не позволяет их использовать при передаче вращательного момента с большими динамическими нагрузками. Недостатками всех известных фрикционных муфт является сложность их конструкции, которые содержат для увеличения трения приклепанные накладки из фрикционного материала, которые при многократном соединении и разъединении полумуфт быстро изнашиваются. Замена накладок требует к себе большей профессиональной подготовки, что усложняет эксплуатацию таких муфт. С целью повышения сил трения, упрощения конструкции и исключения фрикционных накладок предлагается совершенно иная по конструкции коническая сцепная муфта, использующая в качестве фрикционного материала, в местах соприкосновения рабочих поверхностей у полумуфт, фрикционный порошок /например, алюминиевую пудру/. Муфта включает в себя разъемный корпус с установленными соосно ведущим и ведомым валами, на одном из которых жестко закреплена ведущая полумуфта, а на другом - ведомая полумуфта. Ведомая полумуфта имеет возможность перемещаться вдоль оси вала и связана с приводным механизмом. Конструктивной особенностью порошковой сцепной муфты является то, что полумуфты выполнены в виде дисков, на торцах которых выполнены несколько конических канавок /впадин/ и выступов, расположенных концентрично относительно друг друга, причем выступы и канавки ведущей полумуфты выполнены в обратной конфигурации выступам и канавкам ведомой полумуфты с таким расчетом, чтобы конические выступы ведущей полумуфты могли входить в канавки ведомой полумуфты и, наоборот, выступы ведомой полумуфты могли свободно входить в канавки ведущей полумуфты с возможностью вращаться относительно друг друга. Кроме того, торцевые поверхности обеих полумуфт разбиты /поделены/ на несколько секторов радиальными впадинами /выемками/, равномерно распределенными по окружности. Глубина радиальных впадин соответствует глубине концентрических канавок. На внешней окружной поверхности подвижной полумуфты выполнены несколько заборных канавок, расположенных под углом к оси вала и соединяющих радиальные полости с внешней, задисковой полостью. Между дисками, в полостях полумуфт, помещается фрикционный порошок. В качестве фрикционного порошка /заполнителя/ можно использовать вязкие, товотные нефтяные продукты /например, нигрол и т.п./ с примесями фрикционных порошков. Сами полумуфты изготавливаются, наоборот, из более прочного материала. На фиг. 1 показана порошковая муфта в поперечном сечении по А-А на фиг. 2. На фиг. 2 показана порошковая муфта в продольном сечении по Б-Б на фиг. 1. Порошковая сцепная муфта содержит разъемный корпус 1 и 2, жестко закрепленный на ведущем валу 3. Ведущая полумуфта выполнена за одно целое с корпусом. На торцевой поверхности диска /корпуса/ 1 выполнены несколько конусообразных канавок 4 /семь шт./, расположенных относительно друг друга концентрично и разделяющихся между собой концентрическими выступами 5 /семь шт. /. Торцевая поверхность с выступами разделена на сектора радиальными впадинами /выемками/ 6 /шесть шт./, равномерно распределенными по окружности /см. угол






Формула изобретения
Порошковая сцепная муфта, содержащая разъемный корпус с установленными соосно валами, на которых жестко закреплены ведущая и ведомая полумуфты, последняя из которых связана с приводным механизмом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, упрощения конструкции и исключения фрикционных накладок, полумуфты выполнены в виде дисков, на торцах которых выполнено несколько конических канавок и выступов, расположенных относительно друг друга концентрично, причем выступы и канавки ведущей полумуфты выполнены в обратной конфигурации выступам и канавкам ведомой полумуфты с таким расчетом, чтобы выступы ведущей полумуфты могли входить в канавки ведомой полумуфты и, наоборот, выступы ведомой полумуфты могли входить в канавки ведущей полумуфты с возможностью свободного вращения, торцовые поверхности обеих полумуфт разбиты на несколько секторов радиальными впадинами, равномерно распределенными по окружности, глубина радиальных впадин соответствует глубине концентрических канавок, на внешней окружной поверхности ведомой полумуфты выполнено несколько заборных канавок, расположенных под углом к оси вала и соединяющих радиальные впадины с внешней задисковой полостью, между дисками в полостях полумуфт помещается фрикционный порошок.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2